КОНФЛИКТ

 


БОМБА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ

Как «стравливают» мусульман с христианами

Мусульмане Пензы потребовали убрать с флага области изображение Спаса Нерукотворного. Такая вот информация прошла в СМИ, и все в ней соответствует действительности, кроме одного. Сто тысяч мусульман области, за исключением нескольких из них, сами узнали об этом требовании из газет. Но кто они – эти несколько, – нам журналисты не сообщили. А между тем это самое важное.

В связи с этим можно помянуть историю, приключившуюся тоже буквально несколько недель назад в одной из английских школ. Там из программы была выброшена сказка «Три поросенка», потому что свинья для мусульман – нечистое животное. В ответ родители детей-мусульман заметили, что они против поросят вовсе не возражали.

Но когда заходит речь о подобных эксцессах, то мнение обычных, нормальных людей в расчет не берется.

* * *

Совсем недавно наша газета осветила историю «черных списков», в которые вологодские и карельские мусульмане занесли целый ряд местных чиновников, «проявивших неуважение к исламу».

Но оказалось, что эта история затмила другую, случившуюся в последних числах февраля в г.Вологде. Когда герой скандала со списками имам Наиль Хазрат Мустафин атаковал власти за то, что они позволили освятить школу № 7 в областном центре.

Дело в том, что за месяц четыре ученика школы, расположенной в районе льнокомбината, попали в тяжелые дорожно-транспортные происшествия. Одна девочка до сих пор лежит в больнице. И вот 26 февраля пришел по просьбе педагогов и родителей священник – отец Константин Васильев – и совершил освящение (после этого, кстати, дети в аварии попадать перестали). Участвовали в происходящем только учителя.


Хазрат Мустафин

На следующий день Мустафин заявил, что нарушены права мусульман. Издевательски по отношению к Церкви было заявлено, что «сейчас очень модно освящать здания, автомашины, на некоторых заводах «освящаются» целые цехи. Но совсем другое – школа». А далее потекли слова о том, что взрослые должны уберечь детей «от политической борьбы и межрелигиозной ненависти».

Святые слова. Вопрос: к кому их отнести? Поскольку разжигает эту ненависть, главным образом, сам Мустафин, от него и нужно беречь детей. Можно себе представить, как изменилось в школе отношение к двенадцати ни в чем не повинным маленьким азербайджанцам. Новый начальник управления образования решил перестраховаться, и директор школы получила выговор.

Поверить в то, что их «возмущенные родители» затеяли всю эту свару, совершенно невозможно. Ведь речь идет не о талибах каких-нибудь. Представить, как они сами присутствуют на «мероприятии» освящения, зная менталитет этого народа, можно, а что протестуют... Тоже можно, если надавить, вскружить голову людям цитатами и увещеваниями. Да и то не всем, а только самым недалеким. Большинство прекрасно понимает, что их детям и без того трудно вписаться в чужую языковую, культурную среду.

Их подставили, и очень жестоко, если учесть, что межнациональные отношения в области переживают сейчас отнюдь не розовый период.

* * *

Но мы не стали бы вообще заводить разговор об этой истории, если бы в ней как в капле воды не отразилась технология развития подобных конфликтов. Вологодские власти построили дорогу к мечети и отвели место для мусульманского кладбища. Они во всем шли навстречу мусульманам, но...

Все началось с того, что, как комментирует ситуацию Надежда Дойникова, одна из фигуранток «черных списков» имама-хатыба Наиля, Мустафин и его подручные «построили мечеть, не получив разрешения на строительство, обманули фирму, на деньги которой оно велось... (Это стало основной причиной банкротства СУ «Энергосельстрой» – авт.). Мы уже давно отступились: пусть живут, развиваются. Но им необходимо внимание к себе, ореол мучеников. И эта шумиха работает на их имидж».

Другой момент также связан с деньгами. Как комментирует его вице-губернатор Касьянов, «на территории мечети было то ли отделение, то ли комната коммерческой структуры; и когда правоохранительные органы предъявили к этой структуре претензии, а судебные приставы стали выполнять свои функции, это трактовалось как попытка воздействия на мусульман».

К этому следует добавить, что имам Мустафин и его родственники имеют прямое отношение к этой самой коммерческой структуре. Итак, суть конфликта – чисто материальная. Столкнувшись с законом, имам решил, что лучшей защитой от власти станет раздувание скандала на религиозной и этнической почве. В топку конфликта им были в личных интересах брошены тысячи вологодских мусульман, включая детей. Поэтому сегодня Мустафины находятся в конфликте не только с властями, но и со своими единоверцами.

* * *

Как чертики из табакерки, выскакивают в наше время личности, которые, прикрываясь политикой, решают свои дела. Вот армяне с азербайджанцами – жили душа в душу. И надо видеть, как даже сейчас, после войны, они в России общаются и как на нейтральной полосе между своими республиками встречаются друзья детства, пьют и плачут. Что заставило их воевать? Инициатива нескольких человек, преследующих политические, коммерческие цели, имена которых остались в тени. И если бы имам Мустафин не был таким резвым, то случившееся в Вологде тоже можно было бы списать на тупую энергию масс.

Что делать с этими людьми из тени, разжигающими этническую и религиозную рознь? Ждать ли, когда они доведут дело до погрома, или останавливать, пока это возможно?

Отделение Церкви от государства привело у нас к тому, что и власть у нас совершенно не разбирается в межконфессиональных отношениях и не способна адекватно отвечать на действия экстремистов. Научится, конечно, когда жареный петух сделает свое дело. Но утешит ли это тех, кто до торжества справедливости не доживет...

В.Г.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга