ТРАДИЦИИ


КАК СПРАВЛЯТЬ РАДОНИЦУ?

6 мая – Радоница, родительская суббота

К числу тех ситуаций, когда священник сталкивается напрямую с народными суевериями и оккультной магией, в первую очередь можно отнести похороны усопшего. Священник, совершив отпевание, обычно заканчивает его проповедью, а затем объясняет, как правильно, по-православному проводить тело усопшего и предать его земле. Также напоминает о молитве и разъясняет значение 9-го и 40-го дня, дней памяти.

Но при этом многие священнослужители забывают, сколько суеверий нагромождено и хранится в народной памяти в отношении этих первых 40 дней. А помнить об этом необходимо, и не только в связи с тем, чтобы напоминать, что нужно делать, но и чтобы объяснять, чего делать нельзя.

К сожалению, охватить все суеверия невозможно, так как в разных местностях России сохраняется нечто свое, особенное. Приведу пример. Одна пожилая женщина, наставлявшая родственников усопшего (такие «знающие» часто бывают проводниками суеверий), спросила батюшку: «С какой стороны в могилу ставится «лесенка»?» Когда священник поинтересовался, о какой лестнице идет речь, она с торжествующим видом указала батюшке, что в могилу, когда гроб уже опущен, ставится «понарошку» маленькая лестница, по которой душа взбирается на небеса. Женщина эта приехала откуда-то с Тамбовщины или из Смоленской области. «Благодаря» ее усилиям наш местный арсенал мог пополниться новым суеверием, а может, кому-то она уже и успела его привить.

Время сейчас такое, что даже воцерковленному человеку кажется, что то или иное заблуждение имеет церковное происхождение. У нас, в Коми, одно такое местное поверье гласит, что первые сорок дней душа живет в доме, в котором человек умер или где его помнят. И это, конечно, в корне противоречит учению Церкви, утверждающему, что душа после отпевания идет на мытарства и, пройдя их по молитвам церковным, попадает в чертоги небесные. Мытарства, по сути, и есть судебное расследование, где злые духи обличают душу, а часто и клевещут на нее. А защищает христианскую душу на этом судилище ее Ангел-хранитель.

Но если есть нераскаянный смертный грех, неверие, ненависть к кому-то, обида, то душа теряет благодатную защиту и становится добычей бесов. И, конечно, наша помощь душе усопшего на этом пути возможна и необходима. Молитвы родных и близких, молитвы Церкви ложатся на чашу спасения.

Поверье же о том, что душа будто бы 40 дней находится дома, наносит огромный вред усопшему. Ведь с этим суеверием и связан обычай ставить в красный угол стакан чая с блинами, а то и стакан водки. При этом произносят приглашение «откушать». Как видим, вместо усиленной молитвы, вместо чтения Псалтыри и канонов, вместо заупокойных литургии и панихиды в церкви перед нами пустой языческий обряд.

Или вот недавно меня удивил случай, когда после отпевания я увидел висящее на стене полотенце (оно символизирует присутствие души в доме). Как обычно, я стал объяснять православное учение о посмертной участи человека и о вреде данного суеверия. Когда я снял это полотенце со стены, полагая, что все объяснил доступно, две женщины, кстати, постоянные прихожанки наших храмов, тихо возмутились, сказав, что это – давно установленный церковный обычай, который им передали матери и бабушки.

Как видим, у нас происходит то же, что и во дни Христова пришествия в Палестине, когда предания мнимых старцев, то есть человеческие хотения и мнения, якобы освященные временем, встали на пути заповедей Божиих – учения Церкви, вдохновленного Духом Святым.

Добавлю еще, что с этим полотенцем связана и кульминация этого суеверия. На сороковой день устраивается некий «спектакль» – проводы души. Выбирают человека со сходными с умершим внешними и возрастными данными, опоясывают его этим полотенцем. И затем подходят к нему по очереди, кланяются до земли и просят прощения. Попрощавшись, дают ему в руки корзину со всякой снедью, а затем выпроваживают из дома. Часто присутствуют в этом обряде и церковные нотки. Например, при выходе из дома «усопшего» иногда сопровождают пением «Трисвятого». Но, повторяю, ничего церковного, православного в этом обряде нет, а только вредное суеверие.

Довольно странные ухищрения придумывают люди и для того, чтобы тело не «испортилось» прежде времени. Надо сказать, что время на нахождение тела в доме дается условно и для перестраховки в медицинских целях. Три дня – это достаточный срок для того, чтобы проявились все признаки необратимой смерти и началось тление. То есть они нужны для того, чтобы исключить опасность погребения человека, пребывающего в коме или летаргическом сне.

Но когда эти признаки наступают очень быстро в силу условий – жаркий климат, натоплен сильно дом и т.д., – то разрешается хоронить и раньше трех дней. В Палестине, как свидетельствует Писание, хоронили в тот же день, когда человек умер. В случае необходимости долгой транспортировки или ожидания близких необходимо бальзамировать тело. Между тем часто применяют неблаговидные ухищрения – например, подкладывают сырые яйца под щеки, накручивают медной проволокой палец, а то и вовсе странную вещь творят: кладут блин на лицо. Многие из этих методов кощунственны и нелепы.

Главное, что необходимо, – наставлять присутствующих при этом скорбном событии людей на молитвенный лад. Но нельзя при этом забывать, что люди, потерявшие родного человека, находятся в полушоковом состоянии, и делать им наставления нужно очень мягко, утешая надеждой и любовью. Еще лучше будет, если священник, как в старину, проводит усопшего до кладбища и сам предаст его земле. Тогда уж точно никто не будет кидать в могилу медяки и платки, чтобы усопший «забрал с собой слезы».

Священник Виталий Размыслов
г.Сыктывкар

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга