ОТЧИНА
«Мы находимся на святом месте» Прокомментировать эти документы мы попросили наместника Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря архимандрита Иосифа. – Отец Иосиф, что вы можете сказать о международном симпозиуме, который проводился на Соловках? – То, что в нем мы не участвовали. – Почему? – Первая причина: он финансируется из фонда Сороса, а этот фонд поддерживает программы, которые не совпадают с точкой зрения Русской Православной Церкви. Вторая причина: к такому международному симпозиуму нужно готовиться на соответствующем уровне. Следовало известить монастырь заранее, чтобы мы могли на уровне ОВЦС Московской Патриархии пригласить своих ученых, как зарубежных, так и отечественных. А нам сообщили о симпозиуме в начале мая. Что можно сделать за такой срок? Судя по такому отношению, мы были нужны на симпозиуме в качестве присутствующих, чтобы придать легитимность всему, что там будет происходить. Тем не менее, там были люди, которые высказали нашу точку зрения. Это Дмитрий Сладков из Сарова и Вячеслав Столяров из Москвы. Приехал из Москвы для защиты святыни и Павел Боярский, но он не был заявлен как докладчик. – Но там, наверное, шла речь о федеральной программе развития Соловков, и ваше участие было необходимо... – Да нет такой программы! Федеральная программа – это было пожелание Президента, когда он приезжал сюда в 2001 году. После этого быстро появился «Стратегический план развития Соловецкого музея-заповедника», который представил Михаил Лопаткин, директор музея. Он утверждает, что этот план одобрен министром культуры, поэтому имеет государственное значение. Но это план не развития Соловецких островов, а его собственного музея. В нем есть много положительного, но не учитывается самого главного – Соловки там представлены как обычное, заурядное место, ни о какой святыни речи не идет. Этот «Стратегический план» – просто стратегический проект по получению денег. – Его программа предполагает привлечение денег иностранных инвесторов, и это, наверное, пришлось по нраву министру культуры. – Я глубоко сомневаюсь, что эти деньги пойдут на национальную культуру. Буквально за пять минут до вашего звонка у меня здесь сидели представители центра современного искусства «Арт-ангар». Появилось у нас такое странное объединение. Они размещаются в ангаре гидросамолета лагерного времени, и там самые различные вещи проходят вплоть до показа фильмов «Лучше порно, чем никогда». Недалеко от Тамарина причала – бывшего большого монастырского причала – находится свалка металлолома. И вот в прошлом году они пытались сделать там «зоопарк», как они говорят. Из различных металлических частей составить каких-то животных – пингвина, зайца, белку, зебру, мутанта и других. Теперь снова пытаются устроить это. Приходили пригласить монастырь на открытие своего «зоопарка». – А при чем здесь монастырь и вообще Соловецкий остров? – В том-то и дело, что совершенно ни при чем. Придумываются какие-то дикие проекты, которые своей вызывающей броскостью должны заслонить суть Соловков, образ твердыни русского православного духа. И, что закономерно, все эти проекты имеют развратный душок. Тот же «зоопарк» – это эстетизация свалки рядом со святыней. Детей приучают, что свалка – это хорошо. К тому же Божьих тварей, животных, показывают технократически – на трубу одевают ведро, и якобы это жираф. Спрашивается: на чьи деньги это делается? А вот мы сейчас посмотрим. Эти люди из «Арт-ангара» оставили мне свои документы, они у меня на столе... Так, смотрим... финансируют Баренц-Секретариат, Совет министров северных стран, фонд Форда... – Понятно. Но почему бы этим спонсорам не профинансировать приезд на острова настоящего зоопарка, раз уж они так заботятся об оторванных от «большой земли» детях? – Так говорится, что для детей. А на самом деле это просто индустрия развлечений, зарабатывание денег. – Но можно ведь зарабатывать и на другом. Например, в сотрудничестве с Министерством обороны взяли бы да и собрали старые боевые корабли, устроили музей школы юнг, который был на острове. Это для туристов намного интереснее, чем свалка металлолома, да и в патриотическом смысле лучше. – Я еще раз говорю, что никогда Запад не будет вкладывать свои кровные деньги в укрепление русского духа. Вот вы вспомнили школу юнг. Но на островах был еще и ГУЛАГ, где страдали от безбожной власти. Тоже ведь можно показать это людям, чтобы вызвать в душах сопереживание, нравственное осмысление. А что предлагают? Нынешним летом на Соловках будет проводиться фестиваль современного искусства «Гулаг – наше прошлое». Финансирует его тоже фонд Сороса. Детали я не знаю, но в самом названии уже странность – «фестиваль» и «ГУЛАГ». Даже такие темы, как смерть и страдания, пытаются превратить в какие-то новации, развлекательное шоу. Такой же подход у них и к монастырю. – Если взять среднего российского человека, то все эти шоу ему ни к чему. Ему бы сам монастырь увидеть – символ силы русского духа, приобщиться к истории. Но острова коммерциализируются, и все труднее сюда приехать. – Безусловно, каждый год цены на билеты поднимаются, существует даже входная плата на территорию монастыря. Дорожает и гостиница. Частный сектор за ночлег берет уже 250 рублей. Сам монастырь принимает паломников и делает все, чтобы малоимущие смогли сюда попасть. У нас есть свои два пассажирских судна, автобусы для организации паломничеств по острову. Но возможности, конечно, ограничены. К великому сожалению, из трех гостиниц, которые при бывшем монастыре были, на сегодня ни одна не возвращена. Ту гостиницу, которая более-менее сохранилась, музей забрал себе и сделал в ней «Международный образовательный центр». Кого там образовывают, мне лично не понятно. А наши паломники вынуждены ютиться на небольшой площади – это бывшее училище трудников, второй этаж. Еще есть небольшое помещение, которое мы успели подготовить на территории самого монастыря. – Что нужно делать, чтобы действительно возвратить к жизни Соловки? – Вы знаете, ведь мы находимся на святом месте. Это место освящено первооснователями, православными святыми Зосимой, Савватием и Германом. И они предначертали этому острову быть местом хвалы Божией. Здесь должен быть МОНАСТЫРЬ. Конечно, раз волею судьбы в пределах обители оказались мирские жители, они могут участвовать в жизни, как сейчас называют, «памятников». Но никто не должен забывать, что, не будь здесь ансамбля монастыря и множества различных его построек, никто бы не стал выделять местному населению федеральные деньги. Без монастыря ему здесь делать нечего. Вот рядом есть острова Кузова, Жужмой и другие. Почему там никто не живет? Монастырь здесь – главное, поэтому здесь может быть только одно – развитие духовной жизни. Это же всем очевидно, что сюда, на Соловки, тянет людей прежде всего необыкновенная обстановка, которая была намолена нашими предками и была выстрадана новомучениками и исповедниками Соловецкими. – То есть если будет приниматься настоящая федеральная программа, то она должна быть направлена на восстановление монастыря в том виде, в каком он был до революции? – Прежде чем она должна приниматься, ее нужно еще разработать. И это должно делаться при самом активном участии Русской Православной Церкви, а не за ее спиной. Записал М.СИЗОВ. |