АЗ ВЕДИ СВЯТАЯ ПРОСФОРА Нет хлеба дороже, как в просвире, а золота, как в кольце. Всем известно, как отрок Варфоломей (так звали в миру преподобного Сергия Радонежского) научился читать. Он не понимал грамоты, и за это был браним родителями и учителями. Часто отрок молился, прося у Бога способностей к учению. Однажды, когда отец послал его искать разбежавшихся лошадей, Варфоломей увидел старца-монаха, молча молящегося под дубом. Старец духовным взором прозрел будущее величие отрока и спросил, чего он хочет. Мальчик попросил старца помолиться, чтобы он уразумел грамоту. Вознеся молитву, старец дал Варфоломею маленький кусок святой просфоры. В Житии пишется, что старец дал кусочек просфоры со словами, что дается знамение благодати Божией. Этот рассказ о том, в чем духовное значение просфоры и какое применение она находит в Церкви. * * * С ветхозаветных времен дошла до нас заповедь о принесении хлеба в жертву: «Пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной» (Лев. 7, 13). Просфора – это и есть тот квасный, то есть дрожжевой, хлеб. По обычаю древней Церкви, все члены местной христианской общины приходили на свои собрания – агапы (общие трапезы, во время которых совершалась Евхаристия) – с приношениями. Для этой трапезы каждый приносил с собой обыкновенный хлеб, вино, масло – словом, все, что нужно для стола. Это приношение (по-гречески – просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших, внесенные в особый список, также провозглашались. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина и с молитвой освящалась в Тело и Кровь Христовы, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, употреблялись для общественного стола. Церковные Соборы в конце четвертого века отделили литургию от агапы и запретили совершать агапу в храме. Когда это произошло, просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения Евхаристии. * * * В ветхозаветной скинии Моисея хлебы предложения, прообраз нынешних просфор, состояли из двух частей, что означало хлеб земной и небесный, то есть два естества – Божеское и человеческое. В подражание этому и в христианских храмах хлебы (или просфоры) делаются двучастными и своими двумя частями означают Божество и человечество Иисуса Христа. Как мы уже знаем, у первых христиан просфоры были обыкновенным хлебом. Но со временем просфоры начали выпекать в церкви. Просфоры в Русской Православной Церкви, по примеру первых христиан, пекут из квасного теста. В Церковном уставе о хлебе, приносимом для Таинства, предписано следующее: он должен быть «от чистыя пшеничныя муки, водою пресною, естественною, смешанный и добре испеченный, квасный, непресоленый, свежий и чистый. Иерей же, дерзнувый служити над хлебом зацвелым, сплеснелым или изгорчившимся, или черствым, или растленным, зело тяжко согрешает и извержению попадет, яко таинство на таковых видах не совершится». Выпекаются просфоры с чтением Иисусовой молитвы, как правило, женщинами-просвирницами. * * * Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем слепляются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IC и XC (Иисус Христос), под перекладиной NI КА (по-гречески – победа). Просфора, приготовленная из муки от зерен бесчисленного множества колосьев, означает человечество в целом, состоящее из множества людей. При этом нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу. Божие присутствие и духовное начало пронизывают собою все естество человека и человечества, что при изготовлении просфор отображается добавлением святой воды и дрожжей в воду. Святая вода знаменует при этом благодать Божию, а дрожжи – животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Это соответствует словам Спасителя о духовной жизни, которую Он уподобляет закваске, положенной в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто. Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве. Просфора делается круглой в знак вечности Христа и человечества во Христе, вообще в знак того, что человек сотворен для вечной жизни. Просфора, являясь символом обоженной твари, может приобретать разные значения в зависимости от хода богослужения, знаменуя собою и отдельного человека, и все человечество в целом. Во время проскомидии из первой просфоры вырезается четвероугольная частица – это Евхаристический Агнец. Именно эта частица в конце Евхаристического канона пресуществляется в Тело Христово. Это одновременно символизирует и Рождение Иисуса Христа из пречистого чрева Девы Марии, и отделение безгрешного и очищенного Божественным естеством человеческого естества Иисуса Христа от среды грешного человечества, от среды мира сего. Это отделение было произведено посредством злобы самих людей, преследовавшей Христа от рождения и приведшей Его к крестной смерти. В связи с этим находится то, что Агнец вырезается копием. Почему частица получила название «Агнца»? Объяснение надо искать в Св.Писании. Кровь жертвенного Агнца в Египте стала средством спасения всего народа Божия (кровью этой овечки помазали входы в дома евреев, чтобы их дети не погибли вместе с египетскими). Так же и кровь Агнца непорочного, Господа Иисуса Христа, – спасение людей. Иоанн Предтеча сказал о Господе Иисусе: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира». Воспоминанием этого пророчества и начинается принесение бескровной жертвы. * * * Для Богослужения нужна, собственно, одна просфора – та, из которой вынимается часть для Агнца, но, по обычаю древности, когда употребляли пять просфор, это количество и является наименьшим для совершения проскомидии. Просфор может быть и больше – десятки, а в больших храмах и сотни, – их может быть столько, сколько подано записок «О здравии» и «Об упокоении». ...Начинается богослужение. Сделав три поклона со словами «Боже, очисти мя, грешного», священник начинает проскомидию. Проскомидия в переводе с греческого означает принесение – этим словом выражается действие лица приносящего, жертвующего кому-либо что-то. Сама же вещь, приносимая, жертвуемая, называется просфора – то есть то, что приносится, дар. Приступая к проскомидии, священник левой рукой берет просфору для Агнца, а правою – святое копие. Делая им трижды знамение креста и произнося каждый раз слова: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», он режет просфору с правой стороны печати (там, где буквы IC и NI – со стороны священника слева) со словами «Яко овча на заколение ведеся»; режет с левой стороны (там, где буквы ХС и КА – со стороны священника справа) со словами «И яко агнец непорочен, прямостригущаго его безгласен, тако не отверзает уст своих»; затем надрезает верхнюю сторону печати (где буквы IC ХС) со словами «Во смирение Его суд его взятся»; надрезает нижнюю сторону просфоры (с буквами NI КА), произнося: «Род же Его кто исповесть». И таким образом обрезанную середину вынимает из просфоры со словами: «Яко вземлется от земли живот Его» – и кладет на дискос печатью вниз. Затем иерей делает на нижней стороне Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати) и говорит: «Жрется (то есть приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй грех мира за мирский живот и спасение». Затем от пророчества он переходит к самому событию и, касаясь копием правой стороны Агнца, поизносит слова из Евангелия от Иоанна: «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекли кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его». Вместе с тем в Чашу (по-гречески – Потир) вливается вино, немного растворенное водой в воспоминание того, что из пронзенного ребра Христова истекли кровь и вода. Из остальных четырех просфор вынимаются частицы, знаменующие состав Церкви Небесной и земной. Иерей берет вторую просфору и, воспоминая Пресвятую Деву Богородицу, вынимает из просфоры частицу, которую кладет на дискос с правой стороны Агнца. Эта просфора называется Богородичною. Из третьей вынимается частица в память святых, из четвертой – за живых членов Церкви, из пятой – за усопших. Кроме того, из других просфор вынимаются также частицы о здравии и упокоении с поминовением имен. После того, как причащение мирян окончилось, диакон влагает в Потир те частицы, которые были изъяты о Пресвятой Богородице, о святых, о живых и мертвых. Частицы, вынутые «О здравии и об упокоении», влагаются в Потир и, таким образом, соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя. В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор. Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной жертвой. Вот почему вынуть за литургией из просфоры частицу о живом или умершем в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием. * * * В конце литургии молящимся раздается антидор – маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Это слово происходит от греческих «анти» («вместо») и «ди орон» («дар»), то есть точный перевод этого слова – «вместодарие». Обычай раздавать антидор возник, по-видимому, в те времена, когда исчезла древняя традиция причащения всех присутствующих на литургии. Согласно церковным правилам, при недостаточности для антидора частиц просфоры, из которой вынут Святой Агнец, можно употреблять для его приготовления просфору в честь Пресвятой Богородицы. Антидор не преподается оглашенным и находящимся под епитимьей. * * * Особая просфора освящается в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы – это артос (по-гречески – квасной хлеб). На артосе изображается крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого, или Воскресение Христово. «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», – трижды говорит иерей и окропляет артос святой водой. Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы читается молитва на раздробление артоса. Артос раздробляется и в конце литургии при целовании креста раздается народу как святыня. Употреблялся артос с самого начала христианства. Готовя обыкновенную трапезу, последователи Христовы первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба – долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней – и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. * * * Просфора, которая дается после окончания литургии, является святыней и благоговейно вкушается верующим прежде принятия всякой пищи. Частицы артоса, полученные в храме, бережно хранятся верующими как духовное лекарство от болезней и употребляются всегда со словами «Христос Воскресе!» Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует сжечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой. Антидор же должен быть вкушаем в храме натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |