ПРАЗДНИК «ЧУДО – ЭТО МИЛОСТЬ К ГРЕШНИКАМ» Пасхальные истории Не по заслугам «По каким заслугам Господь являет нам чудеса? Да ни по каким. Напротив, по грехам нашим видим чудеса. Вот вы вдумайтесь: почему Христос явился на землю в то самое время, когда правил царь Ирод? Это была самая плохая пора для избранного народа, люди были больны духовно. И вот явился Врач, и Своим воскрешением дал исцеление всему миру. Также и наши мироточения, обновления икон – они даются не по заслугам...» Это слова отца Леонида Григорьева (на снимке) – настоятеля Преображенского храма, что в подмосковном селе Вельяминово. О чудесах Божиих ему есть что сказать не со слов других людей. Сам батюшка пережил так называемое «Вельяминовское чудо», о котором уже много писали и которое продолжается по сей день. Он рассказывает: «...Прошло почти два года с той Пасхи, когда все началось, и сейчас можно трезво посмотреть на произошедшее. Факты таковы. Приходит ко мне в храм одна женщина, Людмила Романюк, и жертвует деньги, чтобы мы заказали иконописцу образ Казанской Пресвятой Богородицы. Чем я ответил? Отказом. Дело в том, что у нас в алтаре уже есть одна Казанская – зачем нам две иконы? Говорю женщине: «Вы знаете, у нас в храме многих икон не хватает, давайте закажем такую, какой у нас нет». А женщина стоит на своем, говорит, что ей было видение во сне именно этой иконы. В общем, долго она меня донимала, а я упорствовал – не хотел иметь в храме две одинаковые иконы. В конце концов сошлись мы на том, что я вынесу из алтаря Казанский образ на всеобщее поклонение, и это будет как бы исполнением ее видения. Так и сделали. Проходит время, и снова является передо мной раба Божья Людмила. Протягивает золотую цепочку с кулоном: «Вот, повесьте на Казанскую». Оказывается, после молебна перед образом ее дочь совершенно исцелилась от неизлечимой болезни. И опять история повторяется – я отказываю женщине, предлагаю повесить кулон на образ Богородицы «Млекопитательницы», есть у нас такой чудотворный старинный образ. (Тут нужно пояснить, что у нас в Покровском храме есть еще одна чудотворная икона – «Млекопитательница». Он была написана на Афоне по заказу генерала Быковского, героя Крымской войны 1856 года. В той войне он был тяжело ранен, и Государь дал ему денег на излечение, из тех денег генерал и заказал образ. Потом он излечился, стал даже комендантом Москвы. Надо заметить, у него было поместье в Подольском уезде, где он отстроил новую церковь. Так вот, эту ценную икону, фамильную святыню, он пожертвовал почему-то не в свой храм, а в церковь села Вельяминово под Москвой. Почему? Об этом не знают даже питерские родственники генерала, собравшие очень много сведений о нем. Для них это тоже загадка. Но факт: в нашем вельяминовском храме «Млекопитательница» чудотворит, многих людей она исцелила, чему есть записанные свидетельства, выписки из историй болезни). Но Людмила опять на своем стоит. Очень мне не хотелось беспокоить Казанскую. Мы ведь для нее киот сделали со стеклом, который оказался очень тесным, и вставляли туда икону силком – очень туго вошла. И теперь снова ее вынимать? Деваться некуда. После вечерни берем киот, снимаем стекло и... образ падает нам в руки. Вставляли с натугой, а тут сама вышла! Помощник мой говорит: «Батюшка, что это?» Смотрю: на стекле какой-то отпечаток. Протягиваю руку, чтобы протереть – а он не стирается! Господи, на стекле-то – точный отпечаток с иконы. Как понять это чудо? За что нам такая милость явлена? Награда за праведность нашу? Нет, конечно. Наоборот... Я же не хотел, чтобы в храме были две одинаковые иконы. А Господь указал – не жестокосердствуй! И что примечательно: чудо это началось перед самой Пасхой, в последнюю седмицу Великого поста. Об этом мне прихожане сказали – уже в то время они видели помутнение стекла, но не придали значения. Итак, появилась у нас вторая нерукотворная Казанская икона. Сделали для нее резной киот и повесили отдельно. А к нам часто приезжает художник Кузнецов, привозит своих студентов. И вот они много раз рассматривали отпечаток образа и заметили, что он меняется. Кузнецов утверждает, что на отпечатке появляются новые полутона, образ как бы сам себя дописывает, совершенствуется. Я не художник, не разбираюсь, но многие то же самое видят... Впрочем, потом начались такие события, что это показалось уже неважным». «Этому нет объяснения» – О происшедшем в нашем храме узнали журналисты, – рассказывает дальше о.Леонид. – И вот в журнале «Русский дом» помещается фотография нашего отпечатка с Казанской, а на соседней странице – фотография иконы Божией Матери «Семистрельная». Эта икона находится в одной московской квартире и пять лет непрерывно мироточит. Хранители ее, увидев наши снимки по соседству, подумала, что ничего в мире случайного не бывает. И решили побывать со своей иконой в нашем храме. Так прошлым летом встретились сразу три чудотворных образа – «Семистрельная», Казанская и «Млекопитательница». Потом они еще трижды приезжали. Но в тот, первый, раз такое обильное мироточение началось, чего никогда с «Семистрельной» не бывало. Во всяком случае, так утверждают ее хранители. Совершили мы благодарственный молебен с акафистом, на прощание дали хранителям фотографию отпечатка с «Казанской». И фотография тоже замироточила! Это чудо продолжается в нашем храме по сей день. Да, за два года мне и нашим прихожанам довелось столько необычного увидеть! Лично я не скажу, что пришел в какую-то эйфорию. Изумление, духовный восторг – да, это есть. А как не изумляться? Сам я в прошлом – профессиональный физик, долгое время занимался наукой и в Церковь шел длинным путем. Ведь самый короткий путь – это путь сердца. А я – через ум. Много читал, думал, ошибался... И даже сейчас из-за своего критицизма мне трудно что-то на веру брать. А тут такое! Довелось мне держать в своих руках образ Пресвятой Богородицы «Семистрельная». Это картонная иконка серийного софринского производства. Ничего в ней нет особенного. Но она уже пять лет непрерывно испускает миро! У меня в храме стоят фляги с тем миром, что за недолгое сравнительно время явились с наших икон. А тут пять лет! Десятки литров благовонного масла материализовались фактически из ничего! В рассудок это никак не помещается. Приезжал к нам в Вельяминово директор института криминалистики ФСБ. Интересовался температурным режимом в храме, из какого материала сделана Казанская икона, давшая чудесный отпечаток. Я рассказал ему. Сделана из простых досок, которые нам пожертвовал местный совхоз. Было это 10 лет назад, когда наш храм только открылся. На этих досках Николай Плагидов – наш регент, он же иконописец – написал почти все образа, какие есть в храме. Но чудо явила только одна икона, хотя все они из одного материала, написаны одной рукой, теми же самыми красками. Почему так? Криминалист из ФСБ был очень удивлен, естественного объяснения он так и не нашел. И я как ученый-физик с ним солидарен: ЭТОМУ НЕТ ОБЪЯСНЕНИЯ. Чудо – это милость к нам, грешным. Наш владыка, митрополит Ювеналий, как-то сказал: «Дорогие отцы! Мы перед Богом стоим. Мы свидетельствуем о Божьей благодати. Для священника это уже много». Уже много! Но Господь, принявший на Себя грехи мира и воскресший из мертвых, дает еще больше. Его благодать неизмерима... Прямая связь Никольский храм, где служит отец Александр Трушин (на снимке), стоит по соседству с Вельяминово, в п.Лямцино, в том же Домодедовском районе Подмосковья. Он поделился своим мнением о причинах чудесных явлений. – Я считаю, что никогда просто так Господь чудо не являет. Чаще всего причины его очень даже практические, легко объяснимые. Больше всего в жизни меня поразил случай, происшедший на Синае, когда я был там в паломничестве. После посещения горы мы, группа богомольцев, спустились вниз. С нами был старенький схимник, который с трудом ходил, и я вызвался ему помочь. Так получилось, что наша группа ушла далеко вперед, метров на 200, а мы с монахом и тремя женщинами, которые с ним в пути беседовали, оказались одни. И вдруг я вижу, что на дорогу выползла огромная змея. Таких огромных я в жизни не видел! Все мы, конечно, в ужасе. Первым нашелся старенький схимник, он тут же перекрестился, сказал: «Господи, не остави». Едва он это произнес – вдруг налетают три птички, совершенно крохотные, как синички, и начинают клевать в голову этого гада. Змея, которая ползла наискосок дороги нам навстречу, меняет направление и начинает заползать под камень на обочине. Птички продолжали клевать ее, пока хвост не скрылся под камнем. Простое чудо, и просто оно объясняется. Но впечатлило меня на всю жизнь. А вот еще один случай, который поначалу был загадкой, а потом разъяснился. Заказали мы икону Божьей Матери «Целительница» одному художнику. Он заказ выполнил, а деньги за работу вдруг отказался брать. Говорит, что «сюжет» ему близкий – он много лет ухаживает за своей больной матерью, прикованной к постели. Пусть, мол, это будет даром. Прошло полгода, и вдруг по этой иконе потекло миро – сначала с рук, с облачения, а потом вся замироточила. Даже на стекле появились маслянистые капельки. Думали, что это от перепада температуры, открывали киот, проветривали, но все повторялось. Длилось это неделю. Тогда только собрались мы всем приходом и отслужили молебен с акафистом. И что же? На следующий день мироточение прекратилось. Вся причина была в том, чтобы мы отслужили молебен. Прошло немного времени, и к нам пришла одна женщина, практикующий медик. Коллеги этой женщине сказали, что ей надо делать операцию на горле. Там, в горле, у нее образовалась большая раковая опухоль. Объявили ей ровно за неделю до операции, и она каждый день приходила, молилась перед «Целительницей». Я видел, что женщина хоть и медик, но очень боится операции – все время плакала... Подошел срок, поехала она «под нож», а там посмотрели: от опухоли почти ничего не осталось. Произошел «самораспад опухоли», как написано в заключении. Это был первый случай. А потом по молитвам к «Целительнице» исцелялись многие и многие. Примечательно, что икона перед этим мироточила неделю, и эта женщина тоже молилась неделю – какая-то причинно-следственная связь тут просматривается. Самая же прямая связь – это когда икона чудотворит по календарным церковным дням. Так чаще всего бывает. Помню случай. В день празднования памяти преподобного Серафима Саровского я благословил своих прихожан ехать в храмы, где есть престолы ему. Сам же остался один в церкви, положил икону преподобного на аналой и начал читать акафист. Это большая поясная икона на черном фоне. И вдруг она начала переливаться мокрыми маслянистыми пятнами – то в одном месте большое пятно появится, то в другом. Первое движение было – выглянуть в окно: нет ли там лучей прожектора или другого движения света? Ничего подобного. Потом я рассказал об этом опытным священникам, и они пояснили: «Это известное явление. Называется оно – икона дышит». И вот образ преподобного «дышал» в день его памяти. А есть еще совсем другие, скорбные, причины чуда. У одной женщины была икона Спасителя, которая два года мироточила, буквально обливалась миром. Хозяйка ее была неверующей, просто держала икону на стене и, завидев миро, протирала доску тряпкой. В общем, не придавала этому значения. Тут зашел к ней сосед, считающий себя «церковным человеком». Есть у нас такие «церковные люди», чьи советы пагубнее, чем людей вообще нецерковных. И он так авторитетно говорит ей: «Вам надо отдать эту икону в храм, иначе беды в вашем доме не прекратятся». И женщина принесла икону мне. Что я первое заметил на ней – металлический нимб, прибитый гвоздиками над главой Спасителя. Очень он мне маленьким, тесным показался, сравнительно с самим изображением. «Этот нимб я заказала из своего обручального кольца», – поясняет женщина. Отдала икону и ушла. Не знаю, наладилась ли у нее личная жизнь, или нет, – больше я ее не видел, поскольку в храме она не появлялась, хотя живет рядом. А святой образ еще некоторое время мироточил и перестал, миро высохло, остались от него лишь большие потеки. Вот, был ей знак – и она не узрела. Можно сослаться на то, что человек не верующий, не разбирается. А что наши «верующие»? Слушаю иногда рассказы паломников: вот мы были в том храме, там мироточит икона, а потом поехали в другой храм – там из креста кровь течет, мы все смотрели, записали адрес, мы с батюшкой долго разговаривали, а потом мы поехали в тот храм, там... Мне так и хочется их прервать: слушайте, когда из Креста кровь течет, о чем еще можно разговаривать?! На колени надо падать, молиться и никуда больше не ездить – ведь уже этого достаточно! А то превратились из христиан в этаких церковных путешественников, которые набиваются в автобус: «Так, сегодня мы отправляемся к мироточивой». И вот едут похлопать глазами на мироточивую икону. «Так, а куда в следующий раз поедем?» И опять тот же автобус, та же армада отправляются в другое место. Доколе?! Путешествие в Локоть Эти эмоциональные слова священника, сказанные на конференции «Научные и богословские вопросы описания чудесных знамений» в первопрестольной, сердцем я близко принял. Прав он, конечно. Но к паломникам, мне показалось, не совсем справедлив. Там же я познакомился как раз с паломницей из тех, кого о.Леонид называет «церковными путешественниками». Это Татьяна Николаевна Юрченко, преподаватель основ православной культуры. Одно из таких «путешествий» так повлияло на ее жизнь, что до сих пор вспоминает о нем с благоговением. – Два года назад мы, смоленские педагоги-катехизаторы, решили отпраздновать Пасху в паломничестве. Адрес, куда лучше ехать, подсказала жена одного нашего смоленского священника. Она родом из поселка Локоть Брасовского района Брянской области, туда и посоветовала съездить. – А чем этот поселок знаменит? – Да обычный, городского типа. Это бывшее имение Великого князя Михаила Романова, который держал там свой конезавод. Лошадки оттуда до сих пор на ипподромах высшие призы берут. Еще, говорят, во время оккупации этот небольшой поселок был центром «Локотской республики», автономного образования из нескольких районов, где правила «русская национал-социалистическая партия». Там, в Локте, зародилась и эта партия, и Русская освободительная народная армия (РОНА), которая стала ядром власовской армии. Вот, кажется, и все достопримечательности. Да, еще там в послевоенные годы подвизался архиепископ Матфей, фамилию, к сожалению, не знаю. Известно, что он – петербуржец и духовный сын праведного Иоанна Кронштадтского. При советской власти стал то ли катакомбником, то ли из заключения вернулся, но факт, что служил и молился тайно, скрываясь от властей. Его духовной дочерью и была та женщина, жительница Локтя, у которой происходили удивительные события. – Итак, вы поехали на Пасху... – Да, начиналась Страстная седмица. Ее мы думали провести в Казанской Богородицкой Площанской пустыни, которая находится в том же Брасовском районе, а потом завернуть в Локоть. И вот приезжаем. В центре поселка напротив школы стоит двухэтажный кирпичный дом с большим красным крестом на стене. На первом этаже его зубоврачебные кабинеты. Оказывается, хозяйка дома, Наталья Мурашкина, работает дантистом, а муж ее – зубной протезист. На втором этаже устроены жилые комнаты, самая большая из них отдана под семейную молельню. И вот мы, 50 человек, выходим из автобуса и по приглашению Натальи идем в молельню... Все не поместились, так что пришлось в два захода. Внутри множество икон – и маслом писаных, и литографий, и просто православных открыточек. В центре – образ Божией Матери «Умиление», который почитал Серафим Саровский. Это первая икона хозяйки, которая замироточила. Встали мы, и батюшка наш стал служить. Во время чтения акафиста начались явления просто удивительные... По разрешению хозяйки дома мы взяли с собой по две-три иконы и еще пачки тоненьких бумажных иконок, чтобы потом другим подарить. Поставили их, где только могли – на диване, подоконниках, стульях. Ставить уже некуда было, и некоторые мы держали в руках. Иконы сразу стали мироточить, причем очень обильно. Под стеклом, за стеклом, даже рамочки икон... Читаем акафист, а книжки-акафисты прямо в руках источают миро. И такое благоухание стояло! Вообще педагоги наши (а среди нас были одни педагоги) реалисты такие, все с высшим образованием, привыкли так рассуждать: мол, вера верой, а жизнь жизнью. И это была такая щедрая милость Божья, к нам обращенная, впрямую к нам! Конечно, были чуточку ошарашены – такое ощущение, что мы – в ином мире... У меня в руках была икона мученицы Татианы, большая, под стеклом – и буквально будто взрыв прямо в руках произошел, такой вулканчик, и миро по образу потекло. Причем почему-то не вниз, а вверх крестом и пошло растекаться... Одна паломница привезла образ Марии Египетской, который сама вышила бисером. И он так обильно источал миро – оно как бы просочилось с внутренней стороны, и в руках возникло ощущение тяжести, чего-то влажного. Была одна девочка, дочка священника, она держала иконку Божией Матери «Умиление». По ней столько мира текло, что глазам трудно было верить. Но самое удивительное в другом. Об этом я нигде в литературе не читала, хотя много приходится и по долгу службы читать, и сама я многим интересуюсь. Во время чтения акафиста начался дождь из мира. Из воздуха буквально сыпались капли – и мелкие, и крупные, – как осенний дождичек, мелкий-мелкий, почти неощутимый. На голову, на руки... На пол эти капли не падали, я такого не видела, а только на иконы и на нас. Мы радовались, как дети! Хотя какие ж мы дети – все учителя были моего возраста, далеко не молодые. А потом были не совсем приятные события. Хотя как тут посмотреть... С двумя нашими педагогами случилось что-то вроде беснования. Причем один из них – учитель с большим стажем, очень любящий детей, прекрасный семьянин. Когда батюшка помазывал нас ваткой с миром и дошла до него очередь, он вдруг стал кататься по полу и так далее, не буду описывать. Реакция у нас была нормальной, мы понимали и просто молились за этого человека. Может, Господь по милости Своей изгонял какую-то внутреннюю болезнь, я не знаю. Но, слава Богу, все быстро закончилось. Сейчас этот человек очень верующий, он служит теперь в храме алтарником. Еще с одной женщиной то же самое произошло, к счастью, это не так бурно проявлялось. На следующее утро мы снова пришли в молельню, чтобы прочитать благодарственный акафист Господу. Смотрим: белые розы, сирень, черемуха, которые мы вечером поставили у икон, стали все красными. Мы так это поняли: Господь укрепляет нас. – Красный цвет – пасхальный цвет. Может быть, это было напоминание о воскресении Христа? – Наверное. Потом мы вернулись в Смоленск, и уже как-то не верилось, что все виденное было на самом деле. Но в Смоленске нас ждало подтверждение чуда. Наши друзья-педагоги, которые сами не смогли поехать в паломничество и просили нас там помолиться о них, рассказали, что у них дома... мироточили иконы. Стали выяснять, когда это было. И все совпало – когда мы молились о них, в это время у них иконы и мироточили. Все это Татьяна Николаевна рассказывала с таким обыденным видом, что трудно было поверить. Расспросил я про хозяйку необычной молельной – может, в ней кроется разгадка происходящего? Как оказалось, судьба у нее необычна. Перед своей смертью духовный отец архиепископ Матфей благословил ее с такими словами: «Ты должна будешь понести Крест. Когда придет время, ты узнаешь...» Прошли десятилетия, Наталья вышла замуж, жила и работала в Москве. Потом они вдруг продали свою московскую квартиру и построили себе дом в поселке Локоть, устроив на втором этаже молельню. Что дальше было – уже известно. Встревоженная происходящим, Наталья ездила в Оптину пустынь просить у старцев совета. Духовник обители сказал, что нужно еще больше молиться. Мироточение же – это благодать Небесная, ее бояться не надо. – А много свидетелей этого чуда? – спрашиваю педагога. – Очень много. К ней приезжают отовсюду, со всего мира. Я недавно звонила туда, и Наталья говорит, что сейчас гостят у нее православные из Чикаго. Еще из Америки приезжал игумен Герман (Подмошенский). Толпы ходят, и, конечно, много неудобств. Так что брянский владыка благословил построить там часовню. Ее пристроили впритык к дому, прорубив вторые двери в молельню, где мироточат иконы. Есть планы построить и храм. – На вашу жизнь та поездка в Локоть повлияла? – Думаю, да. Хотя внешне ничего в моей жизни не изменилось. А вот другая наша педагог после этого стала инокиней. Сейчас она в Иерусалиме, готовится на Пасху принять мантийный постриг. Пасхальная песнь Много и других необычных историй услышал я на этой конференции в Москве, посвященной чудотворениям в Русской Православной Церкви, от священников и прихожан. В завершение приведу еще один рассказ о.Александра Трушина: – Вспоминается мне первая Пасха в нашем храме. Он был почти в руинах, восстановление только начиналось. Вся моя богослужебная утварь помещалась в рюкзаке, который я носил с собой. И вот ранним пасхальным утром иду в храм, чтобы служить литургию. Подхожу и слышу пение из церкви. «Надо же, уже идет служба, а я опаздываю!» – подумал. А потом опомнился: какая же служба, когда ключ от церкви у меня в кармане и вся утварь в рюкзаке?! Приближаюсь к дверям, чудное пение продолжается. Такое ощущение: вот сейчас распахну дверь, а там идет служба. Но, конечно, никого в храме я не застал. Никому о том случае я не стал рассказывать, думаю: вот начнут за спиной говорить, что у батюшки с головой не в порядке. Вы же знаете, какой народ бывает. Но ровно через год приехал ко мне один монашествующий, который прежде был композитором, писал музыку. Композитор – это абсолютный, профессиональный, «критичный» музыкальный слух. У него звуковых галлюцинаций никогда не бывает. Была опять Пасха. На утреню он тоже опоздал, но уже на самом деле – служба в храме шла. И вот он рассказывает: «Ну, раз опоздал, то все равно спешить некуда. Иду не торопясь, наслаждаюсь звуками, которые доносятся из храма. Церковное пение я услышал еще за 25 метров и уже тогда отметил профессионализм хора. Думаю: «Вот прибеднялся священник, что у него приход нищенский, на клиросе только три бабули поют. Да какие ж это бабульки?! Настоящий академический хор!» Вхожу в храм. Там обычная служба, и на клиросе – три бабульки». Точно такое же явление случилось недавно. Праздничная утреня, самое начало. Я стою в алтаре, вычитываю молитвы. Слышу, как открывается дверь, и входят мои певчие, которые приезжают самыми первыми. Вошли и стоят у входа, чего-то там топчутся. Удар, что ли, с кем случился или что уронили на пол, ищут? Потом они рассказали, что боялись войти внутрь, потому что слышали в храме ангельское пение... Когда я все эти истории озвучил в храме, оказалось, что не менее десяти прихожан сталкивались с тем же самым. То есть были свидетелями этого небесного пасхального пения. Можно докапываться до сути этого явления, строить всякие теории, гадать. Но кому это нужно? Вот Господь каждый год на Пасху являет чудесный огонь... Для чего? Да просто для того, чтобы мы радовались! Ибо верные спасутся. Христос воскресе! Записал истории М.СИЗОВ. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |