ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ

 


НЕИЗБЕЖНОЕ ЗЛО ИЛИ...

Как влияют компьютерные игры на психику детей?

Наш корреспондент беседует с публицистом, аналитиком в области электронных технологий Александром Михайловичем ПОПОВЫМ.


На мониторе – заставка игры Incubation

Корреспондент: Александр Михайлович, как вы оцениваете интенсивную компьютеризацию нашего общества? Частью православных людей компьютер однозначно воспринимается как отрицательный фактор...

Александр Попов: На самом деле, компьютер – это хороший и полезный инструмент. Но как используется этот инструмент? Автомобиль, к примеру, может загрязнять воздух выхлопными газами, увозить разбойника с места преступления, но может и привезти священника на молебен. Лично для меня компьютер – добрый и надежный помощник в работе.

Корр.: Но все чаще компьютер является для людей не рабочим инструментом, а средством времяпрепровождения, развлечения. Причем как для детей, так и для взрослых. Насколько я знаю, вы специально занимались этой проблематикой и можете сказать, как такое увлечение сказывается на людях?

А.П.: В связи с этим хочу вспомнить один эпизод, который имел место более 30 лет назад. Тогда в нашей стране не было еще никаких компьютерных и цифровых технологий. Познакомился я с одним немецким исследователем из ФРГ, который приехал в СССР и занимался социологическими исследованиями среди работающей молодежи. В частности, он наблюдал за поведением молодых врачей, анализировал их мотивацию, ситуативность на рабочих местах. Среди многих аспектов, которые затрагивались при его исследованиях, был следующий: сексуальное и эротическое поведение медиков.

И совершенно случайно он заметил, что наиболее раскованные в этом отношении являются рентгенологи. Когда через несколько лет мы встретились снова, он рассказал мне, что расшифровки результатов исследований привели к неожиданному результату: одной из главных причин такого поведения рентгенологов являлся синий свет, который присутствовал в рентгенокабинетах. Оказалось, что длина волны спектра этого света, выбранная таковой для максимальной безопасности рентгеновского процесса, оказалась вредна для рентгенолога в отношении его сексуально-эротического поведения, стимулируя его. Кстати, именно эта длина волны синего спектра использовалась и различными спецслужбами, в том числе и советскими, для внедрения так называемых постельных агентов.

К сожалению, в новейшее время это открытие используется и некоторыми зарубежными корпорациями при разработках компьютерных игр. Цвет и свет в этих играх имеют ведущее значение. Причем используются все возможности влияния длины волны на подсознание. Не только синего, но и всех цветов.

За играми ребенок проводит большее количество времени, чем занимается обучающимися программами, и этот процесс игры трудно контролировать. Родители не замечают или не придают значения, что у ребенка горят глаза, что он «мочит» направо и налево своих противников – ведь это же «не настоящие» люди. В конце концов у такого ребенка в сознании закрепляется эта виртуальная легкость убийства. И он зачастую переносит этот стереотип поведения в реальную жизнь.

Корр.: А вы не пытались «разобрать» подобные игры изнутри и проанализировать, из каких компонентов состоит такое мощное их влияние на психику детей?

А.П.: Основное, что влияет на психику молодых людей в компьютерных играх, – это цвет, свет и звук. Но имеется еще и скрытый аспект влияния – так называемый эффект 25-го кадра. В 30-е годы одна фирма в США, поместив рекламу своего напитка в 25-й кадр, добилась того, что зрители после киносеанса выходили и покупали ее напиток, не испытывая при этом жажды. В цифровом виде этот эффект нельзя воспринимать буквально как 25-й кадр. Видеозаставки в играх или других оцифрованных изображениях могут состоять и из 30, и из 35 кадров в секунду. Когда мы, найдя средства, занялись этой проблемой и стали в одной из лабораторий «расчленять» на компоненты одну из игр, то увидели, что там заложены не только вредоносные спектры длин волн цветов, но и так называемые подкадровые подложки. Я говорю о многослойности при цифровой обработке изображения слоев. В одном из слоев закладывают то или иное движение – это движение может длиться сотые доли секунды, но при определенной повторяемости и частоте все это начинает восприниматься подсознательно.

В 50-е годы ХХ столетия использовать 25-й кадр было запрещено в США, в 60-е – во всем цивилизованном мире. Но не в России. У нас же не было никаких ограничений на этот счет. То же самое происходит и с компьютерными играми. У нас нет ни одной общественной организации, ни одного ведомства, которые бы занимались этой проблемой и требовали, чтобы на эти игры вводились определенные цензы: возрастные, по области применения, психологические...

Корр.: Какие еще существуют технологии воздействия на человеческое подсознание через компьютерные игры?

А.П.: Начиная с 1996-97 годов по 2000-й в ряде стран в компьютерных салонах, детских садах, учебных заведениях стали случаться массовые истерии среди детей. Малыши начинали беспричинно кричать, плакать, царапать себе лицо, валяться на полу. Некоторые дети набрасывались на своих приятелей и начинали жестоко их избивать. Или заползали под столы, диваны, старались куда-то убежать, спрятаться. Такие случаи стали происходить волновым образом сначала в Японии, а затем в Сингапуре, Китае, Австралии, Южной Корее. Через год это явление дошло до США, Латинской Америки и Германии.

Случаи массовой истерии были там, где дети пользовались компьютерными приставками. И играли в определенные игры – на первый взгляд, совершенно безвредные и примитивные типа наших сегодняшних покемонов, телепузиков. Но в них были такие мощные, невидимые глазу спектры синих, желтых, красных и зеленых цветов, которые и вызывали агрессию и неадекватное поведение. В эти игры были также заложены определенные кодовые движения, которые опять же не воспринимались глазом, но четко действовали на подсознание. Они провоцировали ребенка что-то схватить и этим кого-то ударить, куда-то спрятаться, куда-то убежать...

Корр.: То есть происходит сознательное вмешательство в психику наших детей... Как это в дальнейшем отражается на них?

А.П.: Именно поэтому всевозможные секты, которые заполонили наши города и области, пожинают такие обильные плоды. Им стало очень легко вербовать молодых людей – в секты сатанинского толка. Практические исследования психики людей, которые смогли вырваться из данных сект, показывают, что эти молодые люди предварительно, сами того не подозревая, прошли школу подготовки через компьютерные игры. Играя в игры, в которых культивируются насилие, кровь, извращения и где заложены эти кодовые эффекты, эти кадры, эти цветовые и звуковые влияния, молодой человек переступал определенный нравственный барьер.

Помимо прочего, в этих играх существуют и так называемые кодовые психологические посылы. Главный принцип геймеров – тех, кто фанатично увлечен этими играми, – звучит следующим образом: «Не убьешь – не пройдешь!» То есть не совершишь насилия – не сумеешь закончить игру.

Каков вклад первых кровавых игр с хорошей графикой, с большой динамикой в ту волну ритуальных убийств, которая прокатилась по России в конце 90-х? Я говорю о тех убийствах, которые происходили в Вальпургиеву ночь. Так, в ночь на 1 мая самым громким было убийство юношей и девушек в подземных пещерах под Саратовом. Многие объясняют случившееся воздействием совокупных причин. Одна из них – виртуальный сатанизм, который сейчас заполонил игры и умы наших детей.

Определенные игры даже в самого смиренного и скромного ребенка закладывают склонность к насилию или какому-либо другому извращению. Хотя это не у всех и не сразу проявляется. Психологически здоровая обстановка в семье может помочь справиться с этим эффектом. Необходимо своеобразное родительское «лицензирование» и регламентирование тех игр, в которые играет их чадо.

Корр.: Вы хотите сказать, что все-таки существуют компьютерные игры, которые могут внести что-то положительное в воспитание ребенка?

А.П.: Есть немало полезных, развивающих игр. К сожалению, они мало пропагандируются. Компьютерные издания упоминают о них лишь вскользь: мол, еще появилась одна обучающая игра, и на этом все. Есть замечательные игры. Не менее динамичные, боевые, чем всякие «Квейки» и «Крепкие орешки». К примеру, игра «Ил-2» – самолетный симулятор. В ней есть даже элементы патриотического воспитания. Смысл игры такой: пилот, пройдя летную подготовку во время Великой Отечественной войны, садится в самолет-штурмовик «Ил-2» и летит на задание. Далее он ведет бой с наземным, воздушным противником – все это в динамике, и это действие не прямого насилия.

Цензура взрослых, повторю, должна быть. Конечно, это не стоит делать жестко: «Нет, ты не будешь играть в эту игру!» Нужно предложить что-то более подходящее взамен. Если ребенок любит динамичные игры, то надо потихонечку и самим интересоваться, что же существует на рынке этих игр. И поискать подобные по динамике игры, которые бы не содержали насилия.

Молодые люди, которым свойственны рассудительность, анализ, играют в так называемые квесты. В них реже встречается насилие, зато попадаются откровенно сатанинские, основанные на каких-то языческих легендах сюжеты.

Корр.: Есть еще одно , за чем трудно уследить родителям – это игры детей в интернете...

А.П.: Конечно, если у вас дома есть доступ к интернету, желательно эту связь контролировать, смотреть, с кем и в какие игры играет ваш ребенок в интернете. Дело в том, что влияние невидимого партнера может оказаться в совокупности с теми факторами, которые я перечислил, намного хуже и разрушительнее. Нужно родителям изучать компьютер – ведь есть определенные программы, поставив которые, вы не дадите ребенку посещать вредные для его психики сайты, эротические и тому подобные.

Корр.: На ваш взгляд, сколько времени ребенок может проводить у компьютера?

А.П.: Это время надо жестко ограничивать, хотя бы для сохранения его здоровья. В чем сказывается отрицательное влияние кинескопа? Повышается глазное давление, ухудшается зрение, развивается близорукость. Даже на очень хорошем мониторе ребенку нельзя работать более получаса. Этого времени вполне достаточно для работы с обучающей или общеобразовательной программой. Далее, после перерыва, условия для игры обычные: сделал все уроки, можешь поиграть. Но в ту игру, которую определяют родители. Хорошо бы поискать для своего чада духовника или молодого батюшку (может быть, тут я и не совсем прав), который понимает, что такое компьютер. Не отрежет однозначно, что компьютер – это плохо, это враг, а сможет посоветовать или, наоборот, отсоветовать что-то.

Хочу еще раз сказать, что компьютер является прекрасным инструментальным средством. Игры – это не лучший способ его использования. Дочка одного моего приятеля при помощи компьютера, сканера и принтера выводит заготовки для вышивания. Она делает батики, шьет. Чем плохой пример? Компьютер – замечательное средство для восстановления бабушкиных, дедушкиных архивов. Сосканировав старые фотографии, их можно обработать, отреставрировать в различных прикладных программах. Все зависит от того, как мы будем пользоваться этим инструментом!

Беседовал И.ВЯЗОВСКИЙ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга