ВЗГЛЯД


МЕРТВЫЕ СРАМА НЕ ИМУТ

По поводу предложений о канонизациях

Обращаясь к Святейшему, участники конференции «Исторические мифы и реальность» обращаются и ко всем нам, поскольку церковную полноту составляют все православные христиане – от Патриарха до мирянина. Прозвучало предложение, на него должен последовать отклик. Поэтому дерзаю предложить вашему вниманию некоторые свои соображения по поводу того, разделять или не разделять мнение участников конференции о возможности канонизации царя Иоанна Грозного и Григория Распутина.

* * *

К истории своей Родины мы относимся со всей любовью, ее страницы полны разных поучительных событий, из которых мы извлекаем уроки. Исторические личности вписались в нее яркими несмываемыми страницами. Можно так или иначе переосмыслять роль каждого действовавшего в ней героя, но сам факт того или иного действия, поступка или подвига остается неизменным. Именно к ним, фактам, надо обратиться, чтобы понять, что нам предлагается в качестве образца для подражания.

Первое, что мы слышим от сторонников канонизации относительно изложения событий в истории, – это то, что все было не так, как изложили историки, которые буквально «очернили» царя Иоанна IV. Если у кого-то вызывают сомнение труды таких непревзойденных историков, как Н.М.Карамзин и С.М.Соловьев, можно обратиться к самим источникам, на которые они опирались, – к летописям. Нельзя же, право, предполагать, что все летописи врут. Они писались в разных монастырях, разбросанных по разным концам немаленькой державы, писались по благословению, каждый летописец перед Богом отвечал за свое написание. Не сговорились же они, в конце концов, излагая факты кровавых расправ державного правителя! И если их сообщения повторяются, это не значит, что у них один автор.

Впрочем, чтение летописей предоставим профессиональным историкам, мы же обратимся к непререкаемому авторитету – церковному, к житиям святых. Начнем с митрополита Московского Филиппа (Колычева) (память 9 января и 3 июля), который был злодейски умерщвлен Малютой Скуратовым – любимцем Иоанна Грозного, начальником опричников. Палач задушил мученика в келье в Тверском Отрочем монастыре, сказав настоятелю, что он умер от угара, и тут же, не ожидая третьего дня, тело святителя предали земле.

Нельзя уверять, будто опричники учиняли расправы без ведома государя. И не той величины личность священномученика Филиппа, чтобы можно было совершать подобные казни без прямого указа. Доказательством того, что государь был причастен к этому злодеянию, служит поездка Патриарха Никона за мощами митрополита Филиппа в Соловецкий монастырь, куда было перенесено тело праведника. Никон над мощами святителя прочитал покаянную грамоту, в которой царь Алексей Михайлович от имени царя Иоанна Грозного просил прощения за содеянное.

Далее. Из Жития преподобного Арсения, Христа ради юродивого (память 12 июля), мы знаем о том, как он отнесся к кровавой расправе царя над новгородцами. Блаженный устроил иноческую обитель на Торговой стороне близ Ярославова дворища, жил в затворе. Он предвидел бедствия родного города, жители иногда видели блаженного плачущим на Великом мосту. Иоанн Грозный почитал старца, несколько раз посещал его и даже выслушивал его обличения. Подвижник не принял царских даров и отказал царю в благословении.

Утомившись казнями в Новгороде, где город буквально был залит кровью и могучий Волхов несколько дней не мог отнести тела убиенных далее по течению, царь собрался в Псков и вновь пришел к затворнику за благословением.

– Насытился ли кровью, зверь кровожадный? – спросил его праведник. – Кто может благословить тебя, кто может молить Бога о мучителе, облитом кровью христианской? И еще замышляешь новое кровопролитие.

Царь обещал не делать зла городу Пскову, если не найдет там измены, и звал в свидетели самого юродивого. Блаженный Арсений согласился ехать в Псков, но, когда наутро пришли за ним, келья оказалась заперта изнутри. Разломали дверь и увидели почившего старца на коленях в молитве. Это был последний ответ праведника царю Иоанну.

Далее. Из Жития местночтимого псковского юродивого Николы, по прозванию Салос, мы знаем, как он приветствовал Иоанна Грозного в своем городе. Блаженный Никола, прыгая по-детски на палочке, явился перед накрытыми вдоль улицы столами и обратился к царю:

– Иванушка! Иванушка! Покушай – вот тебе хлеб-соль. Чай, не наелся мясом человечьим в Новгороде.

Царь разгневался, велел опричникам схватить его, но блаженный исчез, скрывшись в толпе народа. При выходе из храма блаженный снова встретил царя и неотступно стал звать его к себе в келью под колокольней. В убогой и тесной келье на лавке была разостлана чистая скатерть, и на ней лежал огромный кусок сырого мяса.

– Покушай, покушай, Иванушка, – приговаривал Никола, с поклоном угощая царя.

– Я христианин и не ем мяса в пост, – сурово сказал царь.

– Мяса не ешь, а людей губишь, и кровь христианскую пьешь, и суда Божия не боишься.

Закипело на душе у Грозного, он велел снимать колокола с соборной церкви и грабить ризницу. А юродивый, взглянув ему в глаза, сказал:

– Не тронь нас, прохожий человек, ступай скорее прочь. Если еще помедлишь, не на чем будет бежать тебе отсюда.

В эту минуту вошел Малюта Скуратов, бледный от страха, и доложил царю, что любимый его конь пал.

– Если только тронешь кого-нибудь или храмы разорять начнешь – издохнешь, как твой конь, – грозно сказал юродивый.

Царь Иоанн оставил в покое город. В древнем кондаке блаженному сказано: «Чудотворец явися Николае, цареву державу и смысла свирепство на милость обратив…»

И последнее, о чем упомянем, говоря о Пскове, – о безвинной казни преподобномученика Корнилия (память 20 февраля), ложно обвиненного завистниками в связях с литовским княжеством. В древней рукописи записано, что, когда Корнилий вышел к воротам обители с крестом навстречу Государю, тот своей рукой отсек ему голову, но тотчас раскаялся и, поднявши тело игумена, на своих руках понес его в монастырь. «Повесть о начале и основании Печерского монастыря» выражается о его кончине так, что он «от тленного сего жития земным царем предпослан к Небесному царю в вечное жилище». Путь, по которому шел Иоанн Грозный, неся убиенного, с тех пор называется кровавым. И камни на дороге имеют красные вкрапления.

Истребление Грозным бояр и возможных соперников на престол дошло до того, что с кончиной бездетного сына Федора Иоанновича династия Рюриковичей вообще пресеклась. Не были пощажены даже дети князей Старицких, не говоря о женщинах. По приказу царя была утоплена княгиня Ефросинья Старицкая (в иночестве Евдокия) – основательница Горицкого монастыря на Шексне, приходившаяся теткой державному племяннику. Вместе с ней погубили вдову его брата Юрия Васильевича – княгиню Ульяну Дмитриевну (в иночестве Александру). Обе княгини ушли в монастырь и вели подвижническую жизнь, они ничем не могли быть препятствием в делах царя. Горицкий монастырь не случайно стали называть монастырем опальных княгинь: до 40 родов оказались связаны с этой обителью. А их мужей ссылали в Кирилло-Белозерский монастырь. Только князьями Воротынскими оказалась заполнена целая усыпальница. Не только боярыни и княгини наполнили Горицкую обитель, но даже и царицы.

Как нам относиться к подобным свидетельствам, список которых можно долго продолжать? Можно уточнять цифры, исчисляя погубленных подданных. Можно ссылаться на современных Иоанну Грозному западных правителей, казнивших еще большее число людей. Можно, наконец, вспоминать о тех огромных денежных вкладах царя, которые он посылал в монастыри на поминовение своих жертв… Но что это меняет? Если и было искреннее его раскаяние в содеянном, то за ним следовали новые казни и новые бесчинства.

А если обратиться, так сказать, к «личной жизни» царя? Как отнестись к факту существования семи его официальных жен, с пятью из которых он был венчан? Нельзя же считать их выдумкой досужих историков? Ведь был созван собор епископов, который обсуждал вопрос, можно ли разрешить царю четвертый брак, потому что он не дозволялся законом. Для царя было сделано исключение, правда, на него наложили суровую епитимью на три года. И что же? Через два года четвертая супруга, Анна Алексеевна Колтовская, была пострижена в монахини. Царица-инокиня Дария прожила достойнейшую жизнь, она была игуменией Горицкого, потом Тихвинского монастырей. Седьмой венчанной женой была Мария Нагая (в иночестве Марфа), скорбная мать убиенного царевича Димитрия.

Вспомним также судьбу старшего сына, наследника престола, Иоанна Иоанновича. Что это за порыв гнева у святого отца, который жезлом убивает сына? И за какое преступление? Нет, он не был предателем, в чем обвинял Петр I своего сына. Он предлагал послать войска на помощь Пскову во время нашествия короля Сигизмунда. (По другой версии, это была семейная ссора). Раз мы вспомнили царевича Иоанна, то уместно сказать и о его семейном счастье. Первых двух его жен насильно постригли в монашество, третья осталась вдовой и тоже была пострижена. Без согласия благочестивого отца наследник престола не мог так поступать со своими женами.

Мертвые срама не имут. Мы не судим царя Иоанна Грозного, мы решаем для себя вопрос: чему мы хотели бы подражать, читая его Житие? Ведь планка поднята очень высоко – до святости. Пока известна только одна историческая личность, которая хотела походить на Иоанна Грозного, – Сталин…

* * *

Вторая предложенная для канонизации личность – Григорий Распутин. Не будем подробно анализировать его деяния, это очень пространная и непростая тема, скажем кратко главное. Прежде чем размышлять об этом примере для подражания, надо отсечь возможность соединять как взаимозависимые две самостоятельные темы: тему святости Царственных страстотерпцев и тему достоинства для общецерковного почитания личности Григория Распутина. Хотя их судьбы, по-видимому, были в некотором смысле связаны, однако к чужому подвигу нельзя примкнуть. Личность Григория Ефимовича Распутина-Новых является отдельной темой.

Главными аргументами, приводимыми сторонниками канонизации старца Григория, являются его прозорливость и чудотворения. Однако мы знаем из святоотеческой литературы, что у этих даров могут быть два источника – сила Божия и сила диавольская. В житиях святых мы видим, какой высоты духовной жизни достигали подвижники, которые этот дар имели. Жизнь же Григория Распутина имеет столько соблазнительных страниц, что вызывает большое сомнение, Божией ли силой он исцелял цесаревича Алексия.

Да, очень много лжи приплетено к имени Григория Ефимовича. Да, его использовали злоумышленники, чтобы расшатать российский престол и запятнать Государя и Государыню. И громкие скандалы во многом были спровоцированы. И искусственно раздувалась его дразнящая слава. И прочее, и прочее… Все это было. Но опять же, обращаясь к житиям святых, мы читаем, что, когда на праведника возводилась напраслина, Господь чудесным образом открывал ложь, и доброе имя восстанавливалось еще при его жизни. Вспомним Макария Великого, обвиненного по навету порочной женщины, или преподобного Мартиниана Кесарийского. Мне не встречались жизнеописания святых, чья святость не была очевидна при их жизни, а требовала особых последующих разбирательств.

Приводимые почитателями Григория Распутина доказательства относительно его святости больше эмоциональные, чем исследовательские. Цитируются те фрагменты записок его современников, которые говорят о первоначальном положительном впечатлении о нем, преимущественно восторженном. И не приводятся свидетельства тех же лиц, которые увидели последующие дела Григория Распутина. Архиепископ Феофан (Быстров), имя которого в числе прочих связывают с Распутиным, за обличение был перемещен на Полтавскую кафедру. Как окончил свою жизнь этот святитель? Затворником. Его память светло чтится, хотя он и не причислен официально к лику святых. За разоблачения Распутина также были перемещены на другие кафедры святители Владимир (Богоявленский) и Гермоген (Долганов), почитаемые нами в лике священномучеников.

Чрезвычайной комиссии Временного правительства архиепископ Феофан заявил относительно Григория Распутина: «Он не был ни лицемером, ни негодяем. Он был истинным человеком Божиим, явившимся из простого народа. Но под влиянием высшего общества, которое не могло понять этого простого человека, произошла ужасная духовная катастрофа, и он пал». Это веское слово произнес духовник Царской Семьи.

Что поражает в воспоминаниях о Распутине, так это то, что у некоторых из современников он вызывал физическое отвращение. И это у людей не просто трезвого мышления, но имеющих государственный взгляд на вещи и стяжавших славу достойных мужей. Это очень странно. Петр Аркадьевич Столыпин, отдавший жизнь за Царя, сознавался, что Распутин вызывает в нем непреодолимое отвращение. То же впечатление испытывали воспитатель наследника Пьер Жильяр, министр иностранных дел С.Д.Сазонов, камергер М.В.Родзянко, дворцовый комендант В.Н.Воейков. Опять же, обращаясь к житиям святых мучеников, встречаешь совершенно иное отношение к ним даже со стороны мучителей. Были и гнев, и ненависть, но не было отвращения. А если мученицами были девы, то, напротив, очень часто им предлагали завидное замужество сами мучители, и это было искренне. То есть отвращение не имело места.

Чему можно доверять из всего написанного о Григории Распутине, столь же противоречивого, как и сам Распутин? Это дело будущих и настоящих исследователей. Однако ясно уже теперь, что Житие старца Григория, если таковое будет составлено, потребует очень многих умолчаний. Нас же уже теперь интересует вопрос: чему следует учиться, читая это Житие? Стяжанию каких его дарований – целительства, пророчеств?

Если проанализировать то, что происходит вокруг личностей, предлагаемых к канонизации, то можно сказать, что происходит разделение православных христиан, в то время как святость должна их объединять. И это настораживает.

Е.Стрельникова
с.Ферапонтово

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга