ПО СЕВЕРУ


21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы

СПАСИ, ВЛАДЫЧИЦА, СВЯТУЮ РУСЬ ТВОЮ!

(Молитвенная песнь ко Пресвятой Богородице,
записана на крестном ходе на р.Великую у паломников из Сибири)


Мы перед образом Твоим замрем в поклоне,
Святая Мать Христа Бессмертного Царя,
Защита наша, Утешение, Надежда,
Незаходимая Небесная Заря.

Припев:
Спаси, Владычица, Святую Русь спаси,
Возьми, как прежде, это бремя на Себя.
Настало время испытаний на Руси,
Не устоять ей, не воскреснуть без Тебя.

Спаси от глада, от потопа, от меча,
Огня и ересей безбожных на Руси,
Междоусобиц и от множества врагов...
Святую Русь Твою, Владычица, спаси!

О, сколько раз вступала в битву Ты за Русь!
Не сосчитать сражений всех, не сосчитать.
О, сколько раз незримо с Воинством Святым
Вела к победе православную Ты рать!

О, сколько раз, простив забывших о Тебе,
Сама спасала Ты от множества врагов,
От ненавистников Христа и христиан,
От плена лютого и тяжести оков.

О, сколько слез Ты пролила Своих Святых,
Взывая к Сыну, забывая о Себе,
Чтоб не оставил Он без милости Своей
Людей, молящихся и день, и ночь Тебе!

О, сколько нищих Ты одела и нагих
И накормила из Своих всещедрых рук!
О, сколько душ Своей молитвою спасла
От вечной смерти и от вечных адских мук.

Услышь, Владычица, молитву раб Твоих,
Нам без Тебя, как и всегда, не обойтись,
Из жизни вечной, из заоблачных высот
На землю русскую, Заступница, спустись.

Не убирай от нас Небесный Твой Покров:
Опять терзают Русь глумливые враги,
Им наши души православные нужны.
Святая Мать, Своим Ты чадам помоги.

Согрей дыханьем охладевшие сердца,
Своей любовью малодушных укрепи,
Надежду, веру в то, что Русь тогда жива,
Когда в ней каются в грехах своих, верни.

И помоги Отчизне нашей, как и встарь,
Попавшей кознями врага в тягчайший плен,
Через раскаянье, упавшей от грехов,
С Твоею помощью и Божьей встать с колен.

Веди к победе, чтобы души нам спасти,
Под Божьим знаменем Честнейшего Креста
На нашу Родину Небесную, туда,
Где Царство Вечное Спасителя Христа.

Ты вместе с Церковью в священный этот час
Молитву нашу Христу Богу вознеси
И с Божьей помощью Державною рукой
Святую Русь Твою спаси, спаси, спаси!

Торжества в Нейдене

Состоялась паломническая поездка наместника Трифоно-Печенгского монастыря игумена Аристарха в Нейден (Норвегия).

Вместе с ним к часовне мч.Георгия Победоносца, поставленной преподобным Трифоном Печенгским в 1565 году, отправились еще двое отцов. Один из них – иеромонах Даниил, староста Мурманского подворья Трифоновой обители, а второй – о.Митрофан – окормляет приход села Варзуги.

В этом году в Нейдене празднуется 10-летие возобновления православной общины. На торжества российских монахов пригласил архимандрит Иоанн (Йохансен), который окормляет православных христиан в столице Норвегии Осло.

Программа празднований была рассчитана на четыре дня. Двадцать второго августа в конференц-зале гостиницы «Нейден» прошел культурно-исторический семинар. Перед собравшимися выступил профессор Эрик Эгиберг из университета г.Тромсе. Он поделился результатами своих исследований жизни северорусских монастырей, выразил мнение о деятельности преподобного Трифона Печенгского как последователя учений преподобного Стефана Пермского и преподобного Сергия Радонежского.

Отец Аристарх рассказал о Трифоно-Печенгском монастыре. Доклад вызвал большой интерес у слушателей, приехавших не только из стран Скандинавского полуострова, но и из Европы и Соединенных Штатов. Вопросов к докладчику было так много, что ответы на них заняли не меньше времени, чем и сам доклад.

В свою очередь, архимандрит Иоанн (Йохансен) рассказал о церковном статусе Георгиевской часовни в Нейдене, а секретарь Нейденского прихода Микит Иванович – о культуре, истории, быте и сегодняшней жизни сколтов (восточных саамов) в Норвегии, России и Финляндии.

После конференции русские гости побывали на западном побережье Нейденской губы, на утесе Аккобафт. Там, в верхней части утеса, отчетливо виден белый крест, образованный, как заметно при ближайшем рассмотрении, пересечением прорезывающих гранит кварцевых жил. По преданию, преподобный Трифон узнал, что на Акко собирается много лопарей, и кебуны (шаманы) совершают там жертвоприношение из оленьего мяса. Тогда преподобный, добравшись водным путем до языческого капища, встал в лодке, поднял руки к утесу и осенил язычников крестным знамением. В тот же момент ударила молния, и крест запечатлелся на скале.

Шаманы после этого, как повествует легенда, превратились в камни, а жертвы их – в прах.

Завершила праздничные торжества Божественная литургия под открытым небом, совершенная 25 августа у Георгиевской часовни в Нейдене. Она служилась на трех языках – русском, норвежском и финском. Православные трех народов собираются и молятся здесь вот уже несколько лет – каждое последнее воскресенье августа.

На снимке слева направо: монах Серафим, иеромонах Даниил,
игумен Аристарх, архимандрит Иоанн, иеромонах Митрофан
у Георгиевской часовни в Нейдене.

Прославление кольского подвижника

По благословению владыки Симона, епископа Мурманского и Мончегорского, состоялось местноепархиальное прославление блаженного Феодорита Кольского, просветителя лопарей. Это произошло 30 августа в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы города Колы.

Подготовительная работа по прославлению проводилась в Мурманской и Мончегорской епархии с момента ее образования в 1995 году. И сегодня можно объявить, что по милости Божией земля Кольская обрела еще одного своего молитвенника и заступника. Bконописцами из Санкт-Петербурга ему уже написана икона (на снимке)

Подготовил А.КОНЮШАНЕЦ

Крестный ход ракетчиков

7 сентября в Пермской области состоялся третий Свято-Иннокентьевский крестный ход. От бывшего кафедрального собора Перми до поселка воинов-ракетчиков Звездный православные за день прошли 42 километра.

Ход этот – не совсем обычный и, говорят, очень красивый. Среди 500 его нынешних участников костяк составили курсанты Института ракетных войск, представители других воинских частей. Когда они шагали по Перми с хоругвями, на жителей города это произвело сильное впечатление. В городе было отслужено несколько молебнов: возле часовни Стефана Великопермского, памятника «Разорванное братство», памятного камня около здания ГУВД Пермской области...

В дороге полевые кухни решили вопросы с питанием. К вечеру добрались до места – храма св.Иннокентия Московского. Высказываются предположения, что нынешний ход может стать последним. Реформа ракетных войск набирает обороты. Но думается, что ход пойдет и в следующем году и, возможно, будет так ходить до скончания века. Православные, да еще военные, – народ упорный.

Соб.инф.

Покровительница государственности

Вечером 10 сентября святыня земли Русской – икона Божией Матери Феодоровская – прибыла в Петербург. Торжественным колокольным звоном и пением молитв православные горожане вышли встречать образ у врат Александро-Невской лавры. Вот что сказал об этом событии после торжественного молебна митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир:

«Сегодня Матерь Божия пришла к нам, в северную столицу. Пришла сюда, где закончили свои дни великие государи из Дома Романовых... И мы с вами сподобились встретить Царицу Небесную и получить от Нее благословение. После многих житейских бурь, многих невзгод, кровопролитий, жестоких войн, блокадных лет к нам пришла Матерь Божия, чтобы умиротворить и благословить нас, чтобы согреть наши сердца... Пройдет время, но мы с вами будем еще много-много лет вспоминать этот чудесный день, когда Владычица вошла в стены Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры».

В град Петров чудотворную икону сопровождает делегация во главе с епископом Костромским и Галицким Александром и мэром Костромы Борисом Коробовым. Феодоровская икона Божией Матери, по преданию, была написана самим апостолом и евангелистом Лукой. В России она находится с XIII века. И с тех пор вся история нашего Отечества теснейшим образом связана с этой иконой.

Историки называют ее молельным образом благоверного князя Александра Невского. Им его благословил отец – великий князь Ярослав, с ним он венчался и с этим образом совершал путешествия в Золотую Орду, отстаивая интересы земли Русской. У этой святыни князь принял монашеский постриг и схиму, завершив свои земные труды.

После благодарственного молебна в Свято-Троицком соборе храм долго был открыт. Множество людей пришли поклониться образу, преподнести Владычице Небесной букеты цветов. Икона пробудет в Петербурге всего шесть дней, а затем отправится обратно в Кострому.

И.ВЯЗОВСКИЙ

Пермское новолетие

2 сентября состоялось открытие Пермской православной классической гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского. Это событие стало итогом нелегкой борьбы. Против участия государства в финансировании гимназии резко возражала, например, местная прокуратура.

По словам корреспондента газеты «Православная Пермь» Светланы Вяткиной, могло сорваться открытие гимназии и в этом году. Не было помещения.

Помощь пришла не от предпринимателей, а от Успенского женского монастыря. Его настоятельница – игуменья Мария (Воробьева) – поступилась ради детей игуменским корпусом. Монахиням с большим трудом удалось вернуть корпус обители, сделать прекрасный ремонт и... «Не откажу же я детям», – сказала матушка Мария, когда вопрос о размещении гимназии зашел в тупик. Кстати, до революции была традиция отдавать в Успенский монастырь детей из знатных семей для получения начального образования.

Нынешняя гимназия будет давать полноценное 11-летнее образование. Дети будут углубленно изучать математику, английский язык и гуманитарные предметы. Сейчас в первые классы набрано 45 детей. Мальчики и девочки будут учиться раздельно.

На открытии гимназии была заложена традиция – выпускать трех голубей. Епархия и благотворители сделали много подарков. Это глобусы, книги... Владыка Иринарх преподнес икону Святейшего Патриарха, отец Стефан Сексяев, настоятель Свято-Троицкого Стефанова монастыря, передал большую храмовую икону преподобного Сергия.

Среди тех, кто счел за честь внести ее, был попечитель гимназии – заместитель директора ЗАО «ЛУКОЙЛнефть» Всеволод Германович Бельтюков. В какой-то момент двери перед образом вдруг распахнулись. «Эй, хозяева», – крикнул кто-то, но за дверьми не было ни одной живой души. Это было воспринято как чудо. Во всяком случае, рационального объяснения случившемуся найти не удалось.

Так святой Сергий Радонежский благословил открытие православной гимназии, которая уже сейчас обещает стать одной из лучших в стране.

Соб. инф.

В Усть-Вымском монастыре

Паломников Усть-Вымского Михайло-Архангельского монастыря, приезжающих поклониться мощам святителей Герасима, Питирима и Ионы и помолиться в древних монастырских храмах, ждут приятные открытия.

Между монастырем, восстановленным на одном из холмов на своем историческом месте, и Стефановским холмом через Марьин ручей достроен в сентябре красивый деревянный переход, а на Стефановском холме восстановлен древний колодец. Над ним появилась деревянная часовенка, красиво вписавшаяся в монастырский ансамбль. Наш корреспондент побеседовал об этом с игуменом о.Симеоном (Кобылинским).

– Отец Симеон, для каких целей вы построили переход между холмами?

– Чтобы легче было ходить в храмы и часовню святителей и легче было их охранять.

– А службы у вас где идут?

– В субботу в Михайло-Архангельском храме, в воскресенье – в Стефанопермском, в будние дни – в Иверском.

– Видел, что у вас на Стефановском холме появилась часовня над новым колодцем.

– Это старый колодец. Историки говорят, что ему сто пятьдесят лет. Он был заброшен. Мы восстановили его. Снова раскопали, почистили, верхний сруб заменили, а нижний, старый, который был в воде, оставили. Он хорошо сохранился. Глубина его где-то восемнадцать метров. Паломники смогут поднимать из него, примерно с десятиметровой глубины, освященную воду. В монастыре нам осталось поставить часовню в честь Царских мучеников. Она будет строиться в монастырской ограде рядом с храмом Иверской Божией Матери. Пока мы залили лишь фундамент, следующей весной начнем строительство.

Урок мира

С урока мира начались занятия в этом году в православной гимназии г. Сыктывкара. На первый звонок поздравить гимназистов с началом нового учебного года пришли не только родители первоклассников, но и гости: епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим, благочинный Воркутинского округа о.Василий Шутко, ректор Сыктывкарского духовного училища о.Федор Федько, представители республиканской и городской администрации.

Епископ Питирим в гимназическом храме в честь усть-вымского святителя Питирима отслужил особый молебен перед началом учения отроков и благословил гимназистов. Заместитель председателя Госсовета, председатель Коми отделения ООД «Россия Православная» Иван Егорович Кулаков подарил православной гимназии целую библиотеку русской классической литературы, а министр имущества РК Василий Павлович Кузнецов – музыкальный центр. «Нам приятно внимание столь высоких гостей, – сказал директор гимназии о.Пафнутий Жуков. – Радует, что труды гимназии начинают замечать. Хотя для многих чиновников мы остаемся еще «опиумом для народа», и каких бы достижений ни добивалась гимназия, наши успехи сознательно пытаются преуменьшать».

Урок мира показал некоторые отличия между духовным и светским образованием. Гимназисты в первую очередь уповают на братство людей в Боге. Например, ученица Аня Чирва составила послание «Людям всей земли!» «Прошу вас, не воюйте, не обижайте друг друга, ведь как вы будете относиться к ближним своим, так будут относиться и к вам. Пожалуйста, любите друг друга, и Бог вас тоже будет любить и не будет наказывать! Молитесь Богу, и все будет хорошо. На земле кончится кровопролитие, и в мире наступит мир и будет больше веселых дружелюбных улыбок. Любите и прощайте друг друга!»

Е.СУВОРОВ
Фото автора.
На снимке: Стефановский холм с часовней святителей
и храмом Стефана Пермского.

«ТРУДНАЯ КНИГА»

Под таким названием в Сыктывкаре вышел
новый сборник поэтессы Надежды Мирошниченко

Я, наверное, так же, как и все любители поэзии, берусь за сборник стихов любимого поэта только тогда, когда есть о чем поговорить, посоветоваться с ним, одернуть себя его стихами. Да, именно одернуть – не слишком ли заскорузнел? Не слишком ли комфортно устроился в собственных взглядах на Родину, на друзей, на любовь и смерть? Читаю Надежду Мирошниченко, ее новый сборник стихов, песней и плача, вышедший в свет. Называется он «Трудная книга». А какая книга у поэта не трудная?

Мне было и зябко, и зыбко.
А вот родилась же в глуши
Моя лебединая скрипка –
Поэзия. Сила души.

Многие из этих стихов я читал прежде. Но в новой расстановке, да еще и с завершающим сборник эскизом поэмы «Русь», вдруг обнаруживаю в знакомой мне до боли, до каждой нотки восторга Надежде не знакомую мне боль. Это какая-то новая акустика старого стиха и настроения. Так бывает, когда слышишь знакомую музыку, видишь того же пианиста и тот же рояль... Но только гулок и холоден по-осеннему зал, только еле заметный парок изо рта и чуть-чуть дольше висит в морозном воздухе пауза... Весь диалог Надежды с Россией, весь ее творческий накал – это:

– в 70-80-х «Вставай, Россия, и проснись»;

– в 90-х «Прорвемся, страна, и выстоим!»;

– а на пороге XXI века: «Ты выстояла и стоишь... Боже, как же ты, родная, стоишь?!»

Самые трудные на свете надежды – это надежды мудреца. Ибо в них от многого знания много скорбей. Вмещенные в само имя Надежды, они вылились в новый сборник с новым звучанием. Судя по всему, композиционно его формировала сама поэтесса – и в этом она вся, с удивительным маятником настроения и эмоций, силой красок и белым плечом строки.

А где в России вы видели ровную, «правильную» осень?

Г.СПИЧАК

Сто церквей по берегу, как будто
Табуны промчались налегке.
Я пройду по берегу под утро:
Купола купаются в реке.

Сколько их вокруг, золотогривых,
Чуть коснулась – пальцы обожгла.
Если кто-то выдумал разливы,
Это, чтоб купались купола.

Вместе с обязательной березой,
Вместе с восхитительной тоской,
Вместе и с моей, простоволосой
Родиной, притихшей над рекой.

Если кто-то выдумал деревни,
Это, чтобы Русь была жива.
Трону я весенние деревья –
Русские осыпятся слова.

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга