ЖИВОЕ СЛОВО КТО ДЛЯ НАС СУСАНИН? Как вы относитесь к возможности канонизации Ивана Сусанина? О нем мало известно. Его подвиг прямого отношения к защите Церкви не имеет. Он спасал всего лишь своего господина, пусть и будущего царя – Михаила Романова. Тем не менее, существует почитание Сусанина на его родине, в Костромской епархии. Отец Георгий Митрофанов (член синодальной комиссии по канонизациям, Санкт-Петербург): – Во-первых, значительного почитания Сусанина не существует. Я неоднократно бывал в Костромской епархии, беседовал с владыкой Александром, с представителями костромского духовенства, и у меня сложилось такое впечатление. Следует сказать, что обстоятельства гибели Ивана Сусанина были во многом мифологизированы в XIX веке. Немалый вклад в это внесла опера «Жизнь за царя». Наиболее реалистичный рассказ о том, что на самом деле произошло в костромских болотах, можно прочитать у Сергея Михайловича Соловьева в его «Истории России с древнейших времен». Рекомендую обратиться также к труду костромского краеведа Н.А.Зонтикова, близкого к владыке Александру: «Иван Сусанин. Легенды и действительность». Согласно им, нельзя рассматривать гибель Ивана Сусанина именно как смерть за царя. Он был дворовый, служивый человек семьи Романовых, который погиб, исполняя свой долг перед господами. И убивал его не какой-то специальный польский отряд, а разбойничья шайка, где могли быть и поляки. Но искали они не самих Романовых, а их сокровища. В нашей синодальной комиссии вопрос о канонизации Сусанина не ставился и ставиться в ближайшее время, очевидно, не будет. Даже при канонизации Царской Семьи решено было отказаться от прославления слуг, расстрелянных в доме Ипатьева. Связано это с тем, что у нас не было прецедентов в канонизации людей, которые погибли, исполняя свой общественный, служебный, профессиональный долг. Хотя из этого не следует, что такого в принципе не может быть. Отец Николай Кабанов (настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы в райцентре Сусанино, Костромская епархия): – Я лично отношусь к прославлению положительно. И у меня, и у всех наших прихожан давно уже назрел этот вопрос. Одним из оснований для канонизации может стать почитание места захоронения. Каждый год 11 сентября, в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, мы совершаем туда паломничество. Могила находится в селе Домнино, бывшей вотчине бояр Романовых. Там, где-то в районе церковной ограды Успенского храма, под алтарем или рядом с ним, и был, согласно преданию, погребен Сусанин. На этом месте мы служим литургию. Как вы, наверное, знаете, вопрос о прославлении Сусанина был задан Патриарху, когда он недавно приезжал в нашу епархию. Святейший ответил, что этот вопрос до конца не ясен. Надо сказать, что в советское время вообще сомневались в существовании Сусанина. Один историк даже диссертацию защитил, пытаясь это обосновать. Но теперь окончательно доказано, что Иван Сусанин – это реальное историческое лицо. До нас не дошло свидетельств о его праведности, однако здесь можно вспомнить князей Бориса и Глеба, которых прославили не за то, что они были святыми при жизни. В чине страстотерпца можно было бы канонизировать и Сусанина. За святость подвига. Специалисты, наверное, могут что-то возразить, но обстоятельства гибели нашего земляка красноречиво говорят – великий был человек. Он спас будущего царя. Сейчас в этом кто-то сомневается, но благодарность к Сусанину испытывали многие поколения русских государей. Сохранилась грамота царя Михаила Федоровича, освобождавшая от податей его потомков. Царь-мученик встречался с ними в 1913 году, на 300-летие Дома Романовых. Тогда же в деревне Деревеньки (ныне не существующей) на месте дома Сусанина была построена часовня. Может быть, преждевременно сейчас почитать Сусанина как мученика. Но ведь и с Царской Семьей тоже так было. Сначала молились, потом прославили. Когда Сусанин спасал боярина Михаила Романова, он, мне думается, отдавал свою жизнь и за веру. Убили его разорители церквей, гонители православных. И потом, неужели смерть за будущего помазаника мало значит? Если бы он спас епископа, это, что ли, большее отношение к Церкви бы имело? Священник, который был здесь до меня настоятелем, хотел написать икону Сусанина и даже доску уже заготовил, но не успел. Эта доска у меня хранится, и если состоится прославление, икона на ней будует написана и поставлена в храме. Отец Игнатий Бакаев (настоятель храма во имя прп.Сергия Радонежского в поселке Максаковка, Сыктывкарская епархия): – Весь русский народ почитает Сусанина, и не только верующие. Я был еще далек от Церкви, но преклонялся перед величием его подвига. Сказано: «Нет больше той любви, как если кто душу свою за други своя положит». Если человек выполняет законы любви, он уже умирает за Христа. Кто для нас Сусанин? Я прочитал книгу Ф.Винберга «Крестный путь», где сказано, что все страдания России – гражданская война, гонения – были посланы нам за убийство Царя, за то, что не какие-то отдельные люди, а весь наш народ, то есть рядовой русский человек, отрекся от Государя. Есть обыкновение выводить народ из-под вины. Мол, учителя виноваты, обстоятельства. Это неправда. Винберг рассказывает, как в Первую мировую войну раздался призыв к мужчинам, не способным воевать в строю, идти санитарами в госпитали. Дело было Божьим, святым... А откликнулись на него едва ли не одни разбойники, которые грабили, убивали и своих соотечественников, и военнопленных. Так низко мы пали накануне революции. Святой Николай Второй вынужден был тогда назначить своего двоюродного деда – принца Ольденбургского – начальником санитарной части России. Только после этого уход за ранеными воинами был поставлен на должную высоту. А вот снизу, от земли, не сумели мы этого сделать. Не нашлось Сусаниных, и все рухнуло. Не вожди, не обстоятельства определяют судьбу России. Бог выбрал на мученичество Сусанина от всего народа; на мужицкой крови встал Царский Дом и сделал нашу страну великой. Народ же погубил последнего Царя, а вместе с ним самого себя. Если говорить, имеет ли подвиг Сусанина прямое отношение к защите Церкви, то и здесь мы должны сказать – да, имеет. Вспомним другого, уже прославленного и всеми любимого нашего святого – Патриарха Гермогена. Он был замучен поляками за то, что призвал народ дать отпор самозванцам и разорителям Русской земли. Но если мы прославили св.Гермогена, который был наверху Церкви, то почему не можем прославить мужика, который, услышав призыв Патриарха, умер в послушании ему? Он, Сусанин, не просто поляков куда-то там завел, а все наше Отечество вывел из того болота смуты, в которое мы погрузились, потеряв человеческий облик. Это нам нужно понять сегодня, когда мы снова лежим в грязи и уповаем на то, что кого-то назначат сверху, и он нас подымет. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |