ЗЕМЛЯ НА СЕМИ ХОЛМАХ У каждого края, области непременно есть своя «визитная карточка» – место, куда всегда везут гостей. Одно из таких мест в Республике Коми – это село Иб (на коми языке – Ыб). Переводится «ыб» как «возвышенность». И действительно, раскинулось село на семи возвышенностях, образуя весьма живописную картину. Находится это место всего в полусотне километров от столицы республики, очень удобно, потому и возят сюда высокопоставленных гостей. Однажды в их числе был даже глава иностранного государства – президент Венгрии. Что здесь показывают на экскурсии? Возделанные поля, ухоженные домики счастливых сытых сельчан? Отнюдь нет. Просто красивые виды, белокаменный Вознесенский храм и местный музей. А совхозу, увы, тут не чем похвастаться. Сейчас он – один из самых отсталых в Сыктывдинском районе. Хотя прежде ибчане славились на округу как прекрасные работники, жили богато и, как вспоминают, «чисто» – то есть держали свое хозяйство и дом в полном порядке. Особенно ибчане выделялись среди других коми крестьян аккуратностью, что замечалось даже по одежде. Об этом нам рассказывали сами же местные жители лет пятнадцать назад, когда мы, редакция, приезжали туда к иеромонаху Трифону, духовнику газеты. Приезжали не только помолиться в его Вознесенском храме, но и поработать на земле. Уже тогда, в начале перестройки, у совхоза появились «свободные площади», и батюшка «отхватил» для прихода приличный кус земли. Посаженой картошки вырастало столько, что приход делился ей с детскими домами и неимущими семьями. Поработав на поле, и мы получали по мешку – везли домой. До сих пор помню вкус этих благословленных плодов, больших разваристых картофелин. Хороша здешняя картошка, хороша ибская земля! Помнится, заглянули мы в местный этнографический музей и разговорились с его директором за жизнь. «У вас уникальный музей, – говорили ей. – Ни одно село на юге республики, за исключением райцентров, не имеет музеев, а вот у вас, в Ибе, есть. На стендах – фотографии, предметы, рассказывающие о трудолюбии, хозяйственности ибчан. Неужели это никак не влияет на их потомков? Ведь пример перед их глазами...» В ответ директор посетовала, что редко-редко кто-то из ибчан заходит. «Они и в храм-то в большинстве не ходят, одни только старушки». И подумалось тогда: вот будут люди ходить в храм, тогда наладится здесь жизнь, возьмутся за работу. Ведь секрет трудолюбия – в любви к земле и людям. А это дается через веру. Прошло более десятка лет. И снова мы редакцией едем в Иб. В автобусе расспрашиваем одну сельчанку, как там сейчас живут. – Да все по-старому, – отвечает женщина. – Совхоз на последнем месте по району. Недавно 39 коров убило током, неисправной электропроводка была, треть всего стада. Впрочем, коровы-то все были никудышные, по три литра давали... – Животноводства нет, – заключили мы, – а как с полеводством? – Картошку семенную всю сгноили, а что было пригодно – продали. Что сажать нынче будем, не знаю. – А чем народ-то у вас занимается? – Да ничем. Безработица, людям делать нечего. Пьют. – А где деньги берут, раз не работают? – Ну, есть приработки от дачников. Горожане выручают. Вот такая картина. Наш автобус встречали о.Георгий Модянов, нынешний, вслед за о.Трифоном, настоятель Вознесенского храма, и настоятельница женского монастыря матушка Серафима. Обитель здесь появилась несколько лет назад – на высоком холме, который венчает деревянный храм святителя Стефана Пермского (на фото слева). Вершина горы огорожена высоким железным забором, а внутри его образовалась монастырская улица из уже готовых построек и штабелей стройматериалов. Сестры монастыря живут в двух корпусах. Молодые на горе, а пожилые под горой вблизи Свято-Вознесенского храма. Вся монастырская территория обсажена кедрами, но пока саженцы еще не выросли, и на горе постоянно дуют сильные ветры. За несколько лет сестры успели обзавестись живностью – коровами, барашками, курами, обрабатывают землю. Когда матушка показывала свое крепкое хозяйство, трудно было отделаться от «дежавю» – смутного чувства, что «это я уже когда-то видел». Точно так же, как и в начале перестройки, церковные люди увлеченно пытаются работать на земле, а местные крестьяне – в каком-то полусне. Надо заметить, повод для приезда был знаменательный. 29 апреля приехавшей в Иб публике и журналистам был представлен только что вышедший из печати красочный путеводитель «На семи холмах. По святым местам села Иб». Организовал эту встречу о.Георгий вместе с издателем буклета Игорем Ивановым (редактором нашей газеты) и председателем Коми отделения движения «Россия Православная» Иваном Егоровичем Кулаковым, который помог изданию. Несмотря на занятость (Иван Егорович является Председателем Государственного Совета Республики Коми), он смог выбрать время и лично участвовать во встрече. Выступая перед журналистами, И.Кулаков как государственный человек больше говорил о материальном положении села. Отметил, что население некогда процветающего Иба с 4268 человек в 1926 году ныне упало до тысячи. Зерновые культуры и лен давно уже не выращиваются, заброшены и забыты местные промыслы и производства. Последние годы не родится даже картошка. «С выходом этого буклета, – сказал он о православном путеводителе, – будем надеяться, люди узнают о святынях села, о его истории... Если нам удастся заинтересовать людей посещением этих мест, то я думаю, что при умелом подходе здесь можно было бы поправить и бедственное социальное положение». При этом спикер парламента имел в виду не только развитие туризма, которое могло бы наполнить местный бюджет, помочь закупить технику, ГСМ, да хотя бы нанять электрика для животноводческих ферм. Но и нечто другое. Почему молодежь уезжает в город? Из-за плохих социальных условий? Отчасти это верно, но не совсем. Привыкшие с детства к тому, что имеют, люди бегут в город, конечно, не из-за того, что там есть «теплые туалеты». Бегут они по двум главным причинам – из-за безработицы и потому, что их ничего не держит на этой земле. В советское время земля стала пониматься как «территория», она перестала быть благословенной. Глядя же на карту ибской земли, выполненной для путеводителя художником Р.Анпилоговым с соблюдением масштаба, ни за что не скажешь, что это – территория. Нет, это земля, это – СВЯТАЯ земля. На каждом холме обозначена деревенька, жившая когда-то своим бытом, своим укладом. Карта удивительная! Много поездили по Русскому Северу, а такой карты видеть не приходилось. Побывав в Вознесенском храме, мы всей группой поднялись на монастырский холм. Уже не на бумаге, а воочию открылась нам эта земля! На соседнем холме, словно лебедь, парит в облаках белоснежная Свято-Вознесенская церковь. А в деревне Березник видна отреставрированная часовня Николая Чудотворца. Рядом с ней расположен святой источник Николая Чудотворца. За ним еще один... Святых источников в Ибе больше двенадцати, каждый имеет свою историю и свои целительные свойства. Так, вода из источника Феодосия Тотемского исцеляет от проказы. В источнике Архистратига Михаила исцеляются от хромоты и остеохондроза. В источнике «Двенадцати апостолов», где в ручей собирается вода из двенадцати ключей, уже в наши дни было чудо исцеления от бельма в глазу у местной жительницы Нины Михайловны Артеевой. Даст Бог, откроются глаза и у других людей – увидят, на какой святой земле живут. И все сделают для ее процветания. Конечно, выпуск этого буклета вряд ли сразу так изменит отношение людей к земле. Но, может быть, появится интерес? Буклет вместил только малую толику сведений об ибской земле, которые местный краевед Галина Мальцева собирала на протяжении многих лет. На следующей странице публикуем выдержки из ее работы. М.Сизов, Е.Суворов Святая ибская земля Село впервые упомянуто в документах 1586 года. «Погост Иб большой, а на Погосте – церковь Николая Чудотворца клецки (т.е. деревянный сруб – ред.) да церковь другая, теплая Пророка Илии, клецки же». Уже к началу XIX века в селе были 2 каменные церкви и 10 часовен. Начиная с 1996 года, установилась благочестивая традиция – ежегодно ко дню блаженной кончины просветителя зырян Стефана Пермского 9 мая из города Сыктывкара в Иб выходит крестный ход с иконой святителя. У этой традиции есть древняя предыстория. По преданию, святитель Стефан приплыл в Иб по реке Сысоле и по полноводному в ту пору ручью Конгыр-шор против течения добрался до холма Кубри-мыльк. С этой горы святитель начал свою проповедь Христа, но местные жители-язычники ее не приняли, закидали проповедника камнями и не пустили на ночлег. За что, как утверждает предание, Стефан назвал встречавший его народ худым, а деревня с тех пор именуется Худой-грезд. Через 500 лет в знак покаяния местные жители принесли крестным ходом из села Вотча икону святителя Стефана, отслужили на холме молебен и в один день поставили здесь часовню. С тех пор деревня именуется Степановкой (в честь свт.Стефана). А крестные ходы с чудотворной иконой стали ежегодными. Когда шествие подходило к селу, начинали звонить колокола во всех церквях и часовнях, люди радовались и говорили: «Святой Стефан к нам пришел!» Ежедневно, кроме постных дней, с этой иконой совершались крестные ходы по деревням, во дворах служили молебны. В день, когда в какую-либо деревню должен был прийти крестный ход, не выходили на полевые работы. Носить икону посылали больных – и они исцелялись. Не все в этих местах приняли Христа. По древнему преданию, на горе Кар-мыльк (дер. Каргорт – «город-могила») язычники не захотели принять православие, заживо себя захоронив (вырыли огромную яму, подперев верхнюю часть бревнами, в яму взяли стариков и детей, весь свой скарб и подрубили столбы). Как отнеслись к этому поступку потомки? Деды говорили, что в Страстную седмицу, Крещенский и Рождественский сочельники чувствовали, как нечистая сила идет мимо их домов на железных санях (у жителей сани были только деревянные) и скрывается в стороне Кар-мылька. Видели, как от Кар-мылька поднимается дым, словно из трубы... По воспоминаниям старожилов, в старину (пару веков назад) в Ибе люди были, как святые: жили благочестиво, без Бога ничего не делали, в каждой деревне стояла часовня, дома были намолены. Чистую жизнь сельчан благословлял Бог: дарил людям источники с целебной водой. Вот, например, в д.Кулига источник указал сам преп.Феодосий Тотемский. В 1941 году он явился Евдокии Ивановне Муравьевой (1908-2001†), чтобы помочь в ее недуге. Она от нервного расстройства (мужа забрали на фронт, осталось четверо детей, ждала пятого) заболела кожной болезнью, на лице появилась короста. После умывания в источнике Евдокия чудесно исцелилась. В 1825 году в дер.Погост (Вич-кодор, центр села) на месте прежней обветшавшей церкви началось строительство каменного храма с престолом во имя Вознесения Господня. Церковь получилась высокой, потолок украшала лепнина, пол был набран из узорной чугунной плиты. Спустя сто лет в протоиерея Иоанна (Головкова) стреляли в алтаре, пуля прошла мимо сердца, он не умер. Но от этого нервного потрясения стал болеть и жил недолго (по другим сведениям, умер от потери крови). Дом, где жил он на квартире, сожгли. Через год церковь закрыли, и власти решили сделать в ней клуб. Однако верующие решительно воспротивились этому, ходили крестным ходом вокруг церкви, собрали толстую тетрадь подписей против открытия в храме клуба. В результате здесь сделали склад для зерна, въезжая внутрь прямо на лошадях. В церкви останавливали на ночлег идущих по этапу ссыльных поляков в 1940 г. – им в качестве дров предложили жечь иконы. В 50-е годы колокольню храма разобрали на кирпичи (лишь в 80-х гг. при настоятеле иеромонахе Трифоне (Плотникове) она была восстановлена). Когда из кирпичей строили школу, один юродивый предсказывал, что больше 10 лет школа не простоит. Ехали цыгане мимо, также говорили: красиво стоит, да не долго стоять будет. Так и вышло. Школа сгорела ровно через 10 лет, причину пожара установить не смогли. Одновременно с закрытием храма, в 1936-м, решили сбросить колокол. Первый храбрец, который залез сбрасывать колокол, упал с колокольни и разбился насмерть. У другого смельчака – Проко Ивана – вскоре утонул сын. Наконец после того, как колокол взорвали, осколки загрузили на баржу и повезли на переплавку. Но, проплыв по Сысоле от перевоза с полкилометра, напротив сенопункта баржа утонула, и долго еще люди видели торчащие из воды останки сельской святыни. Когда-то в деревне Чулиб стояла белокаменная с двумя куполами и каменным крыльцом на столбах церковь во имя великомученицы Параскевы, нареченной Пятницей. На престольный праздник здесь всегда было очень много народа, приезжали даже из Вятки. В каждом доме останавливались по четыре семьи. В церкви на службе народ не вмещался, и стояли вокруг церкви. После службы вокруг ограды была большая ярмарка. После закрытия храма большевиками христианки тайно собирались на праздники в одном доме, коммунисты же на 1 мая варили в здании церкви самогон и рядом устраивали революционные гулянки. Примерно за два года до разрушения церкви Марии Никифоровне Сямтомовой (1904-2000†) несколько раз, когда ночью она возвращалась с девичьих посиделок, было видение: свет в окнах церкви. Она залезала на каменную ограду и через окно видела, что в храме горели все лампады и там же находились люди в черных монашеских одеяниях. Ее мама предположила, что ночью в храме служат ссыльные монахини, но днем их никто не видел. Этой же женщине уже в наши дни неоднократно накануне праздника Параскевы Пятницы являлась сама св.Параскева в ситцевом платочке, и Мария Никифоровна расспрашивала ее, не замерзла ли она, приглашала к себе в дом. Святая Параскева говорила, что жила она здесь в своем доме, но ее оттуда выгнали и дом разрушили. Теперь ель – это и есть ее дом. И действительно, после разрушения церкви на праздник святой великомученицы верующие приходили под ель и там читали ей акафист, даже из города тайком приезжали люди. Попросила святая Параскева, чтоб не забывали ее, приходили к ней. Этот сон Мария Никифоровна рассказала местному священнику о.Георгию Модянову. И вот, в первую пятницу Петровского поста 1997 года на месте церкви был отслужен молебен с акафистом. После этого в ночь на Рождество этой же старушке приснился сон, что ей опять 12 лет, она – девочка Мария – возле чулибской церкви и удивляется, что церковь снова стоит, ограда цела, в храме снова праздник, а вокруг – ярмарка. В настоящее время каждую первую пятницу Петровского поста в Свято-Вознесенском храме служится литургия, после которой идет крестный ход в д.Чулиб, где на источнике св. вмч. Параскевы совершается водосвятный молебен. Об этом источнике-колодце известно, что в начале 80-х гг. одной парализованной старушке явилась во сне св. Параскева и показала этот колодец. Ныне отреставрирована часовня во имя святителя Николая Мирликийского и есть источник, освященный его именем. По преданию, сам святитель Николай явился здесь местному мельнику в длиннополой одежде (потомки этого мельника – Бусовы – еще живы), беседовал с ним и сказал: «А постройте-ка мне здесь дом» – и указал место. Мельник спросил: «Кто ты?» Собеседник ответил: «Завтрашний день» – и исчез. А назавтра был праздник святителя Николая. Поэтому служба в этой деревне совершалась 18 декабря и 21 мая – на Николу зимнего и вешнего. В старину 30 апреля, в день препп. Зосимы и Савватия Соловецких, здесь совершался крестный ход – освящались поля перед посевами. Теперь ежегодно стало традицией 22 мая (после Николина дня) совершать крестный ход к часовне и источнику с освящением полей. * * * Возле деревни Серд ныне выросла 75-метровая башня-антенна, а прежде здесь была часовня во имя иконы Казанской Божией Матери. От нее остались лишь четыре угловых камня в лесочке. Часовню разобрали в 1921 г. Из бревен ее построили конюшню (со слов старожилов, это сделал Симо Осип, после чего ослеп), конюшня та сгорела, после чего место, где стояла конюшня, сровняли с землей, сделав там колхозное поле. По праздникам долго еще две старушки – М.Н.Сямтомова и А.И.Конюхова – ходили туда, к краеугольным камням часовни, читать акафист. В д.Вадкерос ныне лишь три ветхих дома и построена новая часовня во имя Воскресения Христова. На праздник «Прокопей лун» 21 июля ходили (с древности до настоящего времени) к часовне возле реки, собирали травы, брали воду из родников в каждом овраге (было их 6). Затем служили молебен с водоосвящением на источнике св.Архангела Михаила и молебен с акафистом в часовне. Путь крестного хода указывали стоявшие деревянные кресты. В этот день – 21 июля – существовал запрет на сенокосные работы, т.к. не раз случалось, что, если в этот день гребли сено, поднимался ветер и уносил целые копны и даже стога сена. В годы советской власти ее хотели разрушить, но Господь дал предупреждение (было какое-то знамение), и часовню оставили. Из приветственного слова к гостям настоятеля «...Наше село Иб протянулось на 16 километров вдоль левого берега реки Сысолы. В старину, чтобы проехать через село, крестьянин порой затрачивал полдня, особенно в распутицу затруднялся проезд из-за крутых подъемов-спусков через холмы, на которых, собственно, и расположены деревеньки. Земля здесь пропитана потом сельских тружеников. В старину не говорили о том, что здесь зона рискованного земледелия. Нужно было просто жить, прилагая немалые усилия, уповая на помощь Божию и на свои сноровку, умение хозяйствовать. И Господь за молитвы и труды щедро приумножал благосостояние крестьянина. Да, народ был безграмотный, но был проще и потому ближе к Богу. Вот это умение общаться с Богом в любых житейских ситуациях, умение каяться за грехи, умение видеть себя под постоянным, неусыпным взором грозного, но Всемилостивого Владыки мира - все это давало мощный нравственный потенциал верить, жить, любить, приумножаться. Труд непрестанный и коллективный (необходимо было постоянно помогать друг другу – иначе тяжело выжить) плюс радость получения плодов своего труда – все это сближало сельчан. Мудрая старость была в почете и уважении. Люди не ждали награды здесь, на земле, было бы место на небесах. «Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему слава!» – говорили они. Вот такой, устоявшийся патриархальный быт давал повод быть по-своему счастливыми даже еще здесь, на земле. Каждая деревня (а их около 13) имела свои часовню, храм, святой источник, свое родовое кладбище, и не возникал вопрос, чтобы куда-то уехать за лучшим житьем-бытьем...»
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |