ПЕРЕКРЕСТКИ


КРЕСТИКИ НА ПОКРОВЕ

На днях в нашу редакцию зашла постоянная подписчица и спросила, знаем ли мы что-нибудь об иконе «Воскрешающая Русь» и нет ли у нас ее изображения. С ее слов следовало, что этот образ весьма спасительный, о нем слава идет по всей России – и вот докатилась до Сыктывкара. А у меня оказалась целая стопка календариков и просто иконок с «Воскрешающей Русью», как раз привезенных из последней командировки. И я, конечно, поделился с женщиной. А теперь вот думаю, правильно ли сделал. Во спасение ей будет этот образ или во искушение?

Слово «за»...


Первый вариант иконы,
тот, что был написан в 1999 г.

Об этой новой иконе Божией Матери, написанной в Москве в 1999 году, мы узнали еще в прошлом году. Наш постоянный автор москвич Василий Яцкин прислал в «Веру» свои заметки. Вот выдержка из них:

«Смотрите, какая Богородица! – призывает подругу паломница, и опустевший после службы храм эхом усиливает ее голос. – Я такую первый раз вижу. Скажите, а как ее называют?

– «Воскрешающая Русь», – объясняет выходящий из алтаря священник. Ее благословили почившие старцы Николай (с о.Залит) и Иероним (из Санаксар). Об схиигумене Иерониме, к которому этот образ попал первым, иеросхимонах Рафаил сказал: «Он – блаженный, потому что выполнил вторую заповедь!» Рассказывают, что, увидев привезенную к нему икону «Воскрешающая Русь», батюшка Иероним очень обрадовался: «Матушка! Наконец-то явилась! Она, Она. Явилась! Я знал, знал. Когда придет к нам Богоматерь во всем белом, начнется истинное возрождение России». Оставшись один, батюшка заперся в келье и не выходил, молясь трое суток. Затем благословил везти новоявленную икону Божией Матери в Дивеево...

Главной проблемой оказалось не создать образ, а пробиться с ним к людским сердцам. Владычица раскрыла над нами Свой Покров, но открыть Ей навстречу сердца пока удалось далеко не всем. Добро, входящее в наш земной, погрязший в грехах мiр, встречает безумное сопротивление. Так и начался длинный-предлинный путь искушений и брани, которые лютуют вокруг иконы и по сей день. Причем вред наносят и те, кто настаивает на неканоничности иконы, игнорируя упоминание в святоотеческой литературе явлений Божьей Матери именно в белом одеянии. И те, кто защищает икону с большевицкой ревностью, забывая, что не мы пришли спасать Богородицу, а Она – нас. И спасет не за буйство, а по смирению. Поэтому, наверное, архимандрит Кирилл (Павлов) и благословил пока почитать образ «Воскрешающая Русь» келейно, пока она не войдет в народное сознание и не будет утверждена церковным собранием.

Уже в разных областях идут крестные ходы со списками и даже фотокопиями образа, происходят чудеса, мироточение и исцеления неизлечимо больных людей. И дай Бог, не делать из обретенного образа транспарант для митингов, но разглядеть в нем Окно в Вечность...»

Заметка эта так и не была напечатана. То ли опасались, как бы не получился из нее «транспарант для митингов», то ли просто хотели подробнее о ней узнать, разобраться. Потому что мнения о «Воскрешающей Руси» высказывают самые разные.

...и «против»

Вот первое дошедшее до меня упоминание об иконе «Воскрешающая Русь». Некто р.Б. Юлия пишет: «Не та ли это икона, где изображена Богородица, люди бегают такие маленькие внизу и грешат, и еще церковки, и вот кто до церковки доходит, то крестиком взлетает? Очень странная икона, вы знаете, мне обычные больше нравятся!»

Это написала обычная прихожанка, не разбирающаяся в иконописи. А вот мнение специалиста, члена искусствоведческой комиссии Московской епархии священника Бориса Михайлова, высказанное со страниц официального издания МП «Церковный вестник» в статье с таким подзаголовком: «Новые иконы Пресвятой Богородицы не отражают всей глубины православного богословия и вместе с тем свидетельствуют о невоцерковленности некоторых современных иконописцев». Автор отмечает: «Становление Церкви в наше время сопровождается неуемным околоцерковным брожением. Волны псевдоэсхатологической паники следуют одна за другой... Причина в том, что к Церкви – единственному крову спасения – потянулось множество людей, не преодолевших стереотипы расцерковленного сознания». В контексте этих, весьма и весьма отвлеченных, размышлений священник и упоминает икону «Воскрешающая Русь».

Более определенно об этом образе пишет ведущий популярного в интернете православного форума «Добрые беседы»:

«У меня сложилось мнение, что это – очень опасная провокация Богородичного центра изнутри православия. Не хочу никого обидеть и ненароком задеть чьих-либо чистых и простых религиозных чувств. Не хочу выступать эдаким «поборником канонов и благочестия», просто хочется сохранить остатки собственного духовного целомудрия и бдительности. Ведь интересный поворот намечается. С одной стороны, все священники, которым я показывал эту иконы, в ужасе крестились и причитали: «Богородичный центр!», а это – все образованные пастыри. С другой стороны, один мой близкий друг был в свое время на собрании, где выступала эта женщина, Ольга (по ее видению и была написана икона – ред.), и не заметил в ней ничего болезненного и прелестного, она говорила совершенно трезвые, скромные вещи, совершенно не совпадающие с попавшей мне в руки брошюрой. Создается впечатление, что некоторые, не совсем здоровые, люди (в частности, в лице полковника медицинской службы в отставке, хранителя иконы) «разогревают» вокруг святого образа нездоровый, оккультно-сектантский, ажиотаж, совершенно с ней не сопоставимый. Однажды, в начале 90-х был страшный случай, когда в одной из епархий, кажется Псковской, был расформирован целый женский монастырь, все сестры и игумения которого впали в ересь богородичников. Они были разосланы на покаяние по другим монастырям. Как тут разобраться?»

Действительно, поди разберись! Но недавно случай свел меня с тем самым полковником медицинской службы, помянутом недобрым словом в «Доброй беседе». Не скажу, чтобы я сразу во всем разобрался... Впрочем, судите сами.

Кровь из принтера

Ежегодно в январе в Москве проводится конференция «Научные и богословские вопросы описания чудесных знамений». Как представителя редакции и участника Комиссии по изучению чудотворений в РПЦ, меня традиционно приглашают на нее. И вот сидим мы с куратором конференции А.В. Московским в какой-то лаборатории МГУ, обсуждаем разные вопросы. Открывается дверь, и входит пожилой, но довольно крепкий человек, с армейской выправкой. И со смешком спрашивает: «Чего ж меня на конференцию не позвали? Ну, я человек не гордый, сам пришел!»

Это и был полковник в отставке Александр Викторович Головков, хранитель образа «Воскрешающая Русь». Позже, отведя меня в сторону, куратор конференции предупредил: «Ты вот что, будь поосторожнее, когда станешь писать. С чудесами от этой иконы и с другими чудотворениями, о которых он тебе расскажет, пока еще много неясного... Будь потрезвее».

Полковник оказался человеком решительным и, чтобы сразу развеять «неясности», достал документ:


Министерство обороны Российской Федерации
Центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз
Лаборатория генетической идентификации. Цитологическая лаборатория
Акт № 6/ген-2001 судебно-медицинского исследования вещественных доказательств
На основании отношения... архимандрита Иоанна (Экономцева) № 02-387-4 в лаборатории... было проведено исследование частиц вещества бурого цвета. Представлены: три ватных тампона...

– Что это? – спрашиваю полковника.

– Читай дальше, – отмахивается тот.

А дальше на трех страницах подробно описывается экспертиза, в результате которой выявлено, что представленное вещество является «кровью человека женского генетического пола», предположительно принадлежащей группе «А».

– История была такая, – рассказывает Головков. – Как-то позвонил мне Александр Викторович Московский и попросил меня как бывшего военного медика познакомить с начальником судебно-медицинской лаборатории. Это было на третью неделю Великого поста в прошлом году. А в самый первый день поста в городе Клин под Москвой у рабы Божией Валентины закровоточил образ Казанской Божией Матери (на фото слева – ред.). Вот кровь с этой иконы и нужно было дать на экспертизу. Ну, я повез трех знакомых судмедэкспертов (один из них – высшей квалификации) по указанному адресу. А там, Господи, что творится! Иконы мироточат, чудеса просто поразительные. Есть у Валентины камень, привезенный с Афона. Так на нем на Успение цветок благоухающий вырос, правда, потом завял. Сейчас у нее есть образ Феодоровской иконы, весь исколотый штыком и частично – на половину лика – срубленный саблей. Так я сам видел, как эти колотые раны затягиваются, а отрубленная половина сама потихоньку прирастает!

– А кто она, Валентина?

– Живет в Клину, преподавательница русского языка и литературы, уже в возрасте. Болезнь у нее была серьезная, до 12 таблеток пренизалона принимала. А когда вышила плащаницу за пять дней, то она сразу выздоровела, и в комнате ее замироточили иконы. И вот уже в течение двух лет вся комната у нее мироточит: все иконы, все святыни, которые приносят люди туда, все это испускает миро. А теперь пять икон у нее кровят.

– Да, вы начали говорить про медэкспертов...

– Так вот. Привез я их туда, сфотографировали кровоточивую икону, взяли пробы. Сделали анализ – вот он перед вами. И что же? Александр Викторович и его комиссия на этом успокоились, будто они свое дело сделали. А надо же бить в набат, рассказывать всюду – в газетах, на телевидении! Вот тут я с комиссией в корне разошелся.

– Может быть, с происхождением крови на иконе не все ясно? – предположил я. – В акте-то написано, что кровь настоящая, но как она появилась на бумаге?

– Понятно как, чудесным образом! И последующие события это подтвердили. Видя такое дело, что никто не бьет в набат, я заказал киот для кровоточивой иконы и поехал к Валентине с предложением: «Отдай мне эту икону, я ее вместе с «Воскрешающей Русью» по приходам возить буду». Я ведь хранитель «Воскрешающей Руси», но об этом позже скажу... Так вот, я ее прошу, а она ни в какую, говорит, что икона должна находиться у нее в комнате. Тогда с фотоснимка мы сделали большой образ и вставили в приготовленный киот. С ним теперь и езжу.

Но слушай дальше. С обеими иконами приехали мы летом на Источник слезок Божией Матери, что в селе Каменки, в 12 километрах от Дивеево. Про этот источник есть предание: сам Серафим Саровский в сонном видении сообщил, что каждый день в 4 часа утра в нем умывается Пресвятая Богородица и потом, в 5 часов, идет своими стопочками по канавке. Так вот, подошли мы к источнику и решили умыть кровоточивую Казанскую, поскольку стекло на киоте сильно запылилось. Стали мыть – и на наших глазах на образе цвета изменились, глубина появилась, объем. Дальше пошли мы в Шамордино – там есть тоже источник, который как раз называется «Казанский». Теперь уже мы ждали чуда, поэтому вооружились видеокамерой и фотоаппаратами. И что же? Стали умывать с молитвой, и образ засветился, как бы солнечный зайчик на нем заиграл. Но самое интересное было потом.

Одна из шамординских монахинь принесла серебряный кулон на цепочке, чтобы украсить Казанскую икону. Поскольку на иконе не было натянутой ниточки, чтобы повесить этот кулончик, то мы повесили его на «Воскрешающую Русь». И тут же на наших глазах на образе Казанском появились два ряда бусинок – словно цепочки на груди! Возвращаемся мы в Москву, звоню Валентине, рассказываю про этот случай. Она в ответ: «На моей Казанской тоже бусинки появились». Так просто сообщает, без удивления. У нее столько всякого происходит, что она уже ничему не удивляется.

– Все-таки мне не верится, что бумага может выделять человеческую кровь. Может быть, это мистификация? – сомневаюсь я.

– Другие тоже так думают. Телевизионщики приезжали к Валентине, потом показывали в передаче «Русский дом». И что показали? Мироточащие иконы, а про кровоточивые – ни словечка! Но я вам как врач говорю, кровотечение самое настоящее. Вся икона в ранках, покрытых корочками запекшейся крови. Этот эффект сохраняется даже на магнитоносителях.

– То есть как?

– А вот я вам сейчас покажу, – Головков открывает портфель, достает лист бумаги с оттиском иконы. – Икону сфотографировали цифровым аппаратом, потом с магнитного диска вывели изображение через принтер. И что же? На оттиске принтера появилась кровь... вот посмотрите сюда...

Я посмотрел внимательно, сантиметр за сантиметром разглядывая картинку с иконой, и ничего не обнаружил.

– Да вот же! – показывает пальцем Александр Викторович.

То, что он назвал «кровью», были микроскопические красные квадратики. Такие квадратики обычно появляются на электронных изображениях с плохим разрешением.

– Ну, убедились?! Понимаете, что происходит? Сначала у нас в России закровил образ св.Ксении Петербургской, потом литография Спаса Нерукотворного – того, что в IV веке был высечен на Кавказе, потом перед самым захватом «Норд Оста» полилась кровь с венца Спасителя на иконе Страстей Христовых... А сейчас у Валентины кровоточит сразу пять (пять!) икон. К чему бы это?

– Я имею два высших образования – продолжил полковник, – медицинское и военное. Я пользуюсь только фактами, никакой демагогии. Так вот, чудо кровоточения нас предупреждает о скором начале бедствий. И я говорю вам. В середине февраля, максимум, начнется война в Ираке. Американцы с израильтянами устроят так, что иракская ракета упадет на храмовую гору в Иерусалиме и снесет стоящую там мусульманскую мечеть. Площадка освободится, и на ней иудеи воссоздадут свой Храм. И наступит начало конца. Нас втянут в конфликт Турции с Грецией, потом на нас пойдут китайцы, против которых можно воевать только оружием массового поражения. И начнется Апокалипсис...

Миро из пробирки

Признаться, слова полковника медицинской службы меня не очень-то убедили. Как минимум в одном он точно ошибся – в дате начала войны в Ираке (разговор с ним состоялся в конце января, а сейчас уже середина марта). Может быть, ошибается и в другом? Но сейчас я рад, что разговор с ним начался с этой «кровоточивой» иконы. Он помог потом правильно воспринять его рассказ об иконе «Воскрешающая Русь», ради которой, собственно, я и завел разговор. Правильно – это когда в рассказе отделяешь факты от их интерпретации человеком. Когда ясно видишь: вот здесь, действительно, чудо Божие, а здесь – фантазия, желание преувеличить и приукрасить, в общем, человеческие страсти.

Итак, одни только факты. Как рассказал А.В.Головков, первый образ «Воскрешающей Руси» появился так. 14 октября 1998 года, в праздник Покрова Божией Матери, жительница г.Пятигорска Ольга Павленко была больна и не смогла пойти в храм. Чтобы приобщиться к празднику, она включила магнитофон с записью Акафиста Божией Матери. В какой-то момент, по ее словам, девушка увидела в воздухе Богородицу в сонме дев, одетых в белое, с венцами на головах и с пальмовыми ветвями в руках. Богородица была одета также в белое, в руках у нее был полупрозрачный покров, весь усеянный восьмиконечными золотыми крестами. Ольга поняла, что этих крестиков было ровно столько, сколько людей на земле. Кресты падали на людей. Кто их принимал, тот видимым образом просветлялся и шел к Богу, а кто закрывался от крестов, тот умалялся в росте, чернел и превращался в прах. Видя все это, Ольга услышала голос, что нужно написать такую икону, пронести ее по четвертому уделу (по России) и повесить справа от иконы «Умиление» в Свято-Троицком храме в Дивеево.

Ольга поехала в Санаксарский монастырь к духовнику обители схиигумену Иерониму. Тот благословил ее обратиться в московский храм, где есть иконописцы, и написать образ. Почти полгода в храме Симеона Столпника художница Наталья Кашеварова писала икону, за это время Ольга несколько раз приезжала в Москву, чтобы вносить коррективы. Затем готовый образ в течение 4 месяцев носили крестными ходами (они совершались по субботам и воскресеньям), всего было семь таких ходов. Были зафиксированы случаи исцелений от иконы, мироточение и другие чудотворения.

Такие факты. А теперь перейдем к «человеческому». Полковник Головков рассказывает:

– Чудеса от нее были поразительные! Во время крестных ходов появлялись радуги, играло солнце. Многие увидели на солнечном диске проявившиеся буквы, которые сложились в слово «Дева». Спустя восемь месяцев после того, как был написан образ, его повезли в Дивеев монастырь, чтобы исполнить приказание Богородицы, и с большими трудами повесили справа от образа «Умиление». Если бы не чудеса, то настоятельница игуменья Сергия не разрешила бы это сделать. Дело в том, что место справа от «Умиления» было занято – там висела икона преп.Александра Свирского. И вот преподобный по смирению своему вдруг срывается и падает на пол, киот разбивается... На освободившееся место помещают «Воскрешающую Русь». Но висела она там всего 10 дней. Ее спрятали в алтарь, затем унесли в келью игуменьи Сергии, а сейчас, я знаю, она находится в Священном Синоде.

Почему так случилось? У Головкова есть свое мнение. Он уверен, что вмешался Велиар – нечистый, одним словом. Считает, что совершается предательство. Хотя, если здраво рассудить, вероятнее другая причина – нездоровые страсти вокруг иконы. Люди увлеклись чудесами от образа, забыв о главном. Кому как не игуменье-душеведице чувствовать и видеть, что вот здесь начинается человеческая прелесть и что ее надо как-то остановить?

Впрочем, полковника в отставке Головкова просто так не «остановишь». Как я понял, по его инициативе был написан второй образ «Воскрешающей Руси», с которым он теперь и ездит по приходам.


Второй вариант иконы,
который был написан в 2002 г.

– Написали его 19 мая в прошлом году. Он почти точно такой же, как и первый: с покрова крестики падают, кто-то их принимает, а остальные вот внизу бегают тараканами, от крестиков прячутся, умаляются и превращаются в дерьмо. Отличие новой иконы в том, что вместо Христа вверху написан Бог Саваоф, по бокам семь дев и еще храмы сделаны узнаваемы: вот здесь Троице-Сергиева лавра, здесь Дивеево, храм на Нерли. Мироточить она начала сразу, как ее освятили. Когда в Храме Христа Спасителя заседал Русский Народный Собор, мы устроили стояние перед храмом с этой иконой. Людей пришло немного, не больше тысячи – малое стадо. И образ мироточил так, что милиционеры, которые нас охраняли, аж носом по сторонам водили – тоже чувствовали!

А вот когда третий образ «Воскрешающей Руси» будем писать, то Богородица у нас будет голубоглазая, босоногая, дев около нее будет не семь, а целый сонм. А внизу тараканов этих будет сотня бегать. Останется только десяток просветленных, принявших крестики, остальные же будут бегать от них... Это Апокалипсис, разделение на овец Божиих и козлов.


Фрагмент иконы. «А внизу тараканов этих будет сотня бегать...»

* * *

На прощание Александр Викторович подарил мне стопку календариков с изображением «Воскрешающей Руси». Из портфеля он, как заправский фармацевт, достал несколько пробирок с какой-то жидкостью, дал понюхать из каждой. «Это миро от разных икон Валентины, – пояснил. – Чувствуете, что от каждой пробирки разный аромат? Вот я вам сейчас эти календарики помажу миром, и когда домой приедете, они у вас замироточат».

Полковник помазал ватным тампоном календарики, сложил их аккуратно «лицом» друг к другу и вручил мне. Приехав в Сыктывкар, я достал иконки: мироточат ли? То ли по грехам моим многочисленным, то ли еще почему, но чуда не получилось. А потом, когда в редакцию пришла одна из читательниц и спросила про икону «Воскрешающая Русь», то я их подарил ей.

И вот теперь беспокоит меня вопрос: во спасение ей будет этот образ или во искушение? Ответ, вообще-то, напрашивается сам: сие зависит от человека. Любое знамение Божие человек способен так извратить, что дарованная благодать может превратиться в нечто противоположное – в бесовскую прелесть. Только в лоне Церкви, с ее великим опытом различения духов, можно этого избежать.

После встречи с Александром Викторовичем осталась в памяти моей одна фраза, его интонация – такая довольственно-утвердительная – все звучит в голове: «...а Иверская икона у Валентины самая ПРОДУКТИВНАЯ, много мира дает!»

А еще в блокноте осталась запись из сказанного им: «Съезди в Петербург, там в храме Спаса-на-Крови, где убили царя Александра, на западной стене Иисус на распятии глаза открыл!»

Съездить, что ли? Или не стоит? Ведь мы и так знаем, что Господь всё видит. Нужны ли чудеса для подтверждения?

М.СИЗОВ
г.Москва – г.Сыктывкар

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга