ВЕРТОГРАД «Повосты» и «погосты» История слова – история страны Слово «погост» за годы советской власти вышло из активного речевого лексикона россиян, в том числе и в Республике Коми. Между тем до революции в народной среде в повседневном общении широко бытовала масса пословиц с этим термином: «Были и кости, да все на погосте», «Мертвых с погоста не носят» и другие. То есть речь каждый раз шла о кладбище, хотя изначальный смысл слова был иным. Оно до сих пор присутствует в Республике Коми в названиях некоторых населенных пунктов, иначе сказать – топонимах. Всем известна и многим памятна столица Вымлага – село Княжпогост. Исторический центр другого района Коми – Удорского – с.Важгорт местные жители называют Вашка погос, т.е. погост на р.Вашке. К слову сказать, здесь до 1938 г. стояла самая древняя погостная церковь – Никольская, уничтоженная большевиками-активистами. Святотатцев постигла вскоре Божья кара: по воспоминаниям старожилок, ни один из 27 активистов, участвовавших в разборке церкви, не вернулся живым с начавшейся вскоре Отечественной войны. Возвращаясь к нашей теме, отмечу, что слову «погост» предшествовало слово «повост». В севернорусских диалектах (Архангельская и Олонецкая губернии) оно сохранялось вплоть до ХХ в. Именно как синонимы «погост» и «повост» показаны в «Словаре древнерусского языка» И.И.Срезневского. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля слово «повост» отсутствует, а «погосту» дано следующее определение: «приход сельский; несколько деревень под общим управлением и одного прихода; волость; отдельно стоящая на церковной земле церковь, с домами попа и причта, с кладбищем; кладбище с церковью вообще». Сегодня из всех этих смыслов «погоста» народ всерьез воспринимает лишь последний: «кладбище с церковью». Между тем «повост» очень тесно этимологически связан со словом «повоза» – так назывался способ взимания дани в Киевской Руси до 946 г. Тогда ежегодно (как и в середине XIX века) практиковались два способа взимания податей натурой. Первая именовалась «полюдье» – зимний объезд князем со своей конной дружиной и санями подвластной ему территории и сбор со свободных общинников-«людей» установленной доли натуральных продуктов: меда, воска, мяса, шерсти и рыбы. Другой формой был «повоз» – своз по весеннему половодью (или в начале лета) реками в лодках («лодиях») зерна («жита»), шкур и пушнины в один населенный центр – «повост», расположенный, как правило, на излучине реки. После гибели князя Игоря и отмены в 946 г. «полюдья» значение городков-«повостов» особенно возросло. В «Повести временных лет» под датой 947 г. летописец свидетельствует: «Иде Вольга Новугороду и оустави (т.е. устанавливал – В.С.) по Мьсте повосты и по Лузе оброки и дани; ловища его по всей земли, знаменья, и места, и повосты (в другом списке – погосты)». Замена термина «повост» на «погост» началась, вероятно, сразу после принятия на Руси христианства при князе Владимире в 988 году: в его церковном уставе упоминаются именно «погосты». В Широком значении в раннефеодальный период погост означал округ, стан (становище), волость. В конкретном выражении в Х-ХIV и ХV-ХVII веках погост – воцерковленный крупный населенный пункт и одновременно торговый центр. Один из документов середины ХIV в. (грамота князя Олега Рязанского 1356 г.) дает хозяйственно-экономическую характеристику погостов: «...а си вси погосты с землями с бортными (пчеловодство), и с поземом (озимые участки ржи – «жита»), и с озеры, и с бобры, и с перевесищи, с резанками, и с шестьюдесят, и с венами, и с помочами, и со всеми пошлинами». В «Житии Стефана Пермского» Епифания Премудрого погосты упоминаются около 10 раз: «...новокрещеные пермяне не в одном месте жили, а здесь и там (...) потому и понадобилось ему (Стефану – В.С.) поставить разные церкви на разных местах, по рекам и по погостам, где каждой церкви быть подобает». Иначе сказать, воцерковление пермян началось со строительства погостов по берегам вымско-вычегодского водного тракта. Если обратиться к карте, можно увидеть, что начало миссии Стефана Пермского – Усть-Вымь: здесь силами новообращенных пермян он сооружает городище, ставшее затем погостом и центром епархии. В 1608 г. в Вычегодской земле всего записано «посад да 10 погостов... да 187 деревень». Однажды в разговоре с видным этнографом Натальей Васильевной Шлыгиной я заговорил о погостной общине и услышал мнение, что погост – всего лишь старинное заброшенное кладбище. Упадок общинной жизни, а затем разрушение кладбищенских храмов привели к столь печальному и полному выхолащиванию понятия «погост». Но Бог даст, и однажды это слово, которое больше тысячи лет меняется вместе с обществом, снова станет символом цветения жизни вокруг сельской церкви, а не одного лишь вечного покоя. В.Соловьев
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |