ХРОНОГАФ


О ФИЛОСОФИИ

Много ли знает о св.Серафиме Саровском выпускник средней школы? Практически ничего. Церковь в России опирается на большинство населения, но по-прежнему остается бедной родственницей государства.

Моя дочь в этом году пошла в школу. Ее в первом классе собираются познакомить с основами информатики. Наверное, покажут компьютер и какие-нибудь цветастые картинки в книжке. С таким же успехом ее можно учить азам нейрохирургии. В голове все равно ничего не останется, зато в тетрадке появятся милые каракули: «Перед операцией инструменты требуется тщательно прокипятить...»

Как говорится, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Вот только перед сном дочка просит нас с женой рассказать ей не о компьютерах, а «про святое»: про Христа-Младенца, великомученицу Варвару, блаженную Ксению...

Почему же в школе не узнавать ей о вере своих предков, которая и страну нашу создала, и ее культуру?

Не знаю.

Это положение характерно не только для России, а вообще для большей части постсоветского пространства. Недавно Украину посетила Денеца Василева, представитель Болгарского отделения фонда единства православных народов. Посмотрела, что творится, и заметила, несколько растерянная:

«Я удивлена... что на Украине до сих пор дискутируется вопрос необходимости изучения основ православия в школе. В болгарских школах эта дисциплина является обязательной».

Но после того, как даже коммунист Ким Чен Ир предпринял неуклюжую попытку перекреститься, стало ясно, что не туда мы куда-то идем.

Эту мысль озвучил Президент Путин, который, по сути, верно сказал, хотя очень тяжело подобные слова даются:

«Было бы ошибкой отделять человека от Церкви... в настоящее время нет трудовых коллективов, партийных ячеек и организаций, как это было во времена КПСС, нет воспитателей и наставников, а значит, никто, кроме религии, не может донести до человека общечеловеческие ценности».

Журналисты, конечно, стали смеяться над тем, что Путин по партячейкам скучает, которые пытались донести до нас общечеловеческие ценности. Депутат Хакамада назвала речь Президента «узким подходом к решению проблем общечеловеческих ценностей». По ее мнению, кроме религии, эти самые ценности до нас доносят еще и философия, наука. Какая философия? Что за наука? – не уточнила.

Хакамаду можно понять. К религии она равнодушна и пытается вспомнить, откуда ей лично удалось вышеупомянутые ценности почерпнуть. При этом, что любопытно, совершенно не сомневается, что могла чего-то из науки недополучить.

Но попробуй, предложи ей, стороннице «широкого подхода», православие в школах ввести, наряду с наукой и философией. Реакцию представить нетрудно. Своеобразным тестом на отношение к православному прошлому русского народа стал вопрос, заданный Патриарху, о возможности канонизации Ивана Сусанина. Святейший ответил так: «Иван Сусанин совершил подвиг, положив жизнь за царя, Отечество и народ, но Церковь, изучая все данные о его жизни, оценивает их осторожно».

Тему подхватили самые разные издания: «Известия», например, провели опрос как известных, так и простых людей. Суть дела здесь вовсе не в том, кто за, кто против. Тут и среди священства нет единого мнения (читайте продолжение этой темы на стр. 8). Любопытно содержание ответов некоторых героев нашего времени.

Михаил Боярский:

– Нет. Он не представляет духовной ценности в философском смысле. Сусанин – просто герой. На его месте все сделали бы так же – и вы, и я...

Олег Газманов:

– ...Имя Господа нельзя всуе поминать... Про подлинную историю Сусанина мало чего достоверного известно: кого вел, куда шел. Сейчас Сусанин – герой анекдотов. Давайте еще и Чапаева канонизируем.

Александр Краснов, офицер спецназа:

– ...Кто сейчас разберет, героем он или предателем был, просто заблудился? Но если серьезно, в жизни случаются ситуации, из которых выходом бывает только подвиг.

Все ответы честные, но... Актер Боярский и офицер Краснов оптимистично полагают, что на месте Сусанина мог оказаться любой: «и вы, и я». Но ведь пока не оказались – живехонькие оба. Так почему бы не проявить уважения к тому, кто погиб не в теории, а на практике?

Тот же Краснов и Газманов зачем-то еще и размышлять начали, герой он, Сусанин, или предатель, кого вел, куда шел... Историки, что ли? Какие-то факты есть на руках? Да нет, вроде. Откуда же эта болезненная мнительность? Какую мозоль Сусанин им – крутым мужикам – отдавил?

Отвергнув мысль о канонизации, ни один из этих людей не смог вовремя остановиться. Каждый счел долгом пнуть деревенщину и клеймо на лбу поставить, как при выбраковке: «не представляют духовной ценности в философском смысле».

Результат выцеживания «общечеловеческих ценностей» из «философии и науки» здесь налицо. И дело здесь не в конкретном актере, певце, офицере. Утрачивая чувство святости, все наше общество сползло к каким-то простым обезьяньим ценностям.

Именно это и беспокоит Владимира Путина. Именно здесь ответ на вопрос, нужно ли приучать детей сызмальства к вере или ограничиться информатикой и иже с ней.

Это вопрос не только внутренней политики, но и внешней. Пока мы сами не научимся себя уважать, нам не добиться уважения других.

В узбекском городе Фергане решением местных властей сровняли с землей кладбище, на котором в течение позапрошлого и прошлого веков хоронили русских жителей города. До недавнего времени там сохранялись могилы генералов и офицеров XIX века. Например, генерал-полковника Оболенского, погибшего в 1894 году.

Последние могилы датировались 1979 годом. Эта цифра важна, так как, по мусульманским законам, кладбище нельзя трогать сорок лет после последнего захоронения.

И что же узбекские власти на месте кладбища устроили? Сквер памяти воинов, погибших в Великой Отечественной войне. Даже памятник соответствующий поставили. Это образчик такого окаменелого «советского патриотизма», антирусского, антихристианского, но и антимусульманского тоже.

И именно мы этим инородцев заразили.

Лишь в последние годы отношение к кладбищам стало в России меняться. Это можно проследить на примере Всероссийского военного братского кладбища в Москве, которое более известно как Всехсвятское.

Там лежали тысячи наших героев, но сразу после революции кладбище разрушили, потом попытались добить что осталось при подготовке к Олимпиаде. Уцелел лишь маленький кусочек, где сейчас ведутся восстановительные работы. То же происходит и в некоторых других местах страны.

В заключение скажем, что от всего русского кладбища в Фергане остались лишь два десятка захоронений священнослужителей вокруг православной часовни. Их существование тоже под угрозой. Но то, что эти могилы сразу тронуть не решились, нам очень важно запомнить. России, русских узбеки не боятся, а Бога опасаются. Лишь вокруг Него мы и живые спасаемся, и по смерти Господь нам – единственная защита.

Г.ДОНАРОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга