ОТЧИНА



ЧЬИ ВЫ, СОЛОВКИ?

Дилемма не в том, монастырь или музей. Нам надо определиться:
Соловки – это привлекательный товар для западных туристов
или духовная твердыня для россиян?

     В конце мая – начале июня на Соловках проходил международный симпозиум «Соловки: взгляд в будущее». Как сообщила пресс-служба Архангельской области, он стал первым столь представительным международным форумом по Соловкам: более 60 участников из России и из-за рубежа выступили с докладами по различным аспектам функционирования Соловецкого комплекса.

     Итак, «взгляд в будущее»... Что же смогли увидеть там организаторы форума? Это сразу станет ясно, если вернуться в недалекое прошлое.

     Это – будущее?

     Накануне празднования 300-летия Санкт-Петербурга полномочному представителю Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе В.И. Матвиенко были доставлены документы, в которых проблема Соловецких островов вставала во всей полноте. Приведем некоторые выдержки.

1.


Музей - это не только экспзиция, но и
бойкая торговля

     Из обращения к В.Матвиенко от имени православного населения Соловков и паломников Соловецкого монастыря: «На Соловках проживает много верующих. Мы обеспокоены многим из того, что сейчас происходит на Соловках. Отдельной церкви для мирского населения у нас нет, поэтому жители поселка ходят на богослужения в монастырь. Здесь же, рядом с храмами, располагается и Соловецкий музей-заповедник. Каково же были наши удивление и негодование, когда в Страстную седмицу Великого поста 2003 года, в Великий понедельник, 21 апреля, в стенах монастыря Соловецкий музей-заповедник открыл кинолекторий. Там, в Новобратском корпусе, занимаемом дирекцией музея-заповедника, в 20 метрах от алтаря Филипповской церкви, одновременно с вечерним богослужением был организован просмотр комических фильмов Чарли Чаплина «Малыш» и «Золотая лихорадка». Большего издевательства над чувствами верующих трудно и придумать...

     Видеооборудование для оснащения конференц-зала Соловецкого музея-заповедника было закуплено на средства Баренц-Секретариата. Хотелось бы знать, представляют ли зарубежные господа, на что идут их деньги? Тут мы вспомнили и семинар, организованный на средства института «Открытое общество» (фонд Сороса), на котором прямо против стен монастыря показывали нашей молодежи фильмы: «Лучше порно, чем никогда», «Все мужики козлы, все бабы дуры», «Транспортировка придурков» – все это называлось приобщением местного сообщества к достижениям мировой цивилизации.

     Симпозиум «Соловки – взгляд в будущее»... Эти господа планируют глядеть в будущее, в котором нам предстоит жить! Но нас на этот симпозиум не приглашают, очевидно, предполагая, что представители Западной Европы и их партнеры на Соловках договорятся и определят будущее Соловков и без нашего участия. Мы хотели бы знать, для кого строится это будущее? И кого видят в нас – не крепостных ли слуг для иностранных туристов? Возможно ли вот так торговать нашими святынями?»

2.

     Из выступления на VII Всемирном Русском Народном Соборе: «В 2000 году при финансовом и методическом содействии фонда Сороса – института «Открытое общество» – был разработан «Стратегический план сохранения и развития Соловецкого музея-заповедника». Проектанты отождествили музей-заповедник со всем Соловецким архипелагом. Из разработки следует, что дирекция музея собирается утилитарно использовать наследие Соловецкой обители, фактически рассматривает монастырь в ряду своих подразделений и даже пытается проектировать его деятельность.

     «Стратегический план...» рассматривался в 2001 году на коллегии Министерства культуры России при личном участии министра М.Е.Швыдкого. Замечания, высказывавшиеся наместником Соловецкого монастыря архимандритом Иосифом, остались без внимания. План был одобрен и принят к бюджетному финансированию. Соловки были выбраны своеобразным полигоном для экономического эксперимента по достижению самоокупаемости учреждений культуры, который планируется распространить на всю Россию.

     В настоящее время, в переломный момент истории нашего государства и народа, предпринимается попытка превращения Соловков в коммерческий товар. Сегодня здесь рельефнее, чем в иных местах, выступает различие между двумя подходами, ведомственным и национально-государственным, к русскому историческому и духовному наследию.

     Позицию музея, к сожалению, активно поддерживает Министерство культуры. К счастью, позиция региональных, архангельских, властей пока не столь однозначна.

     Какова же цель этих многочисленных разработок? Музей-заповедник хотел бы организовать «расширенное производство комплекса услуг», максимально эксплуатируя наследие, являющееся общенациональным достоянием, с последующей продажей этих услуг «локальному, региональному, российскому сообществу». Обозначено в «Стратегическом плане...» и «создание дополнительных механизмов и каналов приобщения местного сообщества к мировым культурным ценностям». Эта цель взята из программных документов фонда Сороса – института «Открытое общество».

Вячеслав Столяров,
вице-президент Фонда полярных исследований.
Дмитрий Сладков,
оргсекретарь Сарово-Дивеевского отделения
Всемирного Русского Народного Собора».

3.

     Из Обращения председателя ОВСЦ МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла министру культуры РФ М.К.Швыдкому: «Возникающие недопонимания между представителями Церкви и государства на Соловках, на мой взгляд, объясняются тем, что сегодня государство поощряет главным образом организацию туризма. При этом развитие паломнического сектора не включено в федеральную программу. Получается, что на государственном уровне нет координации развития туризма и паломничества. Подобная ситуация уже привела к привнесению на острова духа, чуждого самобытности монастырской жизни и памяти пострадавших в ГУЛАГе. Кроме того, программы, нацеленные на развитие туризма, ведут к созданию индустрии «эстетических развлечений». Ориентация туризма на богатых людей уже сегодня приводит к поднятию цен на транспортные услуги и проживание. Это создает дополнительные препятствия для малоимущих граждан России, которые желают совершать паломничество и ознакомительные поездки к общенациональной святыне».

4.

     Из сказанного Президентом России В.В.Путиным во время поездки на Соловки в 2001 году:

     «Мой выбор посетить Соловецкий монастырь не случаен. Без православной веры, без возникшей на ее базе культуры вряд ли состоялась бы Россия... Сегодня, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы нашей жизни, очень важно, очень полезно и своевременно возвратиться к этим первоистокам».

* * *

     Вот такие выдержки из документов. Так что же увидели устроители симпозиума, устремив свой «взгляд в будущее»? Будущее, зиждущееся на великом прошлом Руси? То будущее, о котором говорят Президент нашей страны, иерархи и миряне Церкви, обычные русские люди? Или нечто другое? Нетрудно догадаться...

Подготовил И.ВЯЗОВСКИЙ

 

«Мы находимся на святом месте»

     Прокомментировать эти документы мы попросили наместника Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря архимандрита Иосифа.

– Отец Иосиф, что вы можете сказать о международном симпозиуме, который проводился на Соловках?

– То, что в нем мы не участвовали.

– Почему?

– Первая причина: он финансируется из фонда Сороса, а этот фонд поддерживает программы, которые не совпадают с точкой зрения Русской Православной Церкви. Вторая причина: к такому международному симпозиуму нужно готовиться на соответствующем уровне. Следовало известить монастырь заранее, чтобы мы могли на уровне ОВЦС Московской Патриархии пригласить своих ученых, как зарубежных, так и отечественных. А нам сообщили о симпозиуме в начале мая. Что можно сделать за такой срок? Судя по такому отношению, мы были нужны на симпозиуме в качестве присутствующих, чтобы придать легитимность всему, что там будет происходить.

Тем не менее, там были люди, которые высказали нашу точку зрения. Это Дмитрий Сладков из Сарова и Вячеслав Столяров из Москвы. Приехал из Москвы для защиты святыни и Павел Боярский, но он не был заявлен как докладчик.

– Но там, наверное, шла речь о федеральной программе развития Соловков, и ваше участие было необходимо...

– Да нет такой программы! Федеральная программа – это было пожелание Президента, когда он приезжал сюда в 2001 году. После этого быстро появился «Стратегический план развития Соловецкого музея-заповедника», который представил Михаил Лопаткин, директор музея. Он утверждает, что этот план одобрен министром культуры, поэтому имеет государственное значение. Но это план не развития Соловецких островов, а его собственного музея. В нем есть много положительного, но не учитывается самого главного – Соловки там представлены как обычное, заурядное место, ни о какой святыни речи не идет. Этот «Стратегический план» – просто стратегический проект по получению денег.

– Его программа предполагает привлечение денег иностранных инвесторов, и это, наверное, пришлось по нраву министру культуры.

– Я глубоко сомневаюсь, что эти деньги пойдут на национальную культуру. Буквально за пять минут до вашего звонка у меня здесь сидели представители центра современного искусства «Арт-ангар». Появилось у нас такое странное объединение. Они размещаются в ангаре гидросамолета лагерного времени, и там самые различные вещи проходят вплоть до показа фильмов «Лучше порно, чем никогда». Недалеко от Тамарина причала – бывшего большого монастырского причала – находится свалка металлолома. И вот в прошлом году они пытались сделать там «зоопарк», как они говорят. Из различных металлических частей составить каких-то животных – пингвина, зайца, белку, зебру, мутанта и других. Теперь снова пытаются устроить это. Приходили пригласить монастырь на открытие своего «зоопарка».

– А при чем здесь монастырь и вообще Соловецкий остров?

– В том-то и дело, что совершенно ни при чем. Придумываются какие-то дикие проекты, которые своей вызывающей броскостью должны заслонить суть Соловков, образ твердыни русского православного духа. И, что закономерно, все эти проекты имеют развратный душок. Тот же «зоопарк» – это эстетизация свалки рядом со святыней. Детей приучают, что свалка – это хорошо. К тому же Божьих тварей, животных, показывают технократически – на трубу одевают ведро, и якобы это жираф. Спрашивается: на чьи деньги это делается? А вот мы сейчас посмотрим. Эти люди из «Арт-ангара» оставили мне свои документы, они у меня на столе... Так, смотрим... финансируют Баренц-Секретариат, Совет министров северных стран, фонд Форда...

– Понятно. Но почему бы этим спонсорам не профинансировать приезд на острова настоящего зоопарка, раз уж они так заботятся об оторванных от «большой земли» детях?

– Так говорится, что для детей. А на самом деле это просто индустрия развлечений, зарабатывание денег.

– Но можно ведь зарабатывать и на другом. Например, в сотрудничестве с Министерством обороны взяли бы да и собрали старые боевые корабли, устроили музей школы юнг, который был на острове. Это для туристов намного интереснее, чем свалка металлолома, да и в патриотическом смысле лучше.

– Я еще раз говорю, что никогда Запад не будет вкладывать свои кровные деньги в укрепление русского духа. Вот вы вспомнили школу юнг. Но на островах был еще и ГУЛАГ, где страдали от безбожной власти. Тоже ведь можно показать это людям, чтобы вызвать в душах сопереживание, нравственное осмысление. А что предлагают? Нынешним летом на Соловках будет проводиться фестиваль современного искусства «Гулаг – наше прошлое». Финансирует его тоже фонд Сороса. Детали я не знаю, но в самом названии уже странность – «фестиваль» и «ГУЛАГ».

Даже такие темы, как смерть и страдания, пытаются превратить в какие-то новации, развлекательное шоу. Такой же подход у них и к монастырю.

– Если взять среднего российского человека, то все эти шоу ему ни к чему. Ему бы сам монастырь увидеть – символ силы русского духа, приобщиться к истории. Но острова коммерциализируются, и все труднее сюда приехать.

– Безусловно, каждый год цены на билеты поднимаются, существует даже входная плата на территорию монастыря. Дорожает и гостиница. Частный сектор за ночлег берет уже 250 рублей.

Сам монастырь принимает паломников и делает все, чтобы малоимущие смогли сюда попасть. У нас есть свои два пассажирских судна, автобусы для организации паломничеств по острову. Но возможности, конечно, ограничены. К великому сожалению, из трех гостиниц, которые при бывшем монастыре были, на сегодня ни одна не возвращена. Ту гостиницу, которая более-менее сохранилась, музей забрал себе и сделал в ней «Международный образовательный центр». Кого там образовывают, мне лично не понятно. А наши паломники вынуждены ютиться на небольшой площади – это бывшее училище трудников, второй этаж. Еще есть небольшое помещение, которое мы успели подготовить на территории самого монастыря.

– Что нужно делать, чтобы действительно возвратить к жизни Соловки?

– Вы знаете, ведь мы находимся на святом месте. Это место освящено первооснователями, православными святыми Зосимой, Савватием и Германом. И они предначертали этому острову быть местом хвалы Божией. Здесь должен быть МОНАСТЫРЬ. Конечно, раз волею судьбы в пределах обители оказались мирские жители, они могут участвовать в жизни, как сейчас называют, «памятников». Но никто не должен забывать, что, не будь здесь ансамбля монастыря и множества различных его построек, никто бы не стал выделять местному населению федеральные деньги. Без монастыря ему здесь делать нечего. Вот рядом есть острова Кузова, Жужмой и другие. Почему там никто не живет? Монастырь здесь – главное, поэтому здесь может быть только одно – развитие духовной жизни. Это же всем очевидно, что сюда, на Соловки, тянет людей прежде всего необыкновенная обстановка, которая была намолена нашими предками и была выстрадана новомучениками и исповедниками Соловецкими.

– То есть если будет приниматься настоящая федеральная программа, то она должна быть направлена на восстановление монастыря в том виде, в каком он был до революции?

– Прежде чем она должна приниматься, ее нужно еще разработать. И это должно делаться при самом активном участии Русской Православной Церкви, а не за ее спиной.

Записал М.СИЗОВ.

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга