ПЕРЕКРЕСТКИ «МНЕ ВСЕГДА НРАВИЛАСЬ ДРЕВНОСТЬ» Чтобы избежать соблазна, он ушел на Урал В редакцию зашел молодой человек, представился иконописцем и попросил опубликовать объявление о том, что он пишет иконы. Последнее время с такой просьбой к нам обращается все больше и больше людей, но всем им приходится отказывать. Начинаешь выяснять: где учились иконописи, кто благословлял на это служение? Оказывается, они не только ничего не знают о труде иконописца, но и вообще далеки от веры, а к перерисовыванию икон с картинок из разных цветных журналов пристрастились в местах лишения свободы. Похвальное занятие, но стоит ли при этом называть себя иконописцем?
– Моим непосредственным наставником в Андрониковом монастыре был иконописец Андрей Ремнев, – вспоминает о.Савватий. – Я помогал ему в работе над иконостасом в Авраамиевом монастыре Ростова Великого. А о.Вячеслав (Савиных) один из первых стал поднимать это дело в России. Он еще с Зиноном работал в Даниловом монастыре. Там же, в Андрониковом монастыре, я учился и знаменному распеву у такого известного знатока древности, как Борис Павлович Кутузов. Он первый стал восстанавливать знаменный распев в России. Мне повезло, что я попал к ним. В Андрониковском монастыре находятся мощи Андрея Рублева, благодатное место... Полгода длилось мое обучение. Потом снова переехал в Вотчу. В Вотчинском монастыре была организована своя иконописная мастерская. Там служил и писал иконы. Я пишу в древнем стиле XII-XIII веков, это еще дорублевское архаичное письмо. А когда Вотчинский монастырь перешел под юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей, мы со схимонахом Иоанном (Дановым) вдвоем уехали в тайгу на Урал, чтобы быть подальше от всей этой шумихи, которая завертелась вокруг монастыря. Построили в тайге избушку и решили там спасаться вдали от людей. – Почему вы ушли именно на Урал? – спрашиваю у о.Савватия. – Выбирал его не я. По этому случаю жребий бросали. О пустынножительстве я думал и прежде, еще при первом помысле о монашестве. Но если бы не возникла ситуация с переходом нашего монастыря в Зарубежную Церковь и начавшихся в связи с этим нестроений, мы бы на Урал не ушли. И я благодарен этому, потому что получил там опыт, определивший мои взгляды на дальнейшую жизнь. – Поблизости от вашего места есть какие-нибудь населенные пункты?
– Там раньше были староверческие скиты, и сейчас рядом живут потомки староверов. Ближайшая деревня – домов семь, там четыре семьи, остальные старики. Конечно, обрядов они уже не соблюдают, только старики продолжают молиться, но дай Бог, чтобы все люди были такими же цельными и порядочными, как они. Они не врут, не лукавят, слова у них не расходятся с делом. Все они живут одной сплоченной семьей. Между ними нет никакого разделения. Да в принципе в тех суровых климатических условиях иначе, наверное, и не выживешь. Однажды к нам в келью пришел глава тамошней старообрядческой общины, постучался. «Вы, – говорит, – тут такую жизнь ведете. Богу молитесь. В случае чего мы вам не дадим умереть, поможем». Конечно, помогали, и не только овощами и мукой. Ближайший наш сосед – Павел, охотник. Живет только на натуральном хозяйстве: поймает рыбу, подстрелит дичь или что на огороде вырастит. Там, правда, и рыбалка такая, что за два дня можно на целый год рыбы наловить. В основном хариус ловится. Он нас очень выручал – брал с собой на рыбалку, помогал освоить этот промысел. Несмотря на то, что у него большая семья, трое детей, живут они все хорошо. Вообще, старообрядцы на Руси всегда, еще с XVII века, жили зажиточно, крепко стояли на ногах, настоящие хозяева. – Расскажите побольше о вашем собрате, с которым жили в скиту. – Отец Иоанн пришел в Вотчинский монастырь по благословению старца Кирилла (Павлова), духовника Троице-Сергиевой лавры. Ему сейчас больше пятидесяти, это опытный в духовной жизни монах. До этого он спасался на Кавказе, потом на Валааме. Четвертый год теперь безвыездно на Урале. Полтора года назад был пострижен в схиму. Когда я уезжал в Сыктывкар, к нему приехал о.Лаврентий, тоже очень близкий мне духовно отец. Сейчас они живут вдвоем. – А вы почему вернулись в Сыктывкар? – Я понял, что мой путь другой. Я хочу здесь служить своими талантами Богу. Хочу расписывать храмы, писать иконы. Ведь сейчас настоящих, древних, икон в храмах очень мало. – А почему вы обратились к иконописи XII века, почему не к рублевским, допустим, временам? – Рублевские я тоже уважаю, но мне всегда нравились архаика и древность. Я чувствую, что это мое, к этому тянется душа непроизвольно. – Где вы находите оригиналы древних икон, чтобы делать с них копии? – В музеях заказываю. Есть же прориси с них. Потом уже перевожу их на иконный щит, на левкас и раскрываю в красках. Сейчас в Сыктывкаре я живу один, отдельно от родителей. У меня есть своя мастерская. В принципе все затруднения, как это ни банально звучит, упираются в деньги и наличие заказов. Для того, чтобы написать настоящую икону, нужны натуральные пигменты. Это драгоценные камни, такие как малахит, лазурит, киноварь и прочие. Их приходится покупать на свои деньги. Иногда меня просят расписать квартиру, например, в морском стиле: нарисовать море, волны, рыб. За это – платят. Но это не мое, я передаю эти заказы своим друзьям, художникам. – После раскола как складываются ваши отношения с друзьями? – У меня отношения ни с кем не изменились, какие были, такие и есть. Я встречаюсь со своими друзьями как из Зарубежной Церкви, так и из Русской Православной Церкви, потому что юрисдикционный вопрос для меня не тот вопрос, из-за которого нужно отказываться от своих друзей. Если говорить о благодати, так она присутствует как в Московской Патриархии, так в Зарубежной Митрополии. Святый Дух где хощет, там и дышит. Сейчас я нахожусь в заштате. Не служу, молитвенное общение поддерживаю с приходом Зарубежной Церкви в Сыктывкаре, потому что мне нравится петь знаменным распевом. Больше нигде в Сыктывкарской епархии, кроме Вотчинского монастыря, знаменным распевом не поют. * * * Вот такой непростой путь прошел о.Савватий в свои 26 лет. В прошлом году он поступил на заочное отделение Сыктывкарского государственного университета на факультет управления по специальности менеджмент. Сейчас учится на втором курсе. Кажется, мирская специальность, мирское образование – все это очень далеко от Церкви. Но кто знает, в каком качестве мы можем пригодиться Богу... Уходя из редакции, он оставил для публикации в газете объявление: «Пишу иконы. Иеродьякон Савватий (Сельков). Тел. в Сыктывкаре: 24-12-36 (дом.)». Е.СУВОРОВ ДЛЯ СПРАВКИ 14 апреля 1999 года братия Вотчинского монастыря не пропустила епископа Сыктывкарского и Воркутинского в монастырь, устроив пикет на переправе через реку, ведущую к селу Вотча и монастырю. Преосвященный епископ Питирим за нарушение данных монашеских обетов послушания и повиновения, а также за противостояние правящему архиерею, 22 апреля того же года своим указом снял с наместника Вотчинского монастыря иеромонаха Стефана (Бабаева) монашеский чин с запрещением ношения монашеских одежд и возвращением прежнего имени. Следом за ним последовали подобные же прещения и в отношении иеромонахов Афанасия (Жюгжда) и Зосимы (Костромина). 23 марта 1999 года иеродьякон Савватий (Сельков) был определен заштат Сыктывкарской и Воркутинской епархии с запрещением в священнодействии. На подобные прещения правящего архиерея весь Вотчинский монастырь отреагировал тем, что перешел под юрисдикцию Русской Православной Церкви Зарубежом. Впоследствии он стал центром большого Коми благочиния Канской и Европейской епархии РПЦЗ, включающего в себя почти весь север России, а бывший иеромонах РПЦ МП о.Стефан (Бабаев) стал его благочинным. Монахи о.Иоанн (Данов), о.Савватий и о.Лаврентий, не пожелав участвовать в возникшем противостоянии, ушли спасаться на Урал в тайгу. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |