ХРОНОГРАФ


СЛОВО ЦЕРКВИ

В августе исполняется три года со времени проведения юбилейного Собора, на котором впервые была представлена Социальная концепция Русской Православной Церкви.

«Долгом Церкви является печалование перед государственной властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных граждан или общественных групп. Такое печалование... осуществляется через устное или письменное представление вопроса органам государственной власти со стороны соответствующих церковных инстанций». Это слова из доклада митрополита Кирилла, представлявшего концепцию на Соборе.

Разрабатывалась она в годы правления крайне не популярного Ельцина. Президент сменился, изменилось и отношение к нему в народе. Поэтому в мае этого года, когда со времени проведения Собора исполнилось 1000 дней, в рубрике «Живое слово» мы обратились к приходским священникам с вопросом, должна ли все-таки Церковь быть ходатаем за народ перед властью?

Должна! – единодушно ответили иереи из Вятской, Архангельской и Сыктывкарской епархий. Но вот священник из Красноборска большую часть своего ответа посвятил не тому, как народ защищать от бюрократов и чиновников, – он высказал мысль о том, что сегодня куда важнее людей защитить от хищников-оглоедов, отбирающих у них результаты их труда, национальные богатства, принадлежащие народу.

«У меня один знакомый вальщик леса заработал за месяц 600 рублей, а ведь трудолюбивый, нормальный парень», – сказал о.Валентин. Это притом, что, судя по сводкам Госкомстата, средняя зарплата россиянина составила в июне аж 170 долларов в месяц – 5,6 тыс. рублей. Большая часть моих друзей и знакомых – а это люди с высшим образованием – таких денег не получают. Тут же можно уточнить: средняя зарплата москвича – 400 долларов. А еще несколько тысяч россиян задекларировали доходы в миллион и более рублей за год. Так что в этой цифири, как обычно, указана лишь «средняя температура по палате».

Нищета – сегодня та самая проблема, в решении которой нуждается не только церковный, но весь народ.

На переходный этап к новым условиям жизни Господь поставил нас в условия жестких ограничений. Конечно, православные не могут не видеть и в этом особого попечения Божия о нашем многострадальном народе. Возможно, так Он обращал нас к покаянию, может быть, оберегал от опасности из коммунистических иллюзорностей впасть в искусы общества потребления. Чтобы, выходя из коммунистической пустыни, мы не набросились на манну и, повредив желудки, не умерли. И «руками Божьими», быть может, тут выступали те самые грабившие страну олигархи, МВФ и иже с ними. Но где тот предел, за которым испытание, «хождение по пустыне» превращается в «бурю в пустыне», в бойню, в уничтожение народа?

В районном центре не на что хоронить бомжей – нет денег не то что на гроб, могильщика не на что нанять рыть яму. Растет ужасающая пропасть между богатыми и бедными, и она, а не Чечня, грозит поглотить Россию. Поляризация общества по уровню доходов не может продолжаться долго – она кончится либо вымиранием народа, которое активно уже идет, или взрывом – и это, увы, мы должны признать лучшим из двух вариантов.

Кто не видит, что страна стремительно близится к новому обвалу, тот просто не чует под собой страны. И ведь придут не цивилизованные, признавшие Церковь коммунисты. Придут те, от которых содрогнется общество и растреснется Россия. Все это не ново, через это прошли и Германия, и Испания, и Латинская Америка. И не случайно борьба с бедностью Президентом объявлена одной из трех главнейших национальных сверхзадач, – собственно, это вопрос выживания государства, потому что еще одной революции России не пережить.

«Церковь всегда выступает в защиту безгласных и бессильных, – говорил в своем докладе на Соборе митрополит Кирилл. – Поэтому она призывает общество к справедливому распределению продуктов труда, при котором богатый поддерживает бедного, здоровый – больного, трудоспособный – престарелого. Духовное благополучие и самосохранение общества возможны лишь в том случае, если обеспечение жизни, здоровья и минимального благосостояния всех граждан считается безусловным приоритетом при распределении материальных средств».

«Недостаток потребного для тела», говорит св.Василий Великий, может стать причиной «оставления Божьего», нищета же «похвальна только когда она с евангельской целью принята произвольно». Если не давать людям сохранять достоинство, хотя бы минимальное материальное благополучие, то не будет ничего, в том числе духовного возрождения Отечества. Мне возразят: разве бедность народа – препятствие к духовному возрастанию? Нет, но только в том случае, когда ВСЕ относительно бедны. А не тогда, когда контраст между роскошью и нищетой бьет в глаза.

То есть и Церковь кровно заинтересована в том, чтобы народное благосостояние росло. Но где же тогда это «устное или письменное представление вопроса органам государственной власти со стороны соответствующих церковных инстанций»? Его нет. Какие-то отдельные фразы в выступлениях иерархов, доклады на конференциях... Но, к сожалению, за все годы реформ не было ни одного внятного заявления Церкви по этому вопросу.

Совершенно понятно, когда о.Валентин говорит о «хозяевах жизни», что их «не остановить...» Но задача Церкви и не состоит в том, чтобы «остановить». Остановить должно государство, а Церковь – «печаловаться» к нему за вымирающий от пьянства и нищеты народ. И на этом этапе «руками Божьими» должны стать именно власти.

Только государство сегодня и может защитить наше рыхлое общество, надев, намордник на вконец обнаглевших компрадорских хищников в России. А Церковь просто обязана поддержать в этом власть, одновременно удерживая ее и от возможных крайностей.

Скажу сразу – все эти размышления навеяны событиями, разворачивающимися этим летом вокруг наших олигархов. Понятны чувства, которые испытали россияне в связи с покупкой 37-летним нефтяно-алюминиевым магнатом Абрамовичем английского футбольного клуба за четверть миллиарда долларов. Трудно было придумать что-либо более вызывающее, более бесстыдное в сегодняшней России. Это, конечно, понимал и Абрамович. Уворованные у народа нефтяные деньги упаковываются в чемоданы и увозятся из страны. Де-мон-стра-тивно. Это был вызов. «ЮКОС» после арестов в своих рядах начала информационную войну против властей – совсем в стиле середины 90-х годов. И это тоже был своего рода вызов.

На их стороне – не считанные деньги, а значит, пресса, депутаты-лоббисты, правозащитники и т.д. На другой стороне – народ. Согласно данным последнего опроса, 77% россиян негативно оценивают сегодняшнюю роль олигархов в России.

На чьей стороне Церковь и прозвучит ли на сей раз ее слово?

И.ИВАНОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга