ЗЕМЛЯ


ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ПАТРИАРХА

В Кылтовском женском монастыре, расположенном в 108 верстах от Сыктывкара, – маленькое происшествие: огромный бык вырвался за ограду, и всем монастырем его пытаются загнать обратно. Матушка Римма направилась было к нему с палкой, но, когда бык бросился на нее, еле успела от него убежать и перепрыгнуть через изгородь. «Ой, бык-то у нас серьезный, никого не слушает! – восклицает она, стараясь отдышаться. – Первый раз такой здоровый бык вырос». Быка пришлось загонять большим дрыном – хоть и монастырский, а другого языка, оказывается, он не понимает.

Послушание матушки Риммы – ухаживать за скотом. В монастырском хозяйстве – четыре дойных коровы, два быка, две телки, три теленка, лошадь скоро ожеребится. Свои овцы. Правда, недавно двух баранов покусали собаки, и их пришлось пустить на мясо. Есть куры, гуси, несколько десятков кроликов: крольчата настолько крохотные, что поместились в ладошках приехавших в обитель паломниц Светы и Даши. Дети были просто в восторге.

– Скота нам много надо держать, – говорит матушка Римма, – потому что, когда Патриарх Алексий приезжал к нам в 1996 году, он сказал: «Вы заводите большое хозяйство. Когда все тут восстановите, отреставрируете, я к вам еще раз приеду». Так что мы по благословению Патриарха хозяйство восстанавливаем. У нас все свое: картошку, капусту, огурцы, помидоры выращиваем сами. Самим-то нам немного надо, нас мало, да в основном все пожилые. Это для паломников да для нищих.

Действительно, в Кылтовском Крестовоздвиженском монастыре Сыктывкарской епархии подвизается ныне всего десять человек. И только четверо сравнительно молоды, остальным за 60, и есть еще две 90-летние матушки-схимницы. Тем не менее, обитель эта известна в столице республики тем, что в Сыктывкаре только на ее подворье кормят нищих. Оценить этот факт в полной мере может, наверное, только тот, кто знает, в каком состоянии еще несколько лет назад был монастырь и какое множество трудностей приходится преодолевать сестрам.

А между тем перед закрытием обители, несмотря на ее всего лишь 30-летнюю историю, в монастырском хозяйстве были 24 коровы-удорки, 3 быка, 7 телушек, 45 овец, 12 лошадей. Количество скота только увеличивалось, когда в 1918 году сестры были вынуждены по указу советской власти преобразовать обитель в сельскохозяйственную общину. Монастырь владел 2, 5 тысячами десятин земли. В 1916 году с монастырских полей было убрано 480 пудов ржи, 300 пудов ячменя, 10 пудов овса, 25 пудов льна, 3 пуда конопли. Для таежной северной земли это совсем немало.

Сестры освоили множество производств: ткацкое, кирпичное, гончарное, дегтярное, скипидарное. В обители действовали свои мастерские: иконописная, красильная, портняжная, сапожная, малярная. Занимались сестры (а их в монастыре перед его закрытием было 165 человек) тканием ковров из коровьей шерсти, плетением из соломы корзин, сумочек, ширмочек и вязанием прочих мелких вещей: рубашек, рукавичек, чулок. Уже в советское время всем этим снабжались все сельскохозяйственные артели Яренского уезда. Ежедневно в монастыре кормили десятки людей не только из числа паломников, но и местных нуждающихся крестьян. В стенах обители была выстроена своя богадельня для престарелых людей. Монастырь оказывал попечение детям-сиротам, которых в обители проживало почти столько же, сколько было самих сестер. В 1917 году стараниями игуменьи Филареты в монастыре было открыто Духовное училище для девочек-зырянок, поступавших в число послушниц.

От всего этого процветания до сегодняшнего дня сохранились только около десятка огромных кирпичных и деревянных дворов, конюшня, два амбара для зерна. Но, помня труды своих предшественниц, современные насельницы обители стараются возродить монастырское хозяйство.

Иногда приходится слышать, что, дескать, монастырское хозяйство – это хорошо, но вот существовать оно может только как натуральное – сами себя монахи кормят, и слава Богу. Но вот даже на примере такой небольшой обители, как Кылтовская, видно, что дело обстоит совсем не так. Главное – благословение Божие.

В монастырь я приехал из города вместе с его игуменьей Стефанидой. На отвороте с шоссе Сыктывкар – Ухта в сторону монастыря стоит еще в лесах строящийся деревянный храм. «Это наш храм Николая Чудотворца, – сказала матушка. – Здесь у нас гостиничный двор будет, бесплатная столовая для всех желающих». – «Как, еще одна бесплатная столовая для всех желающих? – удивился я. – Трасса-то оживленная, тут столько желающих будет, что никаких средств не хватит их прокормить». – «Хватит! – убежденно заявила матушка. – Когда четыре года назад мы начинали на подворье бесплатно кормить, у некоторых тоже были сомнения, хватит ли. А Господь не оставляет, люди сами приносят, жертвуют. Нам только приготовить остается. Да и свое монастырское хозяйство тут помогает. Вот на днях к нам на две недели приезжают ученицы женской гимназии, мы специально для них корову зарезали. Овощи, молоко, мясо – все для них будет».

Тот воскресный день выдался на редкость солнечным, радостным. После литургии в соборе все пошли почтить память игумений Филареты и Ермогены – последних настоятельниц обители. Обе они пострадали от безбожной советской власти, хотя и прожили долгую жизнь. Игуменья Филарета лишилась чувств, когда в 1918 году в монастырь ворвались вооруженные красноармейцы и стали сдирать в ее покоях иконы. Через месяц, не вставая с мученического одра, она в 74 года отошла к Господу. Восприемница ее, матушка Ермогена, дожила до 95 лет и умерла в 1965 году. Ее всю жизнь преследовали власти, всячески притесняли и ее послушниц, живших вместе с ней в с.Половники. Для нее на монастырском кладбище сделана специальная часовенка. Затем все паломники проследовали на старое монастырское кладбище за Каменным ручьем, на котором до настоящего времени не уцелело ни одной монашеской могилы, ни одного креста. На все кладбище стоит большой поклонный крест, установленный уже после возрождения обители. Где-то рядом с ним покоятся мощи митрополита Одесского и Херсонского Анатолия (Грисюка), прославленного в лике святых новомучеников. В 1938 году он умер от непосильного труда, отбывая срок в кылтовской тюрьме.

Перед отъездом в Сыктывкар мы пришли в храм Афанасия Афонского приложиться к иконам. Так как свет отключили (такое часто бывает в Кылтовском монастыре), то мы взяли с собой свечи. В храме стояло дивное благоухание. В пламени свечи Феодоровская икона словно ожила, и создалось ощущение незримого присутствия Божией Матери. Еще утром все вместе мы прочитали Ее иконе акафист и сейчас, приложившись к благодатному образу, с радостным чувством отправились домой.

На следующий день, напросившись поехать с матушкой-игуменьей на монастырские огороды, я пришел на сыктывкарское подворье обители. Сестра, отвечающая за кухню, попотчевала нас в монастырской трапезной. Трапезная на подворье оказалась довольно маленькой. Зная, что сестры ежедневно кормят до ста обездоленных человек, не имеющих средств к существованию, я спросил матушку: «Как только здесь все умещаются?» – «В несколько приемов, – ответила она. – За раз только тринадцать человек может разместиться. А с сегодняшнего дня будем кормить на улице. Уже и столы сделали».


Матушка Стефанида осеняет
землю крестом

Действительно, в церковной ограде я увидел длинный стол из досок. Помогая сестрам накрыть его клеенкой, я заметил, что бомжи через металлическую ограду с любопытством наблюдают за нашими приготовлениями, с нетерпением ожидая бесплатного обеда. Наконец их позвали к столу, и, ко всеобщей радости, все пришедшие разместились за один раз. Несмотря на царившее за столом оживление – картина печальная и даже трагическая, аж слезу выбивает из глаз. Выбежали было из храма дети посмотреть на нищих, да так и замерли на крыльце. Обитатели подвалов и подворотен, с подбитыми, обросшими лицами, в ободранной одежде, в основном все калеки (кто хромает, кто на костылях), с жадностью уплетали монастырскую еду. Здесь, на подворье, они встретили хоть какую-то заботу о себе. Сестры обители, не спрашивая ни о чем, накормят всех...

Наконец мы с матушкой Стефанидой отправляемся на монастырские огороды: сегодня предстоит посадить укроп с редиской. Огороды подворья расположены недалеко за городом, на приусадебном участке бывшего дома священника Свято-Казанского храма протоиерея Иоанна Холопова. Этот старинный деревянный дом примечателен еще тем, что здесь при жизни о. Иоанна любил бывать и гостить блаженный Александр Тентюковский, почитаемый в Сыктывкаре. После своей смерти дочь священника Елизавета, прожившая всю жизнь как монахиня в миру, завещала дом Кылтовскому монастырю, а себя просила похоронить на монастырском кладбище. Что и было исполнено.

Сажая редиску, матушка рассказывает о хозяйстве: «Здесь у нас и малина родится крупная, ведрами собираем. И смородины много. Огурцы, помидоры сажаем. И урожай картошки постоянно большой. Вот только ее у нас выкапывают всякие...»

Смотрим, как трудники монастыря восстанавливают вокруг огромного огорода ограду, переделывают баню.

– Скоро и здесь будет у нас своя баня, – радуется матушка. – Основное хозяйство у нас в Кылтово, а здесь располагается молодежное братство. Не знаю, что бы мы без них делали. Когда подворье строили, надо было теплотрассу проложить. Рабочие за нее 463 тысячи просили, а ребята сами все бесплатно сделали. Сами копали, варили, плитку делали, все в грязи, глаза красные, а радости-то сколько. Сенокос начинается, опять просишь ребят помочь. Они за одну неделю все скосят и застогуют. Сами и на тракторе, и на машине работают. Красить в монастыре нужно было – за неделю сделали. Как на крестный ход идти – опять все хоругви и иконы ребята несут. Через наше братство уже человек 30 прошло».

– А откуда они? – спрашиваю матушку.

– Да все местные, городские, просто собрались около нашего подворья. Сейчас всем ребятам по 18-19 лет, а когда они к нам пришли, по шестнадцать было. Молодежь – бывшие наркоманы, пьяницы. Сейчас уже все переженились, ведут благочестивую жизнь...

Теперь, когда я увидел все сельскохозяйственные владения Кылтовского монастыря, я подумал о том, что при всем любовном отношении сестер обители к земле, к скоту все же производство продукции или даже обеспечение себя продуктами в хозяйстве монастыря – не главное. Урожайность, плодовитость, эффективность – это только средства. Главная же цель – служение ближним, а через него – служение Богу, спасение своей души. В этом деле соучаствуют и монашествующие, и трудники, и благодаря им скот бессловесный, и даже сама земля с ее зелеными ростками – все они, точно слаженный хор, поют славу Богу и получают от Него радостное благословение.

Е.СУВОРОВ

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга