ПРАВЕДНИКИ


ПРОПОВЕДНИК МИЛОСТИВЫЙ

Тридцатого августа в Благовещенском храме города Колы состоится прославление первого на Кольской земле за последние столетия святого – блаженного Феодорита Кольского. Наш Север получил еще одного молитвенника пред Богом – чудотворца, просветителя, сторонника нестяжательной жизни.

Пожалуй, основной источник сведений о жизни св.Феодорита – это сочинение князя Андрея Курбского «История о великом князе Московском», написанное в 1573 году. Феодорит был духовным наставником Курбского, и тот, хорошо его зная, восторгается добродетелями старца: «Силы исцеления от пороков, дар пророчествия, мудрости, яко умел он и искусен был презлые дела в человецех искореняти, очищати и просвещати... Муж не токмо в разуме и премудрости мног, но и от рождения своего чист и непорочен». Обстоятельно князь рассказывает и о проповеднической деятельности Феодорита в Лапландии, «яко сам он поведал ми».

Феодорит (на иконе он справа, а слева - прп. Трифон Печенгский) родом из Ростова. В тринадцатилетнем возрасте он покинул дом, отправившись на Соловки, где через год принял монашеский постриг. 15 лет он подвизался там, духовно окормляемый самим преподобным Зосимой Соловецким. Затем по благословению игумена отправился на маленьком суденышке по морю к устью реки Колы. Много лет прожил Феодорит среди лопарей, сам добывая себе пропитание. И когда «искусен уже был их языку», заговорил с ними о единой спасительной вере.

Историк Н.М.Карамзин писал: «Феодорит имел славу крестить многих диких лопарей; не убоялся пустынь снежных; проник в глубину мрачных, хладных лесов и возвестил Христа Спасителя на берегах Туломы. Узнав язык жителей, истолковал им Евангелие, изобрел для них письмена – просветил Божественною верою без насилия, без злодейств, употребленных другими ревнителями христианства в Европе и Америке, но единственно примером лучшего».

(Интересно, что деятельность Феодорита очень схожа с подвижничеством святителя Стефана Пермского, жившего за 200 лет до него, – ред.) Он также составляет письменность для крещаемого народа. В конце 30-х годов XVI века приезжает в Великий Новгород (тоже параллель со свт. Стефаном! – ред.), где, обладая огромным авторитетом, приводит «к пути спасенному» многих богатых и знатных горожан, возвращает заблудших в лоно Матушки-Церкви – «не бывше епископом, воистину святого епископа дело исправляет».

Вернувшись из Новгорода в Заполярье, Феодорит на устье Колы реки созидает монастырь и в нем поставляет церковь «во имя Пребезначальной Троицы». Впоследствии остров в устье Колы, на котором находилась обитель, стал называться Монастырским. Братию он набирает в основном из лопарей. Устав монашеской жизни вводит в духе учения Нила Сорского. Запрещалось как-либо обременять окрестных жителей и «жительствовать обще и отнюдь не стяжательно». Каждый обязан был добывать пропитание своими руками.

Некоторое время, пока имелись серебро и разные припасы, привезенные из Новгородской земли, жизнь в обители шла вполне благополучно. Затем положение осложнилось. Враг стал подговаривать новособранных иноков и возбуждать против настоятеля, «шепчюще невидимо во уши и глаголюще им во сердце: тяжек, рече, вам и не подъем... Како можете без имений жити, своими руками хлеба добывающа?»  Монастырь распался. Пришельцы из Новгорода вернулись восвояси, а монахи-лопари ушли к Трифону в Печенгу. Феодорит, праведный и милосердный человек, простил их.

Проведя последующие два года в неком «малом монастыре» Новгородской епархии, он прибывает в Москву по приглашению Алексея Адашева, главы правительства Ивана Грозного, и оказывается в самой круговерти конфликта между защитниками церковного землевладения и сторонниками нестяжательства. Понятно, что Феодорит принимает сторону последних. И тогда «любостяжатели, всякого лукавствия исполненные», выдвинули против него страшное обвинение – в ереси. Однако, невзирая на угрозы, он не изменил своим убеждениям, не испугался государева гнева. Несмотря на бездоказательность обвинений, в 1554 году Феодорита отправляют в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь.

Однако недолго Феодорит пробыл в покое. Переменчивая судьба вскоре снова подняла его на невероятную высоту.

Еще в 1547 году Иван Грозный принял титул царя (до этого он именовался Великим Князем), который уравнивал его по чину с другими знаменитыми монархами. Но, поскольку за рубежом не хотели признавать такого новшества, требовалось подтвердить повышение статуса самодержца благословляющей грамотой вселенских патриархов. Для поездки к главам Восточной Церкви нужен был высокообразованный и благочестивый священник, с дипломатическим тактом и достаточно известный. Выбор пал на Феодорита.

Тот выехал из Москвы 1 января 1557 года и вернулся через год. Курбский сообщает: «Святому мужу оному сам патриарх удивлялся, яко прислухался речения и беседования премудрого, так и жительства его умеренного и священнолепного».

Благодаря миссии Феодорита была получена «Книга царского величества» – грамота патриарха Иосафа, подписанная 36-ю восточными митрополитами и епископами. За это царь Иван Васильевич предложил старцу сан епископа и дорогие подарки. Но Феодорит отказался как от даров, так и от власти: «Паче же отрекохся всех таковых в начале пострижения власов моих, но доброту душевную, благодати духа внутрь украшатися тщуся». И, поклонившись по обычаю, «изыде от лица царева». Иван Грозный повелел отнести богатые епископские облачения на дом Феодориту, но тот продал их, а деньги раздал нищим.

Известно, что после этих событий старец дважды отправлялся «до дикой лопи». Один раз – «морем по Печенги», а другой – зимой, на оленях «ездяще по непроходным пустыням, посещающе детей своих духовных, не щадяще ни старости и немощного своего тела».

Земной путь Феодорита закончился в Соловецкой обители. Надпись на могильной плите близ южной стены Преображенского собора гласит: «Лета 7079 (1571 года) августа 17 дня (30 нов. ст.) преставился раб Божий священноархимандрит Суздальский Ефимьева монастыря священноинок Феодорит, соловецкий постриженник».

29 сентября 1996 года в Коле был установлен Поклонный Крест в память о Феодорите Кольском, просветителе лопарей, создателе древней саамской письменности.

Подготовил А.КОНЮШАНЕЦ
C сайта Трифоно-Печенгского монастыря.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга