ИЗБАВИ ОТ ЛУКАВОГО ИСКУШЕНИЯ «НОВОГО ВЕКА» Насколько мы готовы к тому, чтобы их отвергнуть? В этом номере газеты мы опубликовали беседу с Александром Чернавским, посвященную учению «Нью эйдж». Однако ряд особенностей этой идеологии оказался за рамками интервью. Попытаемся восполнить это, сформулировав еще раз, в чем суть учения. По мнению теоретиков «Нью эйдж», в наши дни заканчивается эпоха традиционных религий и наступает эра Водолея, когда раскроются все скрытые возможности человека и он сможет перейти на новую ступень эволюции. Одним из способов такого перехода считаются роды в воде, другим – усиленное занятие экстрасенсорикой, третьим – раскрытие ума с помощью самовнушения и т.д. После чего люди эры Водолея, согласно задумке, должны стать настолько же выше нас, простых смертных, насколько обезьяна выше человека. Иногда это движение называют языческим. Да, действительно в нем принимают участие те же индуисты, например. Можно также встретить и мусульман, и иудеев. Но в основном это люди, предки которых были христианами. И очень много тех, кто продолжает считать себя православным (например, последователи Ольги Асауляк), католиком, протестантом. Ведь от них не требуется отказа от обрядов. Нужно лишь «поверить в себя», «расширить сознание», то есть впасть в прелесть. Более того, это движение не могло возникнуть, не будь христианства, потому что язычникам не знакомо такое понятие, как «личность». Оно появилось лишь после распятия и Воскресения Спасителя, когда человек благодаря жертве Христовой был облечен в царские одежды. Но вот вера стала уходить в многочисленные трещины, однако мало кто согласился вернуть эти одежды обратно. Было заявлено: «Бог в твоем сердце» и т.п. Вот как сформулировала новое учение о человеке известная американская актриса Ширли Маклейн: «Каждый должен обратиться к своему внутреннему «я», и ваша внутренняя сущность откроет вам, что вы есть бог». Поэтому «Новый век» нельзя назвать даже сектой. Сектанты и раскольники всех времен и народов полагали, что истиной обладает не Церковь, а их община. Ньюэйджеры идут дальше – в сторону чистого эгоизма. У них каждый сам себе Церковь. В чем роль «Нью эйдж» в современном мире? Прежде чем проявить свою мерзейшую мощь, антихрист должен стать псевдохристом – волком в овечьей шкуре. Прежде гонений против малого стада он должен завладеть умами значительной части верующих, прельстить их, не требуя расстаться со своими конфессиями. Что и происходит сегодня. Надо сказать, «Нью эйдж» предлагает нам целый спектр искушений, первым из которых стало отвержение ревности о Боге. Нам, христианам, задан был вопрос – с тем ли мы Христом, который несет добро, радость, или другим, признавшим, что не мир Он нам принес, а меч? В ответ на отказ принять это разделение нас стали называть догматиками, отсталыми людьми и, что еще хуже, нетерпимыми, мрачными, говорить, что половым воздержанием, постами, строгостью, черными одеяниями монахов и неприятием разного рода новшеств, отрицанием мира, лежащего во зле, и ожиданием конца времен мы убиваем в себе и мире любовь. О, если бы нас гнали! Но, нет, нам покровительственно улыбаются, а иногда просто смеются. Правда, некоторые уже отсмеялись еще в первые десятилетия прошлого века, когда увидели, как охотно вчерашние толстовцы становятся чекистами, палачами. И тогда мороз прошел по спинам людей, подобных Дмитрию Мережковскому. Они ждали наступления «Царства Духа», а вместо этого с людей заживо начали сдирать кожу. Катастрофы ХХ века задержали распространение идеологии «Нового века», однако на сегодняшний день движение полностью оправилось. Каждый год появляется множество фильмов и книг в духе «Нью эйдж», где нам предлагается добро без Бога, христианство без Христа и, разумеется, «путь к себе». Самые известные фильмы, которые можно назвать, – это «Титаник» Джеймса Камерона и «Матрица» братьев Уачовски. Это картины по форме почти христианские, но это почти на самом деле является обманом, который достигается с помощью одного приема. В обоих фильмах мы видим акт самопожертвования. Мы видим, как в «Титанике» герой погибает, чтобы его возлюбленная могла найти «путь к себе», взяла от жизни все. Высота подобной жертвы позволяет Камерону высказать нелицеприятное мнение о христианах, которые тонут вместе с кораблем, вверив себя Господу. Они отказались от борьбы, что для человека нового времени выглядит дикостью. Правда, режиссеру при этом пришлось серьезно исказить обстоятельства реальной трагедии. Когда не вымышленный персонаж, а сотни мужчин-христиан погибли, чтобы не мешать спасению жен и детей. И... лодки ушли полузагруженными. Но на нижних палубах метались обреченные бедняки, там тоже были женщины и дети, которым уже невозможно было помочь. И мужчины-аристократы остались с ними. Через несколько лет эта история в точности повторится в охваченной революцией России. Наверное, Камерону как художнику можно было бы простить бегство от документальности. Но он исказил саму суть случившегося в водах Атлантики. При этом символы «Нью эйдж» обыгрываются на протяжении всего фильма. Например, много места уделяется драгоценному камню. Это не случайность – кристаллы играют большую роль в учении «Нового века». И когда героиня в конце фильма жертвует драгоценностью, бросив ее в море, она как бы отрекается от мира, что очень подкупило, например, отца Андрея Кураева, написавшего об этом большой материал. Но и в этом эпизоде есть одна подмена. Героиня не является подлинным владельцем камня, он случайно оказался у нее во время гибели корабля. Так же, как и сама идея самоотречения вырвана Камероном из «морально устаревшего» христианства. Ведь в «Нью эйдж» идут не умирать ради ближних, а жить ради себя. Подтекст в картине играет огромное значение. Создатели корабля бросили некогда вызов Небу, заявив, что сам Господь не сможет потопить это судно. Не был делом случая и подбор его имени. «Титаник» можно буквально расшифровать как «Богоборец». Однако в первом же плавании этот громадный ковчег пошел ко дну. «Но Бог не смог пустить на дно жажду человека жить по собственной воле» – вот мысль Камерона, которая является стержнем его фильма. Продолжая тему, скажем, что вслед за «Титаником» отец Андрей Кураев одобрил и «Гарри Поттера». Там также добро побеждает зло, правда, необычными методами. Но разве цель не оправдывает средства? К сожалению, эта тенденция – поиск жемчуга в нью-эйджевском навозе назло «ревнителям благочестия» – становится сейчас очень популярной. И вот в православных СМИ появляется похвала фильму «Матрица», где идеология «Нового века» проводится уже совершенно открыто. И то, что христианская символика пронизывает всю картину, – это не ее достоинство, а попытка перелицевать нашу веру во что-то принципиально новое. Речь в картине идет о мире, который не просто во зле лежит, но захвачен компьютером и его виртуальными агентами (читай – бесами). А все, что видят люди: вкусная еда, хорошая одежда и т.д., – это лишь видимость. И вдруг с героем фильма начинает происходить то, что описано в семьдесят втором псалме: «Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их». Герой открывает для себя правду. Что на самом же деле люди – обыкновенные рабы, батарейки для компьютера, которые висят, как мухи, в паутине каких-то проводов и питаются помоями. Все это так увлекло православного пропагандиста картины, священника Вадима Семчук, что он пропустил тот момент, когда фильм начал приобретать откровенно оккультисткие формы. В финале герой «Матрицы» Нео (новый) прошел «путь к себе» и обрел фантастические способности. Он погиб, а затем воскрес. Благодаря поцелую подруги-хакерши Тринити (Троицы) он познал, наконец, себя и стал вершиной эволюции – сверхчеловеком, спасающим мир, с помощью потрясающих воображение трюков плюс мордобоя, убийства. По сути, это рекламный ролик антихриста, где подчеркнуто его сходство со Спасителем и затушеваны различия. Вот это и обмануло отца Вадима, увидевшего в фильме «христианскую интерпретацию». В ответ на его статью «Фильм «Матрица»: православный взгляд» появилось немало недоуменных откликов. В качестве оправдания священник сказал, что, будучи миссионером, он должен искать подход к молодежи. Это справедливо. Вопрос – как и какой ценой. Еще недавно мы иронизировали над протестантами, которые привлекают людей поп-музыкой. А сегодня во время проведения одного из миссионерских съездов можно было наблюдать такую сценку. Сидят православные священники и миряне, смотрят, как на сцене девица в красном платье с разрезом до интимного места исполняет танго. Откуда она взялась? Кто позвал? Устроители мероприятия, наверное, не смогут дать ответа. Само проскочило. Но трудно отделаться от мысли, что эта апокалиптическая картина была попущена Богом как некий урок всем нам. Сегодня все труднее разобрать, кто кого просвещает: христиане мир или наоборот, а также, где цель, а где средства. Так новое время иногда нас переигрывает. Сложность сопротивления «Нью эйдж» в том, что добро для этого движения – больше чем добро, а хороший человек – больше чем профессия, и это невольно увлекает. Ведь первый этап культа провозглашает: радуйтесь, возвращайтесь к природе, не будьте фанатиками, ешьте экологически чистые продукты и т.д., и т.п. А если сами не хотите этого делать, не мешайте делать ближним. И вот еще что. В отличие от любой другой сектантской деятельности, каждому из нас приходится сталкиваться с «Нью эйдж» почти ежедневно. Так что взгляд просто замыливается. Даже на Рождественских чтениях в Москве приходится видеть пропаганду соевых продуктов. Что может быть невиннее? Но это часть огромного по размаху бизнеса «Нового века». Означает ли это, что нужно бороться с соей? Нет, конечно, но такие вопросы «Новый век» ставит перед нами непрестанно. И я лично, если сказать по совести, не имею права судить отца Андрея Кураева, хотя бы потому, что некоторые фильмы в духе «Нью эйдж» мне самому нравятся (а неумные нападки на них в православной прессе вызывают, скорее, раздражение). Слаб человек... Беда в том, что за первым этапом наступает второй, где разница между Христом и антихристом стирается вовсе, как в «Матрице» или, еще более ярко, в романе Б.Акунина «Пелагия и красный петух». Сюжет этой книги в том, что «Христос», провалившись в некую дыру во времени, попадает в XIX век, где за ним начинает охотиться обер-прокурор Синода (за прозрачным псевдонимом угадывается Константин Победоносцев). Но что из себя представляет акунинский мессия? В рамках книги создано новое «евангелие», согласно которому христианство – это удел отсталых умов, и красной нитью проходит наставление: в жизнь вечную не верь, в Бога не верь, Церковь отвергни, а только твори добро. Надо сказать, что подано это с определенным блеском. Поэтому роман Акунина можно назвать своеобразной классикой «Нью эйдж» наряду с такими вещами, например, как «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха. Но это одна сторона, теоретическая. Практическую цель решают семинары «Нью эйдж», помогая обывателю подняться на ту высоту, где он наконец получает возможность не только жить в свое удовольствие, но и гордиться собой. Соблазн велик, но тот же пример Александра Чернавского напоминает нам, что мирозданием правит все-таки Бог и разрушить духовное здоровье человека не так-то просто. На днях попал на распродажу библиотечных книг и увидел там дюжины изданий, которые наши первые нью-эйджеры на рубеже девяностых годов покупали за бешеные деньги – трактаты Шри Ауробиндо, например. Спросил у старичка, который ими торгует, сколько стоит. В ответ прозвучало: «Рупь штука». Наш народ, мне кажется, движением «Нью эйдж» трудно будет прошибить. Гордыни, что ли, не хватает, а без нее и глупость человеческая – так, пар один. Во всяком случае, хочется в это верить. В.Г.
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |