ЖИВОЕ СЛОВО


«МЫ НИКОГДА НИ С КЕМ НЕ ВРАЖДОВАЛИ»

Как относиться ко Дню примирения и согласия? В чем мы, православные, можем примириться с коммунистами, а в чем нет?

Отец Сергий Гомаюнов (Вятка):

На мой взгляд, призыв к миру и согласию несет в своей основе христианский дух. Вспомним евангельское приветствие Спасителя: «Мир вам». Но уместно обратиться и к другому месту в Священном Писании, где сказано: «Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба».

То есть нельзя примирить зло и добро, тьму и свет. Невозможно примирить партии, идеологии.

В феврале 17-го года такая попытка была предпринята. Революционеры и патриоты, демократы и даже часть монархистов объединились на время, чтобы свергнуть Царя. С тех пор мало что изменилось. И чем меньше политического смысла мы будем вкладывать в День примирения и согласия, тем лучше. Лучше вспомнить, что все мы – соседи, родственники, соотечественники.

Лишь тогда, когда Господь обращается к конкретным людям, слово «мир» в Его устах имеет положительное значение. Потому что человек с человеком всегда могут возлюбить друг друга, невзирая на то, что они исповедуют разные взгляды. Если говорить о коммунизме как об идеологии и о православии, то это противоположности. Но я знаю коммунистов, в том числе занимавших некогда высокие посты, которые, рискуя своим положением, помогали Церкви. Потому что люди они хорошие. Нам и мириться с ними нет нужды, мы не ссорились.

Конечно, общенародного праздника 7 ноября не получится. В основе торжества должно лежать радостное событие, а не трагедия. С другой стороны, годовщина революции для кого-то много значит. Вот и была сделана попытка найти компромисс. И стало лучше, чем было, но не совсем хорошо.

Здесь уместно сказать, что есть дни действительно святые для России. Праздники, когда наш народ действительно переживает чувство единения. Это, например, 9 Мая. Могло бы стать общенародным праздником и четвертое ноября, когда Церковь чествует Казанский образ Божией Матери. В этот день мы вспоминаем об освобождении Москвы от поляков. Тогда, осенью 1612 года, было положено начало преодолению Смуты в России. Сегодня у нас снова смута, и каждый мечтает, что однажды придет ей конец. Есть ли лучший повод для примирения?

Отец Валентин Кобылин (пос. Красноборск, Архангельская обл.):

День примирения с предательством Родины – так я называю 7 ноября. Лозунги в этот день слышатся только коммунистические, и в этом смысле ничего не изменилось.

Если говорить о коммунистическом прошлом и нынешних его оценках, то подчеркивают: вот, мол, многое построили. Да ведь только строили без фундамента, без веры, без совести, оттого все и рухнуло. Приехал я как-то в колхоз «Черевковский», слышу, как люди начинают хаять нынешних демократов, демонократов, как я их называю. И верно, они много зла сделали. Но давайте разберемся конкретно, на уровне одного хозяйства.

Борис Николаевич Ельцин тракторы растащил, дойки украл? Или кто другой из Москвы, а может, председатель совхоза? Нет, свои же мужики по гаечке, по трубочкам растащили, как только власть ослабела. Крепость, она внутри должна быть. И чтобы понять это, не примирение нужно, а покаяние.

Да и как нам, православным, мириться с коммунистами, если мы с ними не враждовали? Пусть приходят, мы всем рады. Это не мы их, а они нас гнали.

А сейчас, честно говоря, еще хуже стало. Кругом ложь, лицемерие, предательство. Может быть, с этим нам нужно мириться? Нет, на это Церковь пойти не может, хотя нас и искушают. В Петербурге есть храм Спаса-на-Крови, построенный на месте убийства Александра Второго. А наши храмы зачастую строятся сегодня на крови, на слезах народных. Кто-то ворует и от своих щедрот пытается большую свечу Богу поставить. Слава Богу, не все церкви так строятся и реставрируются. Но, честно говоря, очень и очень многие. Это ли примирение?

Примирение с миром, лежащим во зле, невозможно. Мы, как сказал Святейший Патриарх, должны называть ложь ложью, лесть лестью, разврат развратом. Кому-то это не нравится, но наша задача – служить Богу, а не миру сему. С людьми у нас вражды не было и нет, а со злом, которое есть в людях, у нас не было согласия и не будет.

Отец Игнатий (Бакаев) (пос. Максаковка, Республика Коми):

Тех большевиков, с которыми мы не могли бы примириться, уже нет. Они умерли. А сейчас есть и верующие коммунисты, во всяком случае, им партийный устав не запрещает ходить в церковь.

В чем наше сходство и в чем различие с коммунистами, капиталистами и т.д.? Я думаю, в отношении к собственности. Коммунистические воззрения на имущество, на первый взгляд, ближе к христианским. В апостольские времена принято было жить общинами, где все было общим. Правда, никто никого к этому не принуждал. И отношение к чужому владению было иным, чем у коммунистов. Нет у нас права на него зариться. Все, что от нас требуется, – это равнодушие к земным благам.

В то время как в капитализме и коммунизме этого равнодушия нет. Это их роднит и в то же время разделяет.

Вспоминаются слова русского философа о том, что капитализм – это общество практического атеизма. Мы это видим сегодня в России: богатые люди очень и очень неохотно расстаются со своими деньгами в пользу Церкви, и если шире брать – в пользу народа.

И эта враждебность, равнодушие рано или поздно приведут к новой буре, желанию все разделить поровну. А потом опять не поровну.

Когда общество то на коммунистический лад, то на капиталистический служит маммоне, мы попадаем в заколдованный круг. Коммунисты и демократы нынче в День примирения были так же враждебны друг другу, как и всегда. До скончания мира им не поделить электростанций, заводов, должностей.

Исход можно найти только в христианстве, где не блага мирские являются идеалом, а небесные. Нельзя сказать, что в Церкви это все решалось и решается просто. Вспомним Ананию с супругой, которые, решив вступить в общину апостола Петра, утаили часть имущества и были за это наказаны Богом. Вспомним, что, кроме монахов-пустынников, были иноки, которые тряслись над своими кошельками. То есть борьба с жадностью, падения на этом пути – это вечная история. Но для многих эта борьба завершилась победой и спасением, потому что ясен идеал.

Вторая причина, по которой День примирения и согласия – это не наш, православный, день, заключается в том, что мы никогда ни с кем не враждовали. Для нас богоборцы – это несчастные люди. Страшно, когда они буянят, но в то же время жаль их. Ведь это наши братья и сестры заблудшие. Мы несли им мир все минувшие десятилетия, и многие коммунисты приходили в церковь, каялись в своих грехах. Не в особый день, а во все дни.

Вспомним слова апостола Павла о том, что должны мы сильные немощи немощных носити, а не себе угождати. Не себе. Только вокруг Христа два человека могут примириться, осознав, что любовь к ближнему – это наш долг, а не подачка во имя красного листка в календаре. 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга