ГОСТЬ РЕДАКЦИИ


ГДЕ РУСЬ СВЯТАЯ?

Статный, борода лопатой, в военной, защитного цвета, гимнастерке – Александр Чернавский появился в редакции и сразу расположил к себе всех.

«Я приехал в Республику Коми с тем, чтобы собрать воинов Христовых, тех, кто разделяет идеи восстановления идеалов Святой Руси».

Выяснилось, что вот уже две недели как он находится в Коми, встречался с архиереем, разными людьми – здесь он ищет единомышленников для создания регионального отделения Всероссийской партии «За Русь Святую». Партия, созданная по благословению старцев Илии, Кирилла, Наума, Рафаила и многих других подвижников благочестия России, Украины и Белоруссии, была зарегистрирована 15 октября 2002 года.

Миссия Александра, представителя оргкомитета партии, в Коми удалась: 19 февраля было образовано в Сыктывкаре еще одно региональное отделение партии.

«Я очень рад, что эту инициативу у вас в республике поддержало казачество, – говорит Александр. – Атаман станицы Усть-Сысольской Борис Лукашенко активно нам помог, а энергичный и грамотный казак Владимир Чудаков возглавил региональное отделение».

Идеология партии, как объяснил Александр, заключается в следующем: все служит идеалам Святой Руси на основе ценностей православия, на основе поддержки местного быта, уклада, уважения традиций и чаяний местных народов. «Упаси нас, Боже, от того, чтобы раздувать национализм, а тем более шовинизм. Настало время защитить духовные ценности и святыни России, потому что власти предержащие на всех уровнях в угоду своим эгоистическим интересам попускают растление народа. Самое страшное сегодня не политический, не социальный и не экономический кризисы – страшнее всего кризис духовный, разрушение человека, созданного по образу и подобию Божию. Те эгоистические, индивидуалистские настроения, которые несутся сегодня с Запада, к сожалению, разрушают многие сложившиеся веками устои нашего государства. Поэтому мы делаем все, чтобы возвратиться к ценностям, заповедованным нам нашими предками, возвратиться к идеалам Святой Руси».

После рассказа о партийных идеалах и делах мы, конечно, заговорили о том, как и где подобные идеалы воплощаются в жизнь на деле. Александру Чернавскому приходится бывать в самых разных местах России. Он рассказал нам об одном из удивительных знакомств, которое Господь послал ему в пути.

* * *

– осенью прошлого года господь подарил мне чудную встречу с благочестивой семьей батюшки валентина колосова и матушки анны, с их десятью замечательными детишками: семью девочками и тремя мальчиками. сейчас матушка должна была родить уже 11-го ребенка. со своими друзьями из казачьей общины «спас» из города обнинска вместе с известным патриотом россии игуменом кириллом (сахаровым), духовником союза православных братств, мы ездили устанавливать поклонный крест на историческое место – в село мугреево-никольское, где произошла знаменитая встреча гражданина минина с князем пожарским, возглавившим народное ополчение против польско-литовских интервентов.

Когда Крест был установлен, меня пригласили в один сельский дом – к о.Валентину Колосову. Удивительна судьба этого священника. Родился он и долго жил в Прибалтике, но все время мечтал о настоящей русской культуре, русских отношениях, русской семье. Сам батюшка вырос в русской семье, свято хранившей традиции дореволюционной России, все староверческие обычаи и обряды. Жили они недалеко от Риги, а когда в балтийских республиках началось притеснение русских, поморы подчеркнуто стали носить русские одежды, говорить только на русском языке, хотя прекрасно знали и латышский. Многие русские, когда их начали унижать, стали сплачиваться вокруг православной церкви.


Свадьбу справляли в Риге, в русских нарядах

Отец Валентин закончил в то время школу и, волею судьбы, по благословению архимандрита Наума из Троице-Сергиевой лавры пошел учиться в семинарию. С отличием ее закончил, так что владыка Александр Латвийский очень просил батюшку остаться в Риге, давал ему богатый приход. Но отец Валентин отказался. Сказал, что хочет послужить России. Мечтал поселиться в российской глубинке, где еще сохранились русский дух и русские традиции. После окончания семинарии он женился на чудной девушке Анне. Она тоже выросла в староверческой поморской общине. Ее в семье научили шитью и многим другим умениям, необходимым для семейной жизни.

И появилась такая славная пара романтиков, которые думали, что русская земля, русская культура помогут им духовно окрепнуть и жить в радости. Так они оказались в селе Мугреево-Никольское, в котором к тому времени осталось буквально два или три десятка домов. А ведь до революции это было огромное село, о размерах которого говорит тот факт, что в нем до сих пор еще сохранились четыре больших храма. Все они отреставрированы, во всех идут службы, в каждом служат разные батюшки. Построен еще один новый храм: всего пять храмов на двадцать домов. Это уникальная ситуация. Видимо, для того Господь сохранил такое богатство, чтобы на этом историческом месте происходило укрепление русского духа и возникло новое ополчение против ига, которое сейчас существует на Руси.

Молодой священник Валентин и матушка Анна купили там себе домик, создали домовую церковь и стали жить благочестивой православной жизнью, рожать детей, неся веру православную и укрепляя в вере народ. Поначалу, когда приехали в это село, были, конечно, очень сильно разочарованы. Они думали, что русский народ – великой культуры, с добрыми отношениями друг к другу, с традициями. Но оказалось, что после десятилетий колхозной жизни и бесхозяйственности, после советской псевдокультуры русские люди в этом селе разучились ценить свою землю, традиции, семейный уклад, а научились только пить, сквернословить и воровать. Батюшку с матушкой такое положение очень смущало. Но верно не случайно их – помнящих традиции, как мало кто – Господь послал туда, где все вытоптано, выжжено.

Когда мы пришли с атаманом Игорем в их дом, увидели домашнюю утварь, добрые приметы быта крестьянского, мы испытали очень сильное чувство, поняли: жива еще Русь. Отец Валентин с матушкой устроились скромно, без излишеств. Да это и понятно, особых средств к существованию у них нет. Живут своим крестьянским трудом. Весь дом в удивительных иконах, вышитых рукой батюшки Валентина. А иконы о.Валентин стал вышивать по благословению архимандрита Наума. В одну из встреч старец сказал: «Вот тебе благословение – вышивай иконы!» – «Да я, – сказал отец Валентин, – ничего не умею». Но послушание есть послушание. Стал вышивать, и у него стали получаться благодатнейшие образа. Он вышивает золотой ниткой иконы самых разных размеров – видимо, по молитвам его духовника старца Наума Господь открыл в нем этот удивительный дар.

Но больше всего меня, конечно, поразило в этой семье то, что батюшка с матушкой являются носителями идеи родовой общины.

Что такое родовая община? Во-первых, нужно знать свой род, свои корни. Во-вторых, дети воспитываются и получают образование в семье. Это очень большая нагрузка на родителей. И есть еще одна проблема. Дети подрастают, а чтобы продолжить традиции родовой общины, им нужны будут такие же благочестивые мужья и жены. А их в селе нет. Такая вот ситуация.

Мы предложили благочестивой семье переехать на Калужскую землю, ближе к Оптиной пустыни. Там у казаков в Обнинске есть замечательные ребята и замечательные семьи. У нас недалеко от Оптиной пустыни уже выкуплено несколько деревень с землей: кто хочет воспитывать своих детей в православии, в любви к земле и труду, пусть приезжает. Мы найдем и работу тому, кто хочет трудиться, и дом.

* * *

Вот такой у нас состоялся разговор с нашим гостем. Любуясь на фотографию изумительной красоты молодой пары (см. фото выше) и еще на фотографию через десятилетие после венчания, в окружении десяти красивых белобрысых детишек – мы не удержались, чтобы не спросить, где же это село, в котором живут такие удивительные люди.

Александр продиктовал адрес: «Ивановская область, Южский район, с. Мугреево-Никольское, Колосовой Анне Борисовне». Добавил: «Может, кто захочет помочь семье сельского батюшки – живут-то они очень даже небогато...»

Е.СУВОРОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга