ПОДРОБНОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ СТУДИИ С.-ПЕТЕРБУРГА – 10 ЛЕТ Рассказывает главный режиссер студии Андрей ПАВЛОВИЧ Предыстория Изначально я не планировал создавать именно такую студию, православную. Но так управил Господь. В начале 90-х я работал в кинохронике, много снимал. Тогда, кстати, была негласная установка Госкино, что если в одной части фильма (часть – это 10 минут) больше трех раз появится храм, даже силуэтом на заднем плане, то подобные планы следует вырезать. Через это пришлось пройти. Да, я хотел делать православное кино, но одну-две картины в год, для души – не более. Но Господь все время отсекал все лишнее, и в результате у нас сейчас 99 процентов продукции – это православие, остальное – заказные, учебные фильмы. О трудах Вот уже пять лет еженедельно мы выходим в эфир, а студия существует десять. В середине сентября будем отмечать двойной юбилей. Наша программа «Вестник православия» долгое время не имела своего постоянного эфирного времени. Мы – так называемая «нерейтинговая программа». Последнее время мы выходим по субботам в 9 часов 15 минут на 5-м канале Санкт-Петербурга. Время для нас не совсем, конечно, удобное, так как показ в это время осуществляется только на город. И получается, что областной зритель нас не видит, а очень много сюжетов связано именно с областью. Конечно, на ТВ есть и другие православные передачи и сюжеты – их можно часто встретить. Есть и журналисты, которые тянутся к этой тематике, но регулярных передач, кроме нашей, на ТВ нет. Создание еженедельных 15-минутных программ – не единственное наше дело. На сегодняшний день наша творческая группа выпустила более сорока православных картин, среди них – фильмы об истории Валаамского монастыря, о Соловках, Новом Валааме, недавно засняли материал о Матронушке Московской... О смысле Мы все время пытаемся показать историческую вертикаль, показать преемственность нашей Церкви. Сейчас очень серьезная проблема заключается в том, что за 70 лет эта преемственность, как правило, была прервана. Лет семь назад мы сняли фильм «Православный Петербург». Эта картина дает общее представление об основных святынях, храмах Петербурга, но в первую очередь в этом фильме рассказывается о том, что наш город – православный. И что он задумывался Петром Первым как столица православного государства. Людям надо об этом напоминать, потому что на самом высоком уровне считается, что Санкт-Петербург – это межконфессиональный город и что все религии в нем должны быть представлены. В принципе такая позиция не верна. Это идет уже от неправильного понимания истории города и нашего государства. Изначально мы ставили задачей нашей передачи не столько раскрывать духовный мир верующего человека, но показывать географию православия. Чтобы любой наш зритель мог увидеть, что духовное делание идет и в Москве, и в Новгороде, и в Мурманске, и во Пскове... Что православие не замыкается на одном приходе, а пронизывает всю нашу страну, нашу жизнь. Но нельзя забывать, что Церковь – это не внешнее благолепие. Главное – духовная жизнь. Показать ее – главная задача православной журналистики. Иногда она раскрывается через разговор, когда собеседник рассказывает о себе. Вот, например, история профессионального музыканта, который, взойдя на звонницу и услышав церковные звоны, пришел к вере. Иногда духовная жизнь раскрывается через послушание, когда мы видим, как человек трудится, восстанавливает храм. Все это происходит по-разному. Частенько у наших героев бывают и проблемы сходные. И когда человек делится тем, как он вышел из трудного положения, это помогает другим. О деньгах Если говорить о финансовой стороне, то, конечно, за прошедшие годы мы переживали и трудные времена. Но бывает так, что помощь приходит совершенно неожиданно и очень вовремя. Все это по молитвам батюшек, которые поддерживают нас, по молитвам нашего духовника (духовник нашей студии – один из старейших батюшек Санкт-Петербургской епархии протоиерей Василий Ермаков). Мы работаем на профессиональной аппаратуре, а она очень дорогостоящая. Одна 30-минутная кассета стоит от 12 до 15 долларов. Камера – от 10 тысяч долларов. Помню, как первый раз мы собрали по всем знакомым деньги и я поехал в Москву за аппаратурой. Это было в момент зарождения студии. Заехал в Печеры, пообщался со старцами, и они мне сказали: «Езжай, все будет хорошо». В Москве захожу к однокурснику по ВГИКу и прошу о помощи. «Ну что ты!? С такими деньгами купить такое количество аппаратуры нереально!» Это и я понял за четыре часа безрезультатного обзванивания торгующих аппаратурой фирм. Но еще через час нашлась такая фирма, которая за мои деньги готова была продать мне то, что было необходимо! И благодаря этой поездке мы смогли перескочить через кризис 1998 года – ведь, когда прекратились все платежи, у нас была своя аппаратура, и мы могли спокойно выпускать «Вестник православия». Хотя мы и денег не зарабатывали, но могли снимать сюжеты и продержаться в то тяжелое время. Обратная связь Свой зритель, безусловно, у нас есть. Мы это знаем по личному общению и по благодарным откликам в студию. Очень много писем приходит к нам от тех, кто в силу физической немощи не может прийти в храм. Они очень нам благодарны и ждут каждую передачу с нетерпением. Бывает и критика, мы к ней прислушиваемся, но и это говорит о том, что нас смотрят и что мы нужны. Очень помогла та поддержка, которую мы получили от зрителей, когда наша программа стояла на грани закрытия. Вообще вся эта история, произошедшая на 11-м канале («Вера» писала об этом), дала людям возможность задуматься: а что дает мне эта передача? Не буду скрывать, что сегодня основную роль на ТВ играют деньги. По договору каналу мы ничего не платим за эфирное время, лишь предоставляем готовую программу – наши отношения на этом пока урегулированы. Но 5-й канал пока все еще не может выйти из бюджетного минуса. И поэтому сейчас снова начинаются перестановки в эфире. Мы готовы ко всему, и если что, то будем вновь обращаться за поддержкой. Записал И.ВЯЗОВСКИЙ. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |