ЖИВОЕ СЛОВО «ПОЛОЖИТЬСЯ НА ГОСПОДА – ЭТО НЕ ЗНАЧИТ СИДЕТЬ СЛОЖА РУКИ»
Протоиерей Константин Смирнов (Санкт-Петербург, храм Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной): – К нам в храм ходят прекрасные девушки: скромные, красивые. И если ребята не могут познакомиться и сделать выбор своей спутницы по жизни, то пускай приходят в наш храм. А если серьезно, то надо молиться Господу. Для этого случая тоже есть определенные молитвы. Молиться и быть внутренне готовыми. У Бога не бывает случайностей. Желание-то есть и время, кажется, подошло, а есть ли понимание, что такое семейная жизнь?! Ведь частенько заключают брак, а где-то там, глубоко-глубоко в душе, сидит: «Ну, теперь-то у МЕНЯ все будет как у людей и МНЕ с ней (с ним) будет хорошо!» Но Господь все видит и знает. И получается: или не готов, или не туда смотрим. Не все то золото, что блестит. У нас сейчас современная девушка так «блестит», что иногда и смотреть стыдно. Случается, что и православный молодой человек улавливается на этот блеск. Найти себе суженого или суженую – эта проблема стояла во все времена. Когда люди жили в деревнях, небольших городах, то они знали друг друга – тогда было легче. Да и решающее слово – благословение – было за более опытными – я говорю о родителях. Можно сказать еще о такой «профессии», как сваха. Это была, как правило, опытная в житейском плане женщина. И частенько ее помощь в этом деликатном вопросе была неоценимой. Сейчас в нашей жизни многое ушло, многое перемешалось. Но сидеть сложа руки тоже не следует. Вот вы с этим вопросом обратились ко мне. Понятно, я священник. Но ведь на мне одном все не замыкается. Я же не буду вам искать мужа или жену. Я могу поговорить, узнать, насколько серьезны у вас намерения, благословить. Но первые шаги в этом направлении каждый делает сам. Понятно, что не пойдешь знакомиться на дискотеку. Что там происходит, об этом лучше не говорить. Но ведь в каждом храме есть какая-то общинная жизнь. У нас, например, как и везде, есть воскресная школа для взрослых. Есть специальные занятия по иностранным языкам, церковно-хоровому пению, осуществляются театральные постановки к праздникам. Так что не надо так говорить: «Не знакомиться же мне на литургии!» На службе надо молиться. Еще некоторые молодые люди заявляют, что девушки, мол, ходят в храм с мамами. Надо храмы выбирать, где ходят без мам. Зачем сразу к теще-то попадать?! А если говорить о девушках, то у нас в городе есть духовные семинария и академия. Я знаю, что девушки туда ходят на вечера, на встречи. Там прекрасные ребята, и все, как говорится, «на выданье». Им же через четыре года всем надо делать выбор: или создавать семью, или принимать монашество. Но в монашество далеко не каждый пойдет, да и целибат (обет безбрачия) не каждый примет. Значит, ищи за это время спутницу жизни. Находят и создают семьи. Труднее в этом плане в глубинке. Молодежь при первой возможности уезжает в город или постепенно большинство ребят спивается. Получается, что выбора практически нет. Все это, на мой взгляд, и трагично, и печально. Но если перень или девушка пришли в храм, и приход этот не на один раз, а вера в Бога становится частью жизни, то это видно. Значит, на такого человека можно положиться. Пускай не все гладко в характере, не все умеет. Научится. Были бы смирение и желание. Господь поможет и не оставит. Если есть такой человек, то стоит серьезно задуматься. Сейчас деревня так или иначе, но все равно связана с городом. Поэтому надо делать еще и какие-то выезды в город. В храмы, на праздники. Сейчас, слава Богу, храмы есть везде, и общины начинают жить общими интересами. Так что в этом деликатном вопросе главное – это Господу Богу молиться и жить по заповедям. И Господь даст. Иеромонах Игнатий Бакаев (Республика Коми, пос.Максаковка): – Десять-двенадцать пар мне за все годы священства удалось познакомить. Немного. Больше приходится женатых мирить. Таких-то много удалось удержать от развода. Почти все супружеские пары в приходе мы повенчали, хотя иные по сорок лет перед этим вместе пожили. Настоящая проблема, что делать с женщинами среднего возраста – незамужними. К этим годам свободные мужики уже мало на что пригодны. Одни спиваются, другие жизнью побиты, а тем из них, что приходят в храм, годы нужны на восстановление. Но и девушкам, и ребятам, особенно если они стеснительные, трудно самим искать, а родителей не принято теперь просить. Что же делать? Положиться на Господа, что вовсе не означает сидеть сложа руки. Молитва, укрепление в желании жить по воле Божией – вот половина дела. Другая половина – ходить в крестные ходы, ездить в паломничества, найти духовника, который был бы в курсе ваших дел. То есть нужно подготовить почву, в которую Господь сможет так посадить росток, что тот сможет прижиться. И, конечно, сейчас нам, священникам, нужно при храмах собирать молодежь. И такой стимул для нее, как женитьба-замужество, тоже нужно учитывать. Какие-то для молодых клубы при приходах нужно организовывать. Ко мне нередко обращаются за помощью, да и сам я после того, как приму исповедь, знаю, у кого что болит. По мере сил помогаю. Вот есть у нас один парень, пора ему было жениться, а невесты нет. А я в то время все к одной девушке присматривался. Иду рано утром в храм, а она на работу. Серьезная. Стал узнавать, что да как. Оказывается вечером после работы еще и учится, так что с утра и допоздна делом занята. Немногословна, аккуратна, дисциплинированна, временем не испорчена. В общем, надежный человек. Поговорил с ней, потом с нашим парнем. Он сначала отмахнулся, а потом и сам стал к девушке присматриваться. Так и поженились. Живут сейчас вместе, мальчишка у них растет хороший. Когда все идет к тому, что вот вроде приглянулись друг другу двое, тут тоже нельзя ни спешить, ни медлить. Вот пришел один юноша к Амвросию Оптинскому. Говорит: «Жениться хочу». «Ну что ж, – отвечает св.Амвросий, – жениться не напасть – женатому бы не пропасть». И советует, прежде чем жениться, поглядеть на тещу, ведь по обыкновению яблочко от яблони недалеко падает. Мы в жены берем не за красивые глаза или ноги, а чтобы жить потом многие лета с человеком. Вот случай, на моих глазах он был. Господь протянул девушке руку, а она решила по своей воле поступить. Ее познакомили с кандидатом во священники, хорошим парнем. На каком-то торжестве от него потребовалось бутылку с вином открыть. А он сроду с бутылками дела не имел, не сумел открыть. И девушка потеряла к нему интерес. Нашла себе другого, который бутылки хорошо открывал, мусульманина. Он с ней пожил, пожил, потом уехал к себе на Кавказ, а она с ребенком осталась у матери. Что дальше было, не знаю. Ведь многие просто не знают, что такое семья. Ко мне вот подошла недавно молодая девушка, спрашивает: «Как мне с мужем развенчаться?» Советую: «Обратитесь к епископу». «Была, – отвечает, – но он отказал, потому что я беременна». – «От мужа?» – «Нет, от друга». – «А друг где?» – «Да какая разница. Ушла я от него». И вот смотрю я на нее. Подобие человеческое, а все остальное, все здоровое отмерло. Только что в храм иногда заглянет, изредка. Было одному человеку видение до революции. Как диавол со своим штабом проводит совещание. И говорит: «Первое, что мы должны сделать – разрушить крепость под названием материнство. И тогда мы легко одержим победу над человеком. Сейчас и мода, и культура в этом направлении действуют. И первое, на что юноше нужно смотреть, – готова ли девушка стать настоящей матерью. Все остальное – штукатурка. Быстро осыпется. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |