ИСПОВЕДНИКИ ПОБЕДОНОСЕЦ О судьбе архиепископа Филиппа (Ставицкого) Это случилось в 1943 году, в разгар войны. В ограду Покровского собора Астрахани вошел коротко стриженный человек в ватных арестантских штанах и красноармейских ботинках. – Я владыка Филипп, – сказал он вышедшему навстречу иеромонаху. – Какой ты владыка?! – возмутился тот. – Артемий, ты меня не узнаешь? Монах вздрогнул, вгляделся в лицо незнакомца и вдруг со слезами повалился ему в ноги. Ведь когда-то он был келейником епископа Филиппа. Множество православных в тот день встречали своего архипастыря на берегу Волги. Вся площадь перед пристанью заполнилась народом, но пароход пристал не там, где его ожидали. Позади остались годы ссылки, село Ижма в Коми крае, о котором епископ Филипп написал неумело, по-детски целую поэму: Как оказался он там, на краю света, – бывший ректор нью-йоркской православной семинарии, епископ Аляски, смоленский архиерей? * * * Это долгая история. Родился епископ Филипп (в миру Виталий Ставицкий) в семье священника в Новгород-Волынске 14 апреля 1884 года. В семинарии, а потом в академии, замечен был по особой ревности в вере. Приняв монашество в 1908 году, стал миссионером на Украине, занимаясь борьбой с сектами. Во время Первой мировой войны архимандрит Филипп становится ректором семинарии в Нью-Йорке, показав себя красноречивым защитником православия, русских и общеславянских идеалов. Затем была Аляска, посвящение 32-летнего делателя во епископы. И снова Россия. Приехал на Поместный Собор, а попал в самое полымя. Лишь американское подданство спасло ему жизнь после первого ареста. Не успел обменять паспорт. В тюрьме впервые пришлось близко столкнуться с уголовниками. – Ванька, дай писку, хочу водолаза пополоскать? – сказал один урка другому. Владыка отреагировал мгновенно, вызвал охранника и передел ему сумку на хранение. Когда вернулся, незадачливый бандит протянул с уважением: – Ох, батя, и образованный же ты! Удивился, что епископ распознал его жаргон. Но для опытного миссионера это естественно понимать любую тарабарщину. В апреле 1919 года владыка занимает Смоленскую кафедру. Едва пережили, не досчитавшись многих пастырей и мирян, красный террор, как пришла новая беда – внутренние нестроения в Церкви. Для епископа Филиппа испытания этого рода начались еще до обновленческого раскола. Двое «православных» решили напакостить ему и еще нескольким батюшкам, подбросив компрометирующие письма и антисемитскую рукопись. * * * Среди арестованных по этому делу вместе с владыкой был, кстати, человек с очень любопытной судьбой – священник о.Гавриил Авдуевский. Выходец из семьи псаломщика, он закончил офицерское училище. Участвовал в японской войне, потом в германской. Несколько лет провел в плену и, будучи призван в Красную армию, дослужился до начальника штаба бригады, а потом и до начальника оперативного отдела ВЧК по Западной границе. Но после войны стал вспоминать, как в детстве ему прививали любовь к Богу, всплыли в памяти «долгие переживания в германском плену... когда некоторые товарищи сходили с ума», а его спасла лишь вера. «И вот здесь, – объяснял о.Гавриил следователю, – началась реакция. Я нашел, что прежняя жизнь – это суета сует: бесцельна, бессодержательна и напрасна. Я уклонился с намеченного моими родителями пути...» Так красный командир, ходивший в немалых чинах, стал священником. * * * Вскоре провокаторы сознались, что хотели оклеветать владыку, отца Гавриила и других. Всех арестованных пришлось отпустить на волю. Однако долго радоваться не пришлось. Патриарх Тихон попал в заключение. Воспользовавшись этим, обновленцы захватили власть в Церкви. Правда, для полного успеха следовало вместе со Святейшим арестовать и миллионы «тихоновцев», но на это наглости не хватило. Оставалось выбивать одного за другим сочувствующих Патриарху архиереев. «Епископ Филипп проводит провокационную политику, которая, в конце концов, сводится к абсолютному сочувствию Патриарху Тихону», – сообщал агент-чекист. На самом деле все было сложнее. Открытая борьба с обновленчеством подразумевала немедленный арест. Но и терпеть раскольников не позволяли любовь к св.Тихону и православная совесть. Владыка поначалу ведет тайную борьбу, выбивая из-под ног обновленцев одну опору за другой, а когда становится ясно, что ареста не избежать, исчезает из города. Сохранился уникальный документ того времени, из которого можно понять, как восприняли православные случившееся. Один из сотрудников ГПУ сообщал начальству: «Мною получены сведения о том, что в смоленских фотографиях идет усиленная работа по размножению снимков Филипповских фотографий после его исчезновения... Нахожу, что это проделывается определенным к/р элементом как агитационная мера для популизации Филиппа и его воззрений, что, мол, изгнанник сов. властью чуть ли не святой мученик, пострадавший от большевиков за святую идею. Дабы пресечь это в корне, предлагаю произвести обыски во всех фотографиях г.Смоленска на предмет изъятия всех обнаруженных фотографий Филиппа и установления лиц, заказавших таковые. Впредь запретив переснимать без нашего разрешения». На несколько месяцев после побега органы потеряли владыку из вида и оживленно на этот счет переписывались. Найдена была записка иеромонаха Нектария: «...Дай Боже епископу Филиппу достигнуть той цели, для которой он оставил епархию...» Искали владыку четыре месяца, обнаружив, что все это время он жил в Ордынской пустыни, недалеко от Смоленска. Чекист, который произвел его арест, сообщал, что при выезде Филиппа из пустыни «...был звон колоколов, и монахи его провожали, а женщины, живущие в монастыре, даже плакали и целовали его руки... среди монахов и рабочих монастыря... Филипп пользовался авторитетом, на него смотрели как на великого человека, присланного им Богом». Обвинили владыку в преподавании Закона Божьего детям. Сохранилась опись всего его имущества на тот момент: «Семь книг, одна икона перламутровая, одна икона деревянная, три иконы маленькие, карандаш, зеркало, одна рубашка и писчая бумага, конверты». Однако сфабриковать дело так и не удалось. В том же году владыку вновь освободили. Какое-то время он жил на Кавказе, восстанавливая силы – у него было больное сердце. За этим последовало первое назначение на Астраханскую кафедру, в чине архиепископа. * * * В Астрахани владыка вновь стал жертвой своего ревностного отношения к делу. В службы привнесены были торжественность и благолепие, исправлены отступления от устава. Но не это было главное. Как написал один современный почитатель владыки, «доведенные почти до отчаяния смертоносным ходом неверия, люди с появлением епископа Филиппа как бы начали оживать и оттаивать». В результате полупустые храмы вскоре после приезда епископа Филиппа наполнились людьми. Он был победоносен, он каждым словом и жестом заставлял верить: «христианство – это не только вера наших предков, но и потомков». Стерпеть такое власти, конечно, не могли. В 1929 году поместили владыку в тюрьму с очаровательным названием «Белый лебедь». На этот раз сбором серьезных доказательств никто утруждать себя не стал. Довольно было какому-то доносчику переврать тексты его проповедей. Будто он говорил, что комсомольцы на Пасху собираются пустить отравляющие газы, обзывал рабочих мерзавцами и т.п., а в связи с конфликтом на КВЖД обещал, что для православных наступают хорошие времена, и вскоре они расцветут, как в поле розы. – Всякое политиканство чуждо мне, – отвечал владыка. – Может быть, о цветах и было какое-либо упоминание в моей проповеди, но в совершенно ином смысле. Впрочем, обвинения следователей были цветочками рядом с теми помоями, которыми обливали владыку в местных газетах: «Ездивший на ревизию и отдых в Хараблинский р-н Филипп, останавливавшийся на квартире исключительно у кулаков и торговцев, вел там разгульный образ жизни в обществе монашек». «Удивляюсь, – комментировал владыка эти слова, – как автор для полноты картины и остроты впечатления не написал, что я кого-либо ограбил или убил». Хотя не все, в чем обвиняли его, было ложью. Он и верно говорил о непобедимости веры, о пустынниках и пустынницах, которые продолжают вести суровую, подвижническую жизнь в горах Кавказа. Этого было довольно для суда. Вместе с владыкой арестованы были и отправлены в ссылку несколько батюшек, чья вина заключалась в том, что они его любили и оказывали знаки почтения. Судьба их была трагична. Священник Василий Наследышев расстрелян в 1938 году. Священник Дмитрий Алимов снял сан. Священик Евгений Покровский погиб во время лесозаготовок (его задрал медведь). Священник Дмитрий Стефановский умер в ссылке от тифа. Но все это было позже. А тогда, в 29-м году, вся группа во главе с архиепископом Филиппом отправлена была в Коми, на поселение. Когда арестованных вели на вокзал, собралось множество народа, милиция отпихивала людей, женщины падали в обморок. Какая-то девочка прорвалась к владыке за благословением, но страж порядка резко отшвырнул ее в сторону. Девочка упала и сильно ушиблась. * * * О прибытии на Север мы можем судить, вновь обратившись к его поэме «Ижма»: Далее рассказывается, что приняли здесь ссыльных после некоторой заминки радушно, и батюшки вздохнули с облегчением и, воздав хвалу Господу, сладко заснули, «кто на скамье, кто на полу». Радовало отсутствие решеток на окнах, не щелкали замки камер: Но вот прошло несколько месяцев, голод и неизвестность становятся нестерпимы: Это происходит после того, как устанавливается наконец связь с родиной, получены посылки, весточки: Очень угнетала невозможность служить на Пасху: Но вот и Пасха: Закончилась праздничная служба. Пора разговляться: Между тем весна все больше вступает в свои права. Многие отцы выходят к реке удить рыбу. Это помогает отвлечься от тяжких дум. Заканчивается поэма словами о том, что хотя тяжка на чужбине доля, но да будет на все Господня воля. Подписано: * * * Насколько можно понять из документов, то вслед за Ижмой архиепископ Филипп был переведен в Усть-Цильму, вернее, в соседнюю с селом деревеньку – Коровий ручей. В Усть-Цильме отрадой для ссыльного духовенства стал храм, где был настоятелем отец Иоанн Серебренников. Он отнесся к своим опальным собратьям с большой теплотой и бесстрашием, хотя знал, чем это может закончиться. Сам прошел ссылку и Концлагерь (так в документе ГПУ – с большой буквы, – В.Г.). Как следует из материалов ГПУ, отец Иоанн позволял владыке Филиппу тайно служить в храме. Вместе они осуждали порядок, по которому ссыльные батюшки – эти пожилые и больные люди – должны были работать на лесоповале. Вместе их и арестовали. Серебренникова опять куда-то выслали, а владыка уже был ссыльным. О дальнейших двенадцати годах его пребывания на Русском Севере известен лишь один эпизод. Однажды он с двумя монахинями пил чай. Во время беседы его куда-то вызвали, и одна из матушек пересела на кресло владыки. Прогремел выстрел. Монахиня упала мертвая. Тогда владыку перевели в другую комнату, с запертыми ставнями. Кто-то попытался их взломать, но не смог. Наутро архиепископа Филиппа отправили в другое селение. Кто покушался на него – неизвестно. Возможно, буянил какой-нибудь бывший красный партизан, на которого власть не могла или не хотела найти управу. * * * Это были тяжелые годы. Насмешки, издевательства, недоедание, жестокие морозы. Все как положено. Кто из священнослужителей того времени не прошел через подобное?!
Дозволение вернуться в Астрахань архиепископ Филипп получил только в 1943 году (тогда власть изменила свое отношение к Церкви). Здесь владыку по-прежнему помнили и любили. Когда его некоторое время спустя решено было перевести в чине митрополита в Одессу, а это было серьезное повышение, астраханцы встали на дыбы. В Патриархию пришло столько писем и делегаций, что Святейший Алексий I, кажется, единственный раз за время своего Патриаршества не смог устоять и отменил ранее отданное распоряжение. Город вновь обрел в лице арх. Филиппа своего Златоуста, а с ним и колокола на кафедральном Покровском соборе. Медь, бронзу, а главное – серебро, на них собирали всем миром. Несли уцелевшие ложки, кольца, серьги. Потом при громадном стечении народа поднимали колокола в небо, и первый раз после долгих лет безмолвия их звон огласил город. Как и в двадцатые годы, архиепископ Филипп был для Астрахани и для всех, кого сводила с ним судьба, не просто добрым пастырем, одним из последних свидетелей «Руси уходящей». В нем было что-то такое, что внушало веру в Русь вечную и непоколебимую. Г.ДОНАРОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |