ГЛУБИНКА МЕЖДУ ВОЛОГДОЙ И ВЯТКОЙ О жизни православных на севере Вятской епархии В сентябре этого года секретарь Вятской епархии отец Александр Балыбердин совершил поездку по приходам Подосиновского и Лузского районов – самых северных в Кировской области. Наш корреспондент В.Григорян взял на эту тему у батюшки небольшое интервью. – Лет шесть назад я тоже побывал в Подосиновце. Храм, стоящий в центре поселка, выглядел заброшенным, но большинство жителей окормлялись у замечательного священника – отца Василия Булатникова – в селе Яхреньга. Как сейчас обстоят дела? – 21 сентября, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, отмечалось пять лет возрождения подосиновского храма. Моя поездка была приурочена именно к этому событию. Прежде всего очень радостно было узнать, что подосиновские христиане сохранили память о священномученике протоиерее Николае Подьякове – настоятеле подосиновской церкви, расстрелянном большевиками в 1918 году. Его святые мощи покоятся возле алтаря храма. Вместе с отцом Николаем был казнен и отец Виктор Усов. Архиерейским Собором 2000 года оба батюшки были причислены к лику святых. Их память приходится на день их мученической кончины – 24 сентября. Собором был прославлен к лику святых также и настоятель храма в селе Шолга Подосиновского района отец Прокопий Попов. Память его совершается 13 октября. Так как раньше район входил в Вологодскую епархию – это наши общие святые с вологжанами. Именно они отправили документы на прославление в Москву. Но вятская комиссия по канонизации продолжает собирать документы. Предстоит также написать тропари, тексты житий. Сейчас этим занимаемся. Очень тяжелое впечатление произвел на меня рассказ о том, что в смерти священников часть вины лежит на Иване Степановиче Коневе, знаменитом нашем земляке, но документов на этот счет у меня пока нет, так что это тема для отдельного разговора. – Как поживает сейчас община отца Василия Булатникова? – Слава Богу. Правда, сейчас батюшке нездоровится. И, конечно, все меньше и меньше остается людей в маленьких селах и деревнях Подосиновского района, в том числе в Яхреньге и Новой Яхреньге, которые окормляет отец Василий. Народ отхлынул в большие поселки. Тем не менее, община держится, люди тянутся, едут из разных мест. – А дискотеку в Подосиновце убрали от церкви? – Нет, никуда ее не убрали. Но это еще не самое страшное. Мне до сих пор не понятно, почему в Лальске в храме Иоанна Предтечи, в алтарной части, действует трактир. Вроде бы не тридцатые годы. Сначала там был клуб, потом вот, в годы перестройки, трактир открылся. Да, еще новость. Есть такое село Утманово – это на самой границе Подосиновского района и Вологодской земли. Там стоит большой шестипрестольный храм, где летом этого года благодаря благотворителям был восстановлен один из приделов. В селе пока не зарегистрировано прихода, но местные люди под руководством бывшего директора школы (это такой очень боевой человек), восстанавливают потихоньку церковь. Когда я приехал туда 20-го числа, состоялась первая служба. Пока еще не литургия, просто молебен и крестины, но уже в восстановленном приделе. – Куда вы дальше направились? – В Лузский район. Что касается Лальска, то тех, кто впервые приезжает в это место, поражает благолепие его храмов. Здесь, как и в Подосиновце, были свои новомученики. Меня глубоко тронула история Нины Кузнецовой, которая погибла в лагере 14 мая 1938 года. Она с детства мечтала о монастырской жизни. Но монахиней так и не стала, потому что наступила революция, и монастыри были закрыты. Во время первой волны гонений, в 20-е годы, в Лальск приехали из Коряжемского монастыря 12 монахов, которые собирались на квартирах у прихожан и составили ядро православной общины в городке. Возглавлял их игумен Павел (Хотемов) – по национальности коми, родом из-под Усть-Сысольска. Он поселился у Нины Кузнецовой, и ее квартира стала центром, который притягивал многих людей. Сюда приходили помолиться, побеседовать. В 30-е годы, когда многие лишились крова, были высланы, остались без кормильцев, в доме у Нины собралась целая община из таких обездоленных людей. Сама Нина Кузнецова была женщина немощная, перенесла паралич после ареста и смерти родителей в 32-м году. Поэтому с трудом передвигалась и почти не владела правой рукой. Но это не мешало ей трудиться на благо ближних и не стало препятствием для НКВД. Блаженная была арестована и отправлена в лагерь, в Архангельскую область, где и приняла мученическую кончину. – Что еще в Лузском районе вам запомнилось? Больше всего порадовала поездка в крохотное село Алешино, где стоит деревянная церковка в честь св.Николая Угодника, поставленная около века назад. Церковь действующая, хотя в округе осталось, может быть, 25-30 семей – бабушки, старички. Но они так любят свой храм, что это просто пример всем остальным селам. Живут одной общиной, все верующие. Умоляют не отнимать у них батюшку, пока не умрет последний человек в Алешино. Просили передать просьбу владыке подарить им большое паникадило. На обратном пути мы заехали в Усть-Недум, где отец Николай Ершов возрождает Введенский храм, тот самый, где покоятся под спудом мощи св.Леонида Усть-Недумского. Состоялась беседа, в которой принял участие глава района Виктор Петрович Моисейчик. Сам приехал вечером в храм. Он с большим уважением относится к отцу Николаю. В тех местах есть такая традиция – в девятую пятницу по Пасхе из Лузы на канавку преподобного Леонида приезжают верующие для омоновения. И вот, Моисейчик пообещал, что к следующему году, если все будет благополучно, там будет построена купель. Главы обоих районов и в Подосиновце, и в Лузе оставили очень хорошее впечатление, они тепло относятся к Церкви. Думаю, что им нужно еще немного оглядеться по сторонам, подумать, и тогда решатся вопросы и с дискотекой возле храма, и с трактиром в церкви. – Как люди живут в этом углу Вятского края? – Люди хорошие, люди добрые, но, конечно, чувствуют себя в стороне от Вятки, живут самодостаточно. Ловят рыбу, ходят в лес, работают. Приятно было, что когда мы приехали в Подосиновец, сразу подошли сотрудники местного радио – подосиновского, стали спрашивать, интересоваться. Хорошее впечатление оставило духовенство – молодое, энергичное, скромное. Потихоньку дела у них идут на лад. Беседовал В.МАМАЕВ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |