ХРОНОГРАФ


ЧЕГО НАМ СЕБЕ ПОЖЕЛАТЬ?

В канун Рождества Христова Президент Владимир Путин поздравил россиян с праздником. «Этот праздник неизменно несет в дома миллионов людей мир, любовь, добро и надежду. Он укрепляет основы нравственности нашего общества, поддерживает стремление российских граждан к единству и согласию. И огромное значение в утверждении высоких духовных ценностей имеет деятельность Русской Православной Церкви, религиозных организаций других традиционных для нашей страны христианских конфессий. От всей души желаю православным христианам... крепкого здоровья, радости, счастья и благополучия».

Хорошо, что поздравления на Рождество стали традицией у первых лиц государства (в отличие, кстати, от региональных руководителей). Единственно жаль, что официальное поздравление это было каким-то безликим, теплохладным. Это наверняка заметили многие. По-видимому, советники Президента не постарались найти такие слова, которые тронули бы за душу. Такое примерно поздравление они сочинят и к предстоящим Пасхе и Первомаю.

Между тем для православных каждое Рождество является своеобразным этапом: время останавливает свой неумолимый бег – и в эту паузу мы заглядываем в будущее.

«Каждый год в эти зимние дни мы мысленно подводим итоги: был ли прошедший год счастливым для нас? Думаем о будущем: как сделать, чтобы год наступающий стал лучше прошедшего?

Каковы бы ни были наши мысли, праздник Рождества дает нам всем надежду на лучшее: вот рождается Богомладенец, а вместе с Ним как бы заново рождаемся и мы, готовые, обновив души, все пройти, с самого начала. Бог нам дает очередной шанс исправить поломанное в нашей жизни, отыскать утерянное, отдать позабытое».

Это уже слова из поздравления руководителя Коми отделения «России Православной», Первого зама Госсовета Коми Ивана Кулакова.

Читательница Елена Березина из Немского района Кировской области желает нам здоровья и счастья, того же, чего и всем своим близким. Они дороги, эти простые слова. Радует, что мы, коллектив редакции, в каком-то смысле вошли в семью нашей читательницы. Шлют нам пожелания «удачных проектов», «ярких событий», «финансовой стабильности» и мн. другого. Все это необходимо, но ведь все это только следствия. В основе же всего этого – благословение Божие. Без него не идет настоящее дело – так только, через пень-колоду поделье тянется.

Еще игумен Герман с Соловков желает нам «духовного веселия и благодарности Спасителю», «мира духовного, и чтоб через молитву и добрые дела еще здесь, на земле, приобщиться Небесному Царству». Ведь без благодарности никакое дело нельзя считать законченным – это «слава Богу» (хотя бы это) – как точка в конце предложения.

Еще хочется пожелать силы – и себе, и всем нам. Каждому в отдельности и всем вместе. Отдельному человеку – нравственной силы, которая есть совесть. Всем вместе нам, россиянам, – силы воли. Не в смысле могущества, ибо могущество – это что-то, простирающееся на чужое. Воля же как сила направлена прежде всего на себя, на свое.

А безволие – нравственное, державное, вероисповедное – пропитавшее Европу, я все чаще вижу проявляющимся в России – в словах и делах властей, в комментариях журналистов.

Особенно какая-то слабина, рыхлость общества у нас, как мне кажется, усилилась после захвата заложников в Москве. Еще обложенные взрывчаткой сидели женщины и дети в концертном зале, а власти уже вовсю уговаривали (непонятно кого) «не мстить» за происходящее, доказывали недоказуемое – что «у террористов нет ни родины, ни вероисповедания» (в любом суде террористы докажут обратное). Закончился этот кошмар в Москве относительно благополучно, и тут с опозданием, словно сработал Стокгольмский синдром: со всех сторон посыпались призывы учитывать особенности менталитета экстремистов, из щелей повыползали загнанные было в подполье энергичными действиями властей в Чечне националисты и начали «качать права»...

Как в 1996 году в Чечне, им вдруг показалось, что мы, власть и общество, напуганы, дали слабину. Что последовало за нашей слабиной в Хасавюрте, мы помним. И вот снова накатывает на нас, многонациональное русское большинство народа, мутная волна требований за что-то платить, что-то отменять, опровергать, от чего-то отказываться. Дошло до того, что мусульманин-духовное лицо в популярной передаче на всю страну грозится: если введете курс православной культуры, получите новую Чечню! Тут же, как всегда, к услугам врагов России – продажные политики и наша бездарная интеллигенция.

Вот недавно мы сообщали о коллизии, возникшей в Тюмени, когда против установки памятника Ермаку выступили некие мусульманские активисты. Еще можно объяснить (но не понять), когда памятник Ермаку разрушают в Казахстане. Но правомерность установки памятника национальному герою на собственно российской территории?.. И что же? На обсуждении вопроса областной думой адвокатом этих зарвавшихся националистов выступает депутат – некто Геннадий Куцев. «Кто-то захочет вместо Ермака видеть Кучума. Нам не надо, чтобы началась борьба памятников».

Хочется спросить, что же вам надо, уважаемый депутат? И неужели вы думаете, что, победив раз – в битве с памятниками, «борцы» на этом успокоятся? Точно так мы думали, когда оставляли «в покое» Чечню семь лет назад. Получили ли мы этот покой?

Нет, мир и покой возможны не через либеральную болтовню о мире и дружбе и отстраненное ничего-не-делание. Верно замечено, что демократия очень дорого стоит. Дорого потому, что, учитывая интересы меньшинства, она реализует интересы большинства. Это дается лишь через большие усилия – силовые, финансовые, идеологические, – по выстраиванию иерархии ценностей, нейтрализации всякого рода экстремистов и, попросту говоря, наглецов.

Год назад в Екатеринбурге фирмой «Аква-Вита трейд» был запущен рекламный телеролик «Первого уральского пива из Европы», где среди участников попойки был изображен и некий персонаж, одетый в одежды православного монаха. Компания была оштрафована на 20 тысяч рублей. В течение всего прошедшего года коммерсанты сутяжничали в разных инстанциях, оспаривая это решение. На днях, как сообщила пресс-служба Екатеринбургской епархии, Федеральный арбитражный суд Уральского округа подтвердил наказание богохульников.

Суд, антимонопольное ведомство и т.п. инстанции – лишь один, не самый главный из способов защиты интересов православного большинства. Куда эффективнее – предание вопиющих фактов гласности. В последнее время это удается все чаще. Это удалось в ситуации с разрушением храма в Набережных Челнах – если в прошлом такие факты дискриминации русских проходили в Татарии без последствий, то теперь власти были вынуждены пойти на возмещение ущерба, предоставить новое место для строительства храма.

Я хочу сказать простую вещь: так всегда было в этом мире, так будет и в XXI веке, и, скорее всего, до Страшного суда: разговаривать, слушать и считаться будут только с силой. Наша сила – осознать свое единство, осознать, что, кроме нас, православных, защитить само право России быть – некому. Мы должны быть сильными – прежде всего духовно, должна быть сильна Церковь – и она сможет защитить души наших детей от растления современной цивилизацией, должно быть сильным наше государство – оно защитит наших жен и храмы от поругания.

Вот поэтому я хочу пожелать нам силы.

И.ИВАНОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга