ЖИВОЕ СЛОВО


ДОЛЖНО ЛИ ПАСТЫРЮ
ХОДАТАЙСТВОВАТЬ ЗА НАРОД?

Существующая у нас структура власти в некоторых отношениях хуже прежней, советской. Возросло бесправие населения. Должен ли священник быть ходатаем перед властями за народ?

Священник Александр Коротаев (г.Киров):

– Конечно, священник должен быть ходатаем. Такая практика постепенно складывается. Поэтому он должен иметь на руках что-то вроде правовой памятки на этот счет, составленной на епархиальном уровне. Как священник может помочь? Через влиятельных духовных чад. И если он на прием пойдет к руководителям местной администрации, то его вряд ли отфутболят. Это не будет красить чиновников. Хотя я знаю случаи, когда сами священники нуждались в защите. И вот тут-то что делать?

Священник Валентин Кобылин (п.Красноборск Архангельской области):

– В первую очередь, ходатаем и печальником священник должен быть за народ перед Господом Богом. И перед властями нужно защищать людей, самому как-то решать эти проблемы. Избегая при этом непримиримой политической борьбы. И не такие вопросы решать, как, например, повышение заработной платы. Но вот мы видим, какая льется грязь с экранов телевизоров. И нужно стучать в двери кабинетов, убеждать, что этого не должно быть.

Бороться нужно и с тем, что людей спаивают. У нас в поселке технический спирт продают на каждом углу. Совсем потеряны многими и стыд, и совесть. И здесь уже приходится против самого народа, известной его части, идти. Люди ослабели от пьянства, и их устраивает, что спирт только что из кранов на кухнях не льется, что рукой подать до ближайшей точки.

И поэтому, прежде чем ходатайствовать за народ, нужно выяснить, что к чему. Бесспорных вопросов почти не существует, и не всегда права только одна сторона.

Пришли, помню, из одной организации, со словами, что у них начальник плох. Поехал я к ним на собрание, выслушал. В результате пришлось дать «взбучку» и коллективу, и начальнику. Почти всегда находится какая-то закавыка, которая меняет наши изначально слишком ясные представления о конфликтах. Так что священник должен вникать во все, разбираться. Обиды обычно возникают оттого, что мы лучше знаем свои права, а не обязанности. И подчиненные, и руководители размахивают этими правами, как шашкой. И вот тут нужно напоминать притчу о бревне в своем глазу и соринке в чужом.

Но есть еще одна сторона, где Церковь как-то должна увещевать людей. У нас вот идет разграбление, и не заезжие варяги, а близлежащая Коряжма, ее ЛПК практически разворовал юг области. Леспромхозы обанкрочены. Лесорубы, пильщики гроши зарабатывают, на которые не прожить. У меня один знакомый – вальщик леса – заработал за месяц 600 рублей, а ведь трудолюбивый, нормальный парень. И в то же время лесовозы идут через Красноборск колоннами.

И когда в Коряжме церковь построили, я своим прихожанам сказал: «Вот какой мы красивый храм построили». – «Почему мы-то?» – спрашивают. Потому что он построен из нашего леса, а мы с этого ничего не получили, кроме взяток, конечно, которые осели в карманах отдельных начальников.

Что тут делать? Здесь не остановить, конечно, угрозами. Но есть четкая позиция, которую я довожу до сведения других знакомых батюшек: у воров, взяточников денег не брать. Они на крови заработаны. Натолкнул меня на это отец Владимир Переслегин из Москвы, который бьет в набат, говорит, что не должны храмы строиться на деньги, заработанные на людских несчастьях.

У нас в церкви целый список висит на видном месте, где перечислено, кто не может жертвовать: мафиози, взяточники, торговцы спиртом, те, кто развращает людей с помощью видеофильмов, порнографических картинок. Не поименный список, но фамилии-то я знаю... Вот текст объявления: «Бог принимает в жертву только честно заработанные средства. Разрешается жертвовать всем, кроме нераскаянных убийц, воров...» и так далее.

Священник Игнатий Бакаев (п.Максаковка Республики Коми):

– Конечно, должен. Другой вопрос, каждый раз нужно соблюсти здравый смысл. Не вести людей на баррикады, не создавать ажиотажа, а именно – ходатайствовать.

В моей практике бывали случаи, когда вступался непосредственно. Раз пришла пожилая женщина, пострадавшая от репрессий, которой волокитили выделение квартиры. Связались мы с Леонидом Михайловичем Вокуевым из Госсовета, и женщине удалось помочь.

Церковь всегда стояла на стороне слабых и угнетенных. При Иоанне Златоустом один император хотел совместить два праздника. Для этого потребовались ввести особые сборы с народа. И жители Константинополя взбунтовались, разбили статую императрицы. Конечно, их ждала кара, однако ходатаем за народ выступил святой Иоанн, поехал к императору, много месяцев был фактически заложником. Но умолил, упросил не быть жестоким.

А несколько лет назад сообщали о солдате (это было где-то на Байкале), который покинул самовольно часть, но вернулся с повинной. Его вернул священник. Естественно, солдата судили, но после суда тут же отпустили и даже засчитали в срок службы то время, когда он бегал. Это было явное Божье произволение, потому что солдат все время, что отсутствовал, трудился при храме. Причина бегства была, на первый взгляд, смешной. Юноше обещали, когда на службу везли, Байкал показать, но обманули. И вот отправился смотреть, прибился к батюшке, а тот его примирил с начальством военным.

И как бы власти ни противились тому, чтобы Церковь становилась социальной силой, уважать они нас будут, если мы научимся помогать народу находить друг с другом общий язык, сможем представлять его нужды.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга