ДРЕВНОСТИ ПИСЬМЕНА НА КАМНЕ В Иерусалиме найдено самое древнее доказательство земной жизни Иисуса
В октябре нынешнего года в билейской археологии произошла сенсация. Было это так. Один из тель-авивских коллекционеров Одед Голан пригласил к себе французского филолога, профессора Сорбонны Андре Лемера, чтобы тот изучил его экспонаты. Разглядывая древние предметы, Лемер заинтересовался надписью на оссуарии (каменной урне). На одной из стенок ее вырезано на арамейском языке: «Ya\’a kov bar Yosef a khui Yeshua» («Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса»). Возраст урны – не менее 2 тысяч лет. Оба эти факта навели на мысль, что именно здесь хранятся останки Иакова – старшего сына Иосифа Обручника от его первого брака с Соломонией, сводного брата Иисуса из Назарета, ученика и апостола, которого в святцах мы именуем св. апостолом Иаковом, братом Господним. «Если б эта гипотеза подтвердилась, открытие имело бы огромное значение для христиан всего мира. До появления этой урны самым ранним из свидетельств земной жизни Христа был фрагмент папируса, принадлежащий евангелисту Иоанну и датированный 125 годом нашей эры. Кроме того, эта известняковая урна может стать первым звеном в цепи, связывающей Иакова, Иосифа и Иисуса», – сказал профессор Лемер журналистам. Начались исследования. Что ученые установили к нынешнему дню? Лемер датирует надпись 63 годом от Р.Х. На это есть исторические указания. В первом веке нашей эры из-за большой плотности населения и необходимости экономить место на кладбищах у евреев появился обычай переносить истлевший прах своих умерших из погребальных пещер в оссуарии (костницы). Эти прямоугольные ящики-урны, сделанные из местного известняка, складировались в пещерах. Такая практика прекратилась после разрушения еврейского храма в 70 году от Р.Х., что точно известно. На еще одну историческую веху указывает археолог Уиверингтон: «Согласно историку Иосифу Флавию, Иаков жил и умер в Иерусалиме, а находка оссуария показывает, что он был и погребен в Иерусалиме, а не в своей родной Галилее. По свидетельству Флавия, Иаков был убит в 62 году от Р.Х., что примерно совпадает с предполагаемой датой изготовления ковчега». Внутри оссуария не было найдено самих костей Иакова – первого епископа Иерусалима, потому что христиане, бежавшие из города во время Иудейской войны, могли взять останки с собой, чтобы предотвратить их осквернение римлянами. Теперь о содержании надписи. Хотя все три имени (Иосиф, Иаков, Иисус) были довольно распространены в древние времена, но статистическая возможность их появления в такой комбинации (отец, сын, брат) крайне маловероятна. К тому же упоминание о брате на оссуарии – вообще вещь редчайшая. Это все равное, как если бы сегодня на памятниках писали не только фамилию, имя и отчество (упоминание об отце), но также сообщали о сестрах, братьях покойного и т.д. Это неслыханно сейчас, также было неслыханно и в Иерусалиме I века от Р.Х. Оссуарии надписывались лишь для того, чтобы их можно было различать и совершать над ними молитвы. Из этого следует, что упомянутый в надписи Иисус был весьма и весьма значим для евреев той поры. Им мог быть только один сын Иосифа и брат Иакова – Иисус Христос. Исследователь Р.Эйзенман утверждает: в начале на урне и не было упоминания о брате, она сделана позднее, в V-VI веках, христианами, почитавшими брата и апостола Христова. Это подтверждает и Р.Альтман, специалистка по системам письма эллинистического времени. По ее мнению, первая часть («Иаков, сын Иосифа») вырезана рукою хорошо образованного человека, там буквы с окончаниями в виде клиньев. Такое клиновидное письмо было характерно для официальных, государственных документов. Другая часть надписи («брат Иисуса») использует арамейские и африканские шрифты, типичные для сельской местности. Вторую надпись она датирует III-IV вв. от Р.Х. И вот что еще примечательно. Все оссуарии у евреев были стандартные, непременно прямоугольные, ровные (для удобства складирования), размером 60х30х35 сантиметров. Оссуарий Иакова же – 51 см в длину и 28 см в высоту, причем трапецевидной формы. Его форма не подходит для массового складирования, и, как видно, он предназначался для особого погребения. Лабораторные тесты, проведенные Институтом геологии в Израиле, подтверждают, что известняк, из которого изготовлена урна, был взят в области Иерусалима. Патина – тонкий налет, образующийся на камне от времени, – имеет форму цветной капусты, такого рода налет обычно образуется в пещерной среде, и, что более важно, к нему не примешано никаких следов современных материалов. В середине ноября оссуарий Иакова привезли в Онтарио, показать канадским специалистам. Пока ее везли, в известковой урне расширились трещины (до одного миллиметра) и появились новые. Так что, помимо исследований, началась и ее реставрация. Исследования продолжаются – и появляются все новые факты. Эксперты нашли следы красной краски (ей украшали урны как раз в период 50-70 гг. по Р. Х.). Специалистами Тель-Авивского университета проведен тщательный статистический анализ имен всех Иаковов, живших в ту пору в Иерусалиме. Ответ один – это тот самый Иаков. Надписи на оссуариях и прежде подтверждали подлинность библейских событий. В 1990 году по надписи была обнаружена могила Каиафы, первосвященника, который, согласно Библии, предал Иисуса римлянам. Также около 40 лет назад археологи нашли надпись на памятнике, в которой упоминалось имя Понтия Пилата. Это были те, кто преследовал Христа. И вот теперь – радостная находка... 29 декабря оссуарий из Канады возвращен в Израиль. Паломники, которые приедут на Святую землю встречать православное Рождество, смогут поклониться святыне. По материалам информ-агентств На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |