ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ


НА РЕКАХ ВАВИЛОНСКИХ


Над древним храмом в Уруке

Не исключено, что война, разразившаяся сегодня в Ираке, носит апокалиптический характер. Таковые ее черты проявляются в том, что человеческая история, начавшаяся здесь изгнанием Адама, отсюда же течет к своему завершению.

Когда в начале Великого поста в каждом православном храме звучало песнопение всенощного бдения «На реках вавилонских…», воспоминающее период вавилонского пленения Израиля, мы, возможно, не вспоминали о том, как эти реки именуются. Имена этих рек известны с ветхозаветных времен. Это – Тигр и Евфрат. И нынешняя земля скорби, некогда впитавшая слезы плененного народа Израиля, – это древняя Месопотамия, или Двуречье, – та самая колыбель человеческого рода, где прежде находился Рай сладости: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на Востоке, и поместил там человека, которого создал» (Быт. 2, 8).


Из этих шумерийских
пиктограмм появилась
первая на Земле
письменность

Слово «Едем» было заимствовано от шумерского слова «эдин», обозначавшего равнину. Вероятно, в начале истории эта земля была особенно плодородна и насыщена рощами плодоносных деревьев и сочными пастбищами.


Карта Вавилонии – 1700 лет до н.э

Было дано и описание рек, питавших эти земли: «Из Едема выходила река для орошения Рая и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон… Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат» (Быт. 2, 10-14).

После Потопа свое русло нашли две из этих рек, образовав землю Двуречья. Над землей Месопотамии проплыл на Север через Аккадские горы ковчег Ноя, пока не остановился на Араратской горе Кавказского хребта. С допотопных времен в Месопотамии уже существовали города, в том числе построенный сыновьями Каина город Енох и существующий доныне к юго-западу от Багдада Вавилон. Название города происходит от арамейского слова «Баб-Или», которое, в свою очередь, является переводом шумерского названия «Кадин-гир-ра», что означает «Врата Бога».

Его особое возвышение в период после Потопа связано с именем ассирийской царицы Семирамис, правившей в период около 1000-летия до Рождества Христова (построенные по ее распоряжению висячие сады в Вавилоне были признаны одним из чудес света); и особенно с именем могущественного царя Навуходоносора, обращаясь к которому пророк Даниил говорит: «Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу» (Дан. 2, 37).

Уже в III тысячелетии до Рождества Христова на земле Месопотамии появляется древнейшая из мировых цивилизаций – Шумер, который представлял собой пеструю мозаику этнически неоднородных возникающих и угасающих царств. Южная часть этой земли называлась Халдея, по имени арамейского полукочевого племени Калду, заложившего основание Нововавилонского, или Халдейского, царства.

Лежавший к северу от Шумера Аккад и среднее течение Евфрата населяли потомки Ханаана. К концу IV тысячелетия до Р.Х. здесь возникли царства – Эриду, Киш, Мари, Лагаш, Умма, Шуруппак и Ур. Халдейский город Ур был на Евфрате, недалеко от Персидского залива, в самой южной части Месопотамии. Именно там, откуда началось нынешнее американское вторжение со стороны Кувейта.


Фигурка
молящегося.
Месопотамия,
около 2750-2600 гг.
до н.э.

Здесь до переселения в Харран родился и жил старший сын Фарры – патриарх Авраам. В Пефоре Халдейском жил прорицатель Валаам. Отсюда же, из Халдейской земли, увидев звезду на Востоке, пришли в Вифлеем волхвы (их имена, по преданию, были Гаспар, Валтасар и Мельхиор), чтобы поклониться Богомладенцу Иисусу Христу. То, что мудрецы были из Халдейской земли, подтверждает имя одного из них, поскольку Валтасар (Балтазар) – имя халдейское по происхождению, восходящее к нововавилонскому «Белтешаццар» – «Да хранит бог Бел его жизнь».


Раскопки храма Бэла в Ниппуре

На севере Месопотамии, недалеко от Харрана, находился Вефиль – «Дом Божий», где Бог явился Иакову на вершине чудесной ангельской лестницы. В Вавилоне после Потопа Бог разделил языки строителей Вавилонского столпа (башни, от имени которой возникло нарицательное понятие «столпотворения») и откуда по Своему промыслу расселил по лицу земли все народы и племена. В Вавилоне Он явил Свою силу через отроков Ананию, Азарию и Мисаила, сохранив их в горящей печи явлением Ангела.

Там же, в Вавилоне, Бог через пророка Даниила (Дан. 2) открыл Навуходоносору тайну будущих мировых царств и Своей рукой начертал на стене пророчество о конце царства последнего из династии ассирийских царей Валтасара: «Мене, мене, текел, упарсин» (Дан. 5, 25).

Дальнейшая история Месопотамии связана с именами Дария Мидянина (Дан. 5, 31), персидских царей Кира II Великого (Езд. 1, 1-2) и Артаксеркса (Езд. 7, 1; Неем. 2, 1) и царями персидско-македонской династии, возникшей после походов македонского царя Александра, разгромившего в 333 г. до Р.Х. персидского царя Дария III. Именно Александр разрушил в Вавилоне остатки 7-ярусной Вавилонской башни, известной под именем зиккурата Этеменанки.

Как международный торговый, культурный и политиче- ский центр средневекового мусульманского Востока персидский Багдад часто фигурирует в восточных сказках об Аладдине, Али-Бабе, путешественнике Синдбаде и многих других, известных нам с детства под названием сказок Шахерезады. В сказочный (а может быть, и реальный) Багдад часто въезжал на своем ишаке прославленный острослов и мудрец хаджа Насреддин.

В III в. от Рождества Христова земля Персии была освящена кровью епископа Вавилонского Полихрония, мчч. Пармения, Елимы и Хрисотеля пресвитеров, Луки и Муко диаконов, князей Персидских Авдона и Сенниса, мчч. Олимпия и Максима; в IV в. – мц.Христины, прмч.Дометия и двух его учеников, мчч. Иакова пресвитера, Азадана и Авдикия диаконов, мчч. 120 и 1000 Персидских, Азата скопца, мчч. Мартиропольских и многих других. Мученики окропляли эту землю кровью и позднее.

Они умирали не за ту «свободу», которую США навязывают сегодня Ираку с помощью многотонных плодов своей демократии. Не я сказал, а Тацит, что глупцы именуют своеволие свободой.

Не много людей в мире сочувствует Саддаму и его идеям, но большинство честных и совестливых граждан, даже в самих США и Англии, сострадает беззащитному перед бомбами мирному населению Ирака. Горестно смотреть на то, как под ударами «сверхточных» бомб рассыпается в прах великая архитектура древнейшей цивилизации.

Понятно, что людям, не имеющим собственной исторической культуры, трудно переживать за культуру каких-то неведомых персов, живущих к тому же в ином полушарии. Еще при французском дворе Людовика XV прозвучала ставшая анекдотом знаменитая фраза мадам де Помпадур, услышавшей о персидском посольстве: «Не понимаю, как это можно быть… персом?!»

Относительными предпосылками исторической культуры нынешних американцев можно считать только духовное наследие Римской империи. Я не оговорился, поскольку символика Древнего Рима – это не только воссозданный на Потомаке в Вашингтоне древнеримский Капитолий, но и державные символы Древнего Рима за спиной обращающегося к американскому народу Джорджа Буша: орел, держащий в когтях громовые стрелы, – образ покровителя военной мощи Рима, Юпитера Феретрия (громовержца). Вряд ли это только лишь аллегория. Вспомним, что Римская империя была духовным идеалом и Адольфа Гитлера, что объясняет наличие древнеримских жезлов с орлами на верхушках германских штандартов.

Однако, согласно пророчеству Даниила, эти мировые империи являются частью железными, с глиняными ногами великого истукана мировой истории, которому стоять осталось недолго: «Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них» (Дан. 2, 35).

о.Пафнутий Жуков

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга