ЖИВОЕ СЛОВО ИСТОКИ ГАЛАНТНОСТИ – В пору моей молодости было такое понятие – буржуазные замашки. Целование руки у дамы входило тогда в их число. Однако до революции в культурном обществе это был общепринятый обычай, и никакого греха я в этом не вижу. Таким образом воздается дань уважения. Например, в старые времена не только мужчины, но и женщины, девицы целовали руку барыне. Есть закон предпочтения. И он диктует как правила, так и исключения из них. Например, духовное лицо руку даме целовать не может. Наоборот, ему руку должно целовать. Но вместе с тем, если священник целует руку матери или игуменьи – это не выглядит нарочито и не может быть осуждено. Правда, следует понимать, что делает он это не из соображений этикета, а из особого уважения. Но вот бывает, что руку целуют колдунье, то есть склоняются ниц перед ее промыслом. В этом случае человек действительно целует лапу сатане. Как принято здороваться в православной традиции? Это может быть и троекратное целование, особенно уместное в Пасхальные дни или после долгой разлуки. Можно вежливо кивнуть головой или поклониться. Думаю, что поклон – это наиболее приемлемая форма приветствия. Отец Константин Стрекачев – настоятель часовни при Республиканском роддоме г.Петразаводска (Карелия): – Я не соглашусь с тем, что между целованием руки и «лапы» нет никакой разницы. В каждую эпоху существовали свои формы этикета. Они отличаются друг от друга и в разных странах. Например, во Франции женщин принято целовать в обе щечки. Не знаю, с чем это связано. Если говорить о целовании руки, то сам я лично никогда не целовал и плохо себе представляю, как ее – эту руку – можно заполучить. Такого, чтобы дама сама ее протянула для поцелуя, я в своей жизни не наблюдал. Иная вообще может тебя неправильно понять и пощечину отвесит. То есть сам по себе, мне кажется, это неплохой обычай. И если он снова станет нормой, то так тому и быть. Но сегодня он нормой не является. И поэтому, с духовной точки зрения, здесь есть вопросы. Не к тем, для кого соблюдение этого правила естественно – они так воспитаны, хотят проявить свое уважение к женщине. Но есть люди, для которых целование ручек может стать соблазном. Средством утолить гордыню – вот, мол, я какой эстет, человек прошлого и т.п., или исканием чувственного удовольствия. То есть все зависит от того, какой смысл вкладывает человек в этот жест. Но как же все-таки приветствовать даму? Рукопожатие – это как-то тоже не то. Лучше всего, наверное, поклониться. Надо сказать, приветствие – это не единственная проблема. К сожалению, старые формы вежливого обращения умерли, а новые так и не появились. Как сегодня обращаться к женщинам? Я лично пока не нашел ответа. Стараюсь обычно выяснить имя, могу матушкой назвать, если дело происходит в храме. Ну а как быть в автобусе? Госпожой не назовешь, сударыней тоже. На «женщину» могут обидеться. А скажешь «товарищ» – так не всякая поймет, что к ней обращаются, это как-то безлико, бесполо. Вот и думай, что делать. Отец Иоанн Привалов, настоятель Сретенского храма с.Заостровье (Архангельская обл.): – На каком-то светском мероприятии это будет выглядеть естественно, а вот в церковном собрании лучше найти какие-то иные формы приветствия. Самое приемлемое, наверное, – это такой церковно-славянский обычай троекратного целования. Думаю, что какое-то разнообразие форм этикета, наверное, должно существовать, хотя разрыв между светской и духовной жизнью меня очень беспокоит. Он трагичен как для церковного общества, так и для мира. Светское общество во многих отношениях лишилось смысла и вдохновения. Но пострадала от этого разрыва и Церковь. По словам одного поэта, она перестала петь. Это моя печаль и боль, когда я вижу, что нас воспринимают как бюро ритуальных услуг, относят к сфере обслуживания. Ведь мы памятуем о том, что святой Иоанн Дамаскин был и поэтом, и богословом, что многие святые остались в памяти потомков как выдающиеся, передовые мыслители своего времени. Но Церковь может и должна преодолеть разделение. Но как это сделать? Мы не первые, кто задается этим вопросом. И, кстати, целование руки у дамы было одной из попыток ответить на него. Это рыцарский обычай, идущий из средних веков, и связан он с почитанием Богородицы. Нельзя сказать, что нормы рыцарства были чисто религиозными, но тем не менее это была попытка облагородить, христианизировать Запад. И если говорить о целовании рук дамам, то это было как бы символом, что почитание Богородицы рыцарь распространяет и на весь слабый пол. Из уважения к Ней уважает всех женщин. Это было очень актуально, потому что в целом ряде культур и религиозных традиций женщина – это существо второго сорта. Я видел иудейский молитвенник, где говорится, что молитва не вменяется женщине в обязанность. Это можно так понять, что она может молиться, может не молиться, на судьбах мира это никак не скажется. И вот в качестве ответа возникло такое смешное, грустное явление, как феминизм. В Америке, например, женщина может подать в суд на мужчину, уступившего ей место в транспорте. А что будет, если господин к дамской ручке попытается приложиться? Страшно подумать. Только христианство, в его подлинном, неискаженном виде, способно придать отношениям мужчины и женщины подлинную высоту. Оно впервые по-настоящему разглядело в женщине личность, право на духовную жизнь. Однажды я стал свидетелем, как православный человек поцеловал руку одной замечательной поэтессе. И это ни его, ни ее не унизило, наоборот, было красиво, достойно. На окружающих это произвело впечатление, хотя и делалось не напоказ. Они вдруг поняли, что христианин способен говорить на одном с ними языке, увидели, сколько благородства может быть вложено в простой, казалось бы, жест. Который стал вдруг свидетельством о нашей вере. В истории нашей Церкви почитаемы были не только старцы, но и жены, старицы. И даже священник может поцеловать руку такой женщины, если видит ее высоту служения Богу. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |