ПЕРЕПИСКА


МУЧЕНИК ИЛИ СТРАСТОТЕРПЕЦ?

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. к лику святых страстотерпцев были причислены Николай II и члены его Cемьи. Собор Русской Церкви, в отличие от Русской Зарубежной Церкви, вынес богословски выверенное определение, канонизировав их в лике страстотерпцев, а не мучеников, что было бы, с богословской точки зрения, неправильно. Так как пострадали они не за веру: никто не требовал у них отречения от веры, их расстреляли не потому, что они были христианами, а из военно-политических соображений. Ни в одном из сохранившихся архивных документов нет даже косвенных указаний на то, что причиной расстрела стали их религиозные убеждения. Причем их нет и в дневниковых записях исполнителей этого злодейского убийства. На самом деле расстрел явился обыкновенной местью Ленина и его соратников за все то, что им пришлось претерпеть от ненавистного им царского режима, который до своего отречения от престола возглавлял Николай II. Хотя кто его знает – если бы не наступление армии Колчака и не угроза захвата Екатеринбурга, то, возможно, их оставили бы в живых и выпустили за границу.

Очевидно, что нет никаких оснований почитать бывшую царскую семью святыми мучениками. И меня удивляет тот факт, что на страницах газеты их зачастую называют мучениками, а не страстотерпцами. Разве сотрудники редакции и читатели газеты не являются членами Русской Православной Церкви? Особенно странно слышать это от священников. Может быть, для кого-то не важна богословская нестыковка в почитании их святыми мучениками. Для меня же очень важно, чтобы все было по истине. Я не признаю тезиса, что истина где-то посередине. Истина всегда абсолютна, как абсолютен Бог.

Если не имеет принципиального значения, кем почитать Николая II и его семью, страстотерпцами или мучениками, то тогда Собор Русской Православной Церкви вынес воистину Соломоново решение, причислив их к страстотерпцам. Потому что, таким образом, удовлетворены и те, кто почитает их мучениками, и те, которые с этим не согласны.

Считаю, что применять титул «царь» по отношению к Николаю Второму или «царственные» по отношению ко всей семье неправильно. Их следует называть просто страстотерпцами, так как они приняли страстотерпческую кончину не в царском достоинстве. Отрекшийся царь – не царь. Я уверен, что они прославлены у Господа не как царственные страстотерпцы, а просто страстотерпцами.

Утверждение, что Бог спас Россию и русский народ от гибели жертвою бывшего царя Николая II, считаю заблуждением, потому что это противоречит Святому Евангелию и учению апостолов, из которых мы знаем, что Христос принес Себя в жертву за нас и никакому другому человеку умирать за нас больше не нужно, ибо нет ни в ком ином спасения и прощения грехов. Св.апостол Иоанн Богослов говорит: «Прощены вам грехи ради имени Его» (1 Ин. 2, 12). А значит, и грех богоотступничества Господь простил нашему народу ради Сына Своего Иисуса Христа, а не ради Николая II.

Если Николай II и подвизался на дело спасения русского народа, то, в отличие от Христа, подвизался не по обетованию и не по пророчеству о Нем, а значит, подвизался незаконно, потому и не увенчалось дело его. Ибо св. апостол Павел говорит: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 2, 5).

Возможно, кто-то возразит: «Как не увенчалось?! Ведь Россия спасена!» Да. Спасена. Но спасена не жертвою Николая II, а жертвою Христа. Ибо Един Бог, Един и Спаситель всех народов и человеков – человек Христос Иисус. «Ибо нет другого имени под небом, данного человеком, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12). Драгоценная Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, ходатайствует перед Отцом о прощении грехов наших. Невинно же пролитая кровь святых праведников, пророков, апостолов, мучеников и страстотерпцев вопиет к Богу, взывая к отмщению.

Не знаю, почему Николай II утвердился в мысли, что он должен стать жертвой за русский народ. Наверное, потому, что неправильно понимал, в чем заключается его Помазанничество. Если Иисус Христос был помазан Богом отцом на дело искупления рода человеческого от власти греха и смерти, то Николай II был помазан Богом на дело царского служения. А это два разных вида Помазанничества, два разных вида служения.

Обязанность Николая II как христианского царя и Помазанника Божия по отношению к Богу заключалась в том, чтобы вести свой народ путем веры и Закона Божия. Также обязанность Николая II заключалась в том, чтобы заботиться о благе народа и Церкви и защищать их от врагов внешних и внутренних. Другого Господь от Николая Второго не хотел и на другое не помазывал. Исполняя это служение до конца, он исполнил бы тем волю Божию, свое помазанническое служение. «Хитер, неусыпен и деятелен враг на погибель нашу», – говорит св.праведный Иоанн Кронштадтский. Очень часто искушение, предлагаемое верующему человеку, он преподносит как благо и пользу для него или для его ближних. Так и царя Николая сатана обманул таким же образом, внушив через людей, просивших его об отречении, что его отречение от престола будет благом и спасением для русского народа. Знал сатана благородство души Николая II, что никакие другие аргументы на него не возымеют действия. Этим он и воспользовался, чтобы уничтожить Русскую Церковь. Но жив неизменный в слове Бог и Спаситель наш Иисус Христос, Который сказал, что врата ада не одолеют ее. И по-прежнему стоят Христом Россия и Русская Церковь, и будут стоять, если есть на то воля Его, чтобы они стояли.

Исходя из всего вышесказанного, считаю, что акафист Николаю II должен быть переиздан в новой редакции: из него должны быть изъяты те места, где говорится о жертве Николая II за грехи людские. Потому что одна жертва за всех раз и навсегда – Христос! Другие жертвы за нас незаконны и недействительны. Жертва за грехи всего мира – Христос.

С любовью, раб Божий Николай.
д.Подгорная Архангельской области

От редакции: Здравствуйте, дорогой брат! Не в первый раз за минувшие лет семь вы пишете нам о Царе-мученике в полемическом ключе. Но вот и вы вместе со всей Церковью признали его святым. Относительно того, был ли св.Николай Царем в момент смерти, ответ прост. Он отказался от трона, но не от ответственности за Россию. У Государя попытались отнять эту ношу, да никто не смог ее осилить. И пришлось ему нести ее до конца.

Теперь о прославлении. Да, Комиссия по канонизации причислила Царя-Мученика к лику святых как страстотерпца. Это милость Божия, и хорошо, что нам удалось вместить так много, хотя и не все в подвиге Государя. А все и невозможно иначе по нашим временам, ведь среди православных немало таких, кто является противником монархии. И еще больше тех, кто не понимает ее сути. Силой их к почитанию не привести, и Церковь в рамках практики икономии (снисхождения) остановилась на страстотерпчестве.

Но есть и другая практика «акривия», что значит «точность», «строгость». И если исходить из нее, то Царь наш был мучеником. Здесь нет повода для раздоров. Был ли св.Николай казнен как Помазанник Божий, первый мирянин, глава православного царства? Да, был. Вы говорите, что убийство было «обыкновенной местью». Но местью за что? За то, что Государь четверть века держал удар, не давал растерзать Россию и Церковь. Вы пишете, что Царственных мучеников могли и пощадить, но давно доказано, что наступление белых стало лишь поводом для их казни. Обсуждались и другие возможности – например, инсценировка монархического заговора. Попытка же комиссара Яковлева вывезти Царя в Москву была пресечена другими большевиками.

Невозможно игнорировать того обстоятельства, что палачи руководствовались не только политическими, но и религиозными мотивами.

Ту же самую картину мы наблюдаем в отношении почти всех новомучеников, в земле Российской просиявших. Формально их казнили не за веру в Бога. Вместе с ними и по тому же обвинению («контрреволюция») убивали атеистов. Но мы именуем наших мучеников, и это не вызывает споров. Потому что речь идет о духовных лицах и мирянах, убитых за верность воле Божией.

В чем отличие их смерти от смерти Царственных мучеников? Ни в чем. За какие недостатки вы укоряете Государя? За благородство. Но так ли это ужасно? Сталин благороден не был и страну обуздал, но какой ценой? Христианину так бороться со своим народом не по силам. И если народ обезумел, христианин лишь мученической смертью может попытаться его остановить. Что и случилось с Государем.

Вы цитируете: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться». И тут же признаете, что Царь был все-таки увенчан, что он святой. Так с кем вы спорите? С самим собой?

Вы говорите: «Христос принес Себя в жертву за нас и никакому другому человеку умирать за нас больше не нужно», но отчего вот уже две тысячи лет православные продолжают умирать? Чтобы кровью своей укрепить веру в слабых. По-гречески «мученик» значит «свидетель», и недаром у нас в Церкви говорят о подвиге: «сораспяться Христу», то есть вместе со Спасителем принести себя жертву. Так против чего вы возражаете? Да, просить кого-либо «умри за нас» – это по-иудейски. Но сказать тому, кто умер за нас: «А мы и не просили» – это вообще за пределами добра и зла.

Кстати...

17 мая Верховный суд РФ отказался рассматривать жалобу гражданки, пытавшейся оспорить решение о канонизации последнего российского Царя Николая II. В своей жалобе некая В.Лебедева просила отменить решение Священного Синода и Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 2000 года, по которому члены Царской Семьи Романовых были причислены к лику святых как святые страстотерпцы.

Как сообщил представитель Верховного суда, «ранее истица обращалась с подобной жалобой в Московский городской суд, но тот также отказал в рассмотрении жалобы».

По оценке юристов, к которым за комментарием обратился корр. ИТАР-ТАСС, «вопросы о канонизации являются исключительно церковными и не относятся к предметам гражданского права, то есть не подпадают под компетенцию федеральных судов».

ИТАР-ТАСС

...Многотысячным крестным ходом отметили православные Санкт-Петербурга день рождения святого Царя Николая II. Традиция отмечать день рождения св. Царя молитвой у Спаса-на-Крови и крестным ходом к Казанскому собору зародилась в 1989 году, и с тех пор каждый год тысячи петербуржцев собираются 19 мая в центре города, чтобы соборно помолиться Богу и испросить заступничества у Царственного страстотерпца.

И эта молитва не остается неуслышанной. Буквально на глазах наше Отечество из презираемого всеми благочестивыми народами богоборческого Советского Союза превращается в боголюбивую и богохранимую Россию. Божия благодать, призываемая молитвой к нашим небесным заступникам, действует вроде незаметно в каждый отдельный момент, но происходящие изменения в целом очевидны всем. Сколько лет почитатели земного подвига Царственных мучеников молились Богу о прославлении Царской Семьи, и вот теперь мы становимся свидетелями и небесного заступления прославленных святых за свой народ.

За несколько лет, прошедших после канонизации Царя, в нашем обществе, в нас самих произошли чудесные изменения. Укрепилась государственная власть, вместо всеобщей растерянности конца 90-х все чаще встречаешь спокойствие и уверенность. Процветает Русская Православная Церковь, а ереси и расколы, якобы угрожающие нашей Церкви в России, скорее придуманы недоброжелателями, чем существуют на самом деле. Как будто святой Царь Николай вернулся на свой престол. Да ведь так оно и есть. Православная Россия, прославив Николая Александровича, принесла покаяние за безумства ХХ века и, судя по всему, по молитвам своих мучеников помилована.

«Русская линия»

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга