НА НИВЕ ГОСПОДНЕЙ СОЗИДАТЬ И ОТДАВАТЬ Наш собеседник – игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, председатель Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», автор нескольких томов о мучениках, исповедниках и подвижниках благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия, изданных в 1992-2002 годах. – Отец Дамаскин, с чего началось ваше собирание материалов, в какие годы это произошло? – С записи свидетельских показаний, когда люди рассказывали о том, что они знали и о чем слышали, а по времени это была вторая половина семидесятых годов. – Расскажите о том, как и почему вы пришли к мысли о собирании материалов для житий. Каковы ваши самые большие личные потрясения, связанные с этим? – Я стал собирать материалы для жизнеописаний и вообще записывать церковное предание потому, что считал и считаю это своим нравственным и религиозным долгом. Я считаю неприемлемым для религиозного человека, когда он настроен так, чтобы брать, брать и брать. Брать от Церкви, от мира, от своих ближних, когда человеку и в голову не приходит, что надо что-то созидать и отдавать. В каком-то смысле каждый человек, что бы он там ни думал о себе, уже онтологически является должником, хотя бы потому, что ему дарована возможность обрести Царство Небесное, а туда надо прийти, по возможности не имея долгов. Что касается личных переживаний и потрясений, то если жития мучеников и исповедников не заставляют переживать наших современников, читателей, то о личных переживаниях, несравнимых по незначительности с переживаниями мучеников, и говорить бесполезно. – У нас неохотно прославляют мирян. С чем это связано? – Никакого предубеждения в прославлении мирян-мучеников нет. Это связано, прежде всего, с тем, что биографию мученика-мирянина значительно труднее изучить и быть уверенным в прочности и достоверности выводов. Что можно сказать о вере крестьянина, которого арестовывают во времена создания колхозов, ссылают, и он умирает в лагере, если ни в одном документе не зафиксирован его исповеднический подвиг, и мы зачастую даже не знаем, ходил ли он в церковь. Придумывать же абстрактного верующего крестьянина и всякому арестованному крестьянину приписывать веру, не зная о каждом доподлинно, – не дело для церковного исследователя. – Насколько тяжело было собирать материалы в советский период? Какого рода были трудности, насколько мешали власти? – Для старших современников, живших в ту безбожную эпоху не растительной, но сознательной жизнью, ясно, что это было за время. Сказать же, что были большие трудности в собирании материалов, это значило бы жаловаться на Бога, по существу говорить, что Господь не помогал или мало помогал, тогда как на самом деле Он устраивал все. – Где больше было святых, в каких областях? – Больше всего было святых подвижников традиционно в Центральной России, от западных границ современной Российской Федерации до Зауралья. Чем западнее, тем меньше подвижников, тем меньше понимания природы христианского подвига и больше порабощенности миру сему. – Сколько регионов вы уже изучили? И какие еще планируете? – Исследования, предпринятые нами, не являются региональными. В них не ставится механическая задача охватить одну за другой все области нашей страны. В агиографии изображаются святой и его подвиг, а не география страны. Хотя нельзя не признать, что жития, собранные в одной книге, как мучеников Нижегородских или Тверских, обретают некое дополнительное содержание. В этом случае перед нами открывается не только жизнь святого, но и духовные взаимоотношения многих церковных людей. Сейчас опубликовано семь книг, где собраны жизнеописания более 800 мучеников и исповедников, и для написания каждого жития было предпринято научное исследование. Для тех, кто понимает трудоемкость такой работы, достаточно, чтобы не спрашивать, а что будет дальше. Это дальше – уже не за мной и не за другими исследователями. Дай Бог, чтобы эти книги прочли, поняли и усвоили. В этих жизнеописаниях – опыт подвига мучеников, в них – основанная на документах история Русской Православной Церкви в эпоху гонений и история нашей страны, изложенная наиболее близко к тому, что в действительности было. Хотите знать и понять нашу историю, прочтите семь книг жизнеописаний «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви». – Как проявился русский национальный характер в гонениях? Какие национальные особенности русского мученичества и исповедничества? – Подвиг мученичества и исповедничества не имеет национального характера, ибо как христианство имеет всемирный характер, так и подвиг мученичества, подвиг следования Христу до мученической кончины имеет всемирный характер. Национальное само черпает из христианства, обогащается им. Беседовал Г.ДОНАРОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |