ПОДРОБНОСТИ


ВЕРА И ТРУД

«У нас, в России, нет этического трудового кодекса, а значит, нет будущего...»

17 декабря в Москве завершил работу VII Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС), поднявший тему «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России». В Соборе приняли участие более полторы тысячи представителей 72 регионов России, а также Украины (Киев, Одесса, Крым, Донбасс), Белоруссии, Эстонии и Казахстана.

Из-за болезни на Соборе не присутствовал Святейший Патриарх, видимо, поэтому на него не пришел Президент России (на прошлом Соборе он был), ограничившись присланным Обращением к участникам.

В основном заседания Собора были посвящены проблемам экономики. О нынешней ситуации рассказал известный экономист, академик РАН Дмитрий Львов. Он заявил, что главным итогом экономических реформ последнего десятилетия является «захлестнувшая всю Россию эпидемия смертности». Причем вымирают не только старики, но люди вполне трудоспособные и относительно молодые – «в возрасте 42-46 лет». При этом в России уменьшается доля государствообразующей нации – русских, что грозит развалом государству. (Надо заметить, по расчетам демографа Д.Богоявленского, сделанным на основе данных Госкомстата, доля русских снизилась в РФ с начала 1989 г. по начало 1999 г. с 81,53% до 80,58% (без учета ассимиляции русскими российских украинцев, белорусов и других).

По данным академика, в современной России имеет место колоссальное экономическое неравенство: 85% населения принадлежит лишь 7% национального богатства РФ. Кроме социального расслоения россиян, имеет место также серьезное экономическое расслоение регионов России, «которое угрожает России распадом. Сегодня страны ЕС гораздо больше похожи по уровню жизни на единую страну, чем регионы России». Дмитрий Семенович привел также сравнение РФ с США: «Сегодня президент Буш говорит: мы, американцы, – великая нация, нас через 50 лет будет на 40 млн. больше. Эти слова, безусловно, воодушевляют американцев. А мы что скажем нашему народу: что нас через 50 лет будет на 30-35 млн. меньше?»

Еще академик отметил, что нынешние владельцы национального богатства России сильно занижают оплату труда своим наемным работникам: «Если в странах ЕС в 2000 г. доля оплаты труда в ВВП (общем произведенном продукте) составляет 69-72%, то в РФ – 31,5%». Степень эксплуатации труда в России превосходит все мировые стандарты. «Американец на 1 доллар зарплаты производит 1,74 доллара ВВП, россиянин на 1 доллар зарплаты – 4,75 доллара ВВП. Если производительность труда в РФ в 4,5 раза ниже американской, то зарплата – в 20 раз ниже!» – отметил Львов.

«Сегодняшние доходы россиян на 38% ниже советского уровня, а зарплата в 2,5 раза ниже уровня 1990 г. Российскому работнику приходится обменивать советскую зарплату на товары не по советским, а по мировым ценам», но и этого мало властям предержащим: они «еще затеяли жилищно-коммунальную реформу, суть которой в повышении оплаты за жилье».

Перед тем, как снова повышать цены и платежи, надо сначала повысить зарплату, считает академик, называя заявления правительства об отсутствии источников увеличения бюджета РФ несостоятельным: «В России недопустимо низкими являются доходы бюджета от использования ресурсного потенциала России, ведь если взять весь национальный доход, то две трети его прямо связано с тем, что в России от Бога, с природными ресурсами, и только четверть – с трудом и капиталом». Все самые прибыльные производства преступно отданы государством в руки частного бизнеса. «90% населения благодаря этому бизнесу лишены права на природные ресурсы. Продолжение такой политики обречено на провал», – считает академик. «Наша либеральная экономическая политика проводилась в интересах 20% населения и привела к обнищанию 80%», – сделал вывод Львов. И предложил выход из создавшегося кризиса: «Природа, ресурсы, земля – все, где нет вложения труда человека, – должны принадлежать всем. Нефть, газ, РАО ЕЭС не должны подлежать приватизации. Если же власть так боится «передела собственности», можно поступить и по рыночному закону – дооценить собственность олигархов, которую они приватизировали, и пусть они внесут в госбюджет то, что они не доплатили».

Активное участие в Соборе приняла Федерация независимых профсоюзов России. Ее представитель А.Исаев обрисовал политический «расклад» в сегодняшней России, приведя в пример Запад: «На Западе исторически сложилось разделение на два политических направления – консерваторов и социал-демократов. Консерваторы, что привлекательно в них, выступают поборниками традиционных ценностей: семьи, государства, уважения к национальной культуре и стремлению к ее сохранению. Но одновременно с этим исторически сложилось, что консерваторы представляют интересы богатых слоев общества, поэтому в экономических вопросах они либералы. Социал-демократы, наоборот, выступают за социальную поддержку, за регулирующую роль государства в экономике, за опеку над бедными. Но они поддерживают контркультуру, сексуальные меньшинства, относятся достаточно нигилистически к государству. В России же получается совсем по-другому. Наши «правые силы» на сегодняшний день взяли у западной социал-демократии определенный нигилизм в отношении государства, а у консерваторов – либерализм в экономике. Отсюда следует, что в России должно возникнуть другое движение – социальный консерватизм. Он будет строить социальное государство, которая существует у западных социал-демократов, и вместе с тем, как и западные консерваторы, будет ориентироваться на традиционные ценности: защиту государства, семьи, традиционных конфессий, традиционной культуры».

Началом такого движения могло бы быть принятие «Этического кодекса национального хозяйствования», которое активно обсуждалось на Соборе. По его поводу, подводя итоги, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сказал: «Собор выступил за то, чтобы был подготовлен кодекс национального хозяйствования... Некоторые критически отнеслись к этой идее и сказали: если законов не боятся, то неужели кодекса чести побоятся? Но речь идет не о том, чтобы кто-то чего-то боялся, но чтобы была сформулирована этическая основа хозяйствования. И вот это добровольное принятие на себя этических норм может стать очень отрезвляющим фактом в развитии национальной экономики. Мы знаем, что многие другие организации работают над этой же проблемой, поэтому мы не связываем с ВРНС саму идею создания кодекса, мы готовы поддержать все эти усилия».

По окончании Собора СМИ комментировали его так: «Ранее на обсуждение социальных вопросов между властью и Церковью было наложено негласное табу. Теперь Церковь берет на себя роль заступницы за малоимущих перед властью и предпринимателями. Она предлагает деловым людям руководствоваться по отношению к своим работникам православной этикой. Одновременно Церковь налаживает отношения с профсоюзами... Фактически, речь идет о выработке православной деловой этики... В итоговом решении Собора сказано, что этический кодекс хозяйствования должен найти отражение и в российском законодательстве».

По сообщениям информагентств

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга