ЗДОРОВЬЕ


ПОЧЕМУ МЫ ВЫМИРАЕМ?

В угрожающей демографической ситуации, когда смертность превышает рождаемость почти в два раза, когда Россия без войны ежегодно теряет свыше ста тысяч человек, положение дел в Республике Коми, как в зеркале, отражает общую ситуацию в России. Только за первое полугодие 2002 года население Коми (а это 1112, 7 тыс. человек, на июль 2002 г.) уменьшилось на 4,5 тысячи человек. Из них почти половина умерли, остальные уехали из республики. Я беседую с заместителем директора по научно-методической работе Республиканского Центра социальной помощи семье и детям Татьяной Александровной Дейнеко и пытаюсь вместе с ней понять причины вымирания нации.

– Татьяна Александровна, первый вопрос к вам, как к специалисту, связанному с социальными проблемами, и как к женщине: почему такая страшная демографическая ситуация в стране?

– Видимо, из-за общего кризиса в государстве. На мой взгляд, с 1990 по 2000 год – в период полного провала экономики, когда началось расслоение общества и многие мужчины растерялись, не могли найти достаточно высокооплачиваемой работы, чтобы содержать семью, – мужчина как личность, как глава семьи «потерялся». И это, как мне кажется, стало причиной пьянства, мужской безработицы. Сегодня женщина, как правило, зарабатывает на порядок выше мужчины. Это приводит к конфликту в семье и ее распаду. Статистика с разводами угрожающая. Их количество из года в год увеличивается и в последнее время практически сравнялось с числом регистрируемых браков. Так, за первое полугодие 2001 года у нас в республике на 100 образовавшихся брачных пар пришлось 95 разводов. Сейчас женщинам не то чтобы рожать новых детей – смочь бы найти денег, чтобы уже родившихся вырастить и вывести в люди.

– Но, наверное, в этой неблагополучной ситуации сказывается и общий упадок нравственности?

– Мне кажется, у нас утрачены патриархальные корни. Потому что, несмотря на заработок, мужчина в любом случае должен быть главой семьи. А у нас женщина выходит на первый план, остается одна с ребенком. Я вспоминаю, как во мне воспитывали уважение к мужчине и к мужу. Мне бабушка всегда говорила: «Мужчина – глава семьи, какой бы он ни был. Если перед Богом ты обещалась быть ему верной, должна держать слово до конца жизни. И не смей его оскорблять!» И посмотрите, вот те женщины, которые терпят своих мужей-пьяниц и то, что те не зарабатывают денег – они были воспитаны еще в то время, когда мужчину уважали за то, что он мужчина, муж.

Мы очень много ездим по районам, смотрим работу центров помощи семьи и детям, детских приютов, реабилитационных центров и видим, что дети в этих заведениях, как правило, не нужны своим родственникам. Не то что родителям-пьяницам, но даже бабушкам, которые тоже пьют наравне со всеми. Дети всеми покинуты, им приткнуться негде. Остается только государство. А хватит ли тепла и любви на них у государства? Конечно, на всех не хватит.

Большой материал у нас собран по несовершеннолетним мамочкам, процент которых за последние годы сильно возрос. Конечно, все это зависит от общего падения нравственности. В 95-98 годах, когда был наплыв американских фильмов, в которых в откровенных сценах показывали взаимоотношение полов, дети насмотрелись, что все там так легко и просто, и все это им надо попробовать. Напились пива и... Сколько детей зачато в нетрезвом состоянии, потому что их родители просто не понимают, что делают.

Сейчас начинают жить половой жизнью с 12-13 лет. Ну, о чем они тогда могут думать? О какой морали вообще может идти речь?

А сколько у нас отказных детей? У нас в Центре есть отделение срочного социального обслуживания, сотрудники которого работают в республиканских больницах. Все больницы города охвачены их деятельностью. Там лежат люди изо всех районов и городов республики. Туда же попадают и мамочки с отказными детками. Как правило, отказные дети появляются по весне, потому что зачаты в каникулярное студенческое время. Лето приходит, студенты едут на сельхозработы в районы, девушки беременеют, и к весне у нас появляются отказные детки. У их родителей нет никакой материальной базы, а надо кормить, одевать и обувать не только себя, но и ребенка. Мы связываемся с районами, по месту жительства родившей женщины. Через своих социальных работников выходим на ее семью, пытаемся воздействовать. Кто-то потом из мам или их родственников приезжает, забирает детей, но не все.

– А есть случаи отказов от детей у семейных мам, у которых уже есть дети?

– Как правило, тем, кто имеет трех-четырех детей, и в голову не придет отказаться от еще одного родившегося ребенка. Другое дело, что многие спиваются и просто не могут воспитывать своих детей. В глубинке пьянство и безработица – самые главные проблемы. Весной этого года в командировках по районам мы знакомились с многодетными семьями. И вот приехали в Усть-Куломский район, в бывший лесной поселок Шерьяг. Все пьяные – и дети, и родители. Трезвые только учителя и школьники, которые ходят на занятия. Самые радостные дни у взрослых – когда они получают пособия на детей. Чем больше детей в семье, тем лучше, потому что тем больше денег на пьянку. И вот на этом неприглядном фоне мы попали в хорошую семью Кармановых, в которой, кроме своих троих детей, еще три приемных ребенка. Совершенно потрясающая семья: детки ухожены, одеты, накормлены. Мы приехали без предупреждения, когда мамочка у них только что закончила печь хлеб. Напекла на всю семью большие караваи душистого хлеба. Они лежат горой на столе, накрытые белым полотенцем, еще дымятся. Все они делают сами: в огороде работают, скотину держат. Сейчас взяли ссуду, покупают себе машину, чтобы детей в город возить.

– Почему некоторые дети не ходят в школу и пьют?

– Не хотят учиться, поэтому и не ходят. Мы заполняли с детьми анонимные анкеты. Говорили им, что никто из взрослых ничего не узнает. Просили ответить на несколько вопросов: как они относятся к наркотикам, к токсическим веществам, курят или нет? И один мальчик написал: «Я десять лет пил и курил, но потом бросил. Сейчас мне пятнадцать лет». Не все дети плохие. Есть которые сами пытаются зарабатывать деньги, ходят в лес за грибами, за ягодами, потом их продают, а вырученными деньгами отдают долги родителей.

На сегодняшний день одна из острых проблем общества – подростковая проституция. Я вчера ездила на дачу. Возвращаюсь вечером домой, смотрю, на трассе стоит девушка лет 18-19. Я думаю: «Господи, опоздала на автобус». Останавливаюсь, говорю ей: «Девушка, садитесь, я вас подвезу в город». Она от меня как шарахнулась в сторону. Со мной приятельница ехала, говорит мне: «Ты что, она на работу вышла, а ты ее домой хочешь отвезти».

Конечно, чтобы устранить эти уродливые явления нашего времени, в первую очередь необходимо думать о нравственности, о нормальном воспитании детей. Вот у нас в Центре работает Школа раннего развития. Мы принимаем туда деток с 4 до 6 лет и готовим их к школе. У нас есть специальный класс, оборудованный для этих занятий. С детьми работают различные специалисты. Для них действует хореографическая студия, проводятся занятия по театральному искусству, детки учатся читать, танцевать, готовят целые концерты для своих родителей. Мы даем возможность каждому ребенку реализоваться. Принимаем сто человек, а у нас уже сейчас больше 160 заявлений.

За время работы школы очень много к нам приходило всяких сектантов: и пятидесятники, и евангелисты, и баптисты, все просятся проводить занятия для детей. А вот из православных к нам никто не приходил, не предлагал своих услуг. А к нам приезжают со всех районов, и как бы хорошо было Божию искру им с детства в души заронить, повлиять на них, чтобы они выросли нормальными, верующими людьми.

Беседовал Е.СУВОРОВ

ПОГОСТЫ УЮТНЕЕ РОДДОМОВ:
здесь не кричат, не обвиняют...

Сразу прошу прощения за некую долю сарказма. Зачем Богу нужен был человек? Чтобы поиграться, посмотреть, что люди будут вытворять на Земле?

Нет. Богу не могло быть скучно. Бог самодостаточен. И даже самоизбыточен. А поскольку Бог – это Любовь и Жизнь, то от избытка Любви и Жизни Он создал по образу и подобию Своему человека.

А человек по образу и подобию Бога создает детей. От любви. От избытка любви. Ведь в жизни самого человека они ему как бы и не нужны. Дополнительной безопасности ребенок не обеспечивает, богатства материального не дает, сковывает возможность перемещения, нарушает покой… Зачем дети? Рационалистический ум говорит: незачем. Потому что рационализм не знает любви. Как только появляется Она, умирает всякий расчет, рвутся все логические цепочки и обесцениваются все предыдущие смыслы удовольствий, кайфа, пользы и проч., проч. И от любви рождаются дети. От ненависти они не рождаются…

Конечно, дети рождаются и от похоти (по хотению, а не по Закону), но и в хотении плещет все та же Жизнь (у смерти нет хотения) и отблеск Любви. Если не человеческой, то Божьей любви точно.

И если спросить себя, почему мы вымираем, то ответ, наверное один. Потому что умирает Любовь. Не Бог-Любовь, а Его дар любви нам, людям… Россия растопырила руки и просит денег. У мира и у неба просит. Она мечтает стать конкурентноспособной, но при этом голодные дети в России все еще гораздо большая реальность, чем «мерседесы» и резервы Центробанка. А от ножей и топоров родственников сегодня россиян гибнет в год столько же, сколько погибло солдат в Чечне за два года… Это реальность. Потому что Россия не ищет Любви, не бережет, не учится… Соблазнилась Россия. Как это происходит?

Десять лет в разных газетах и журналах и в якобы «телеопросах» звучала чрезвычайно «умная» мысль: зачем плодить нищету? И повторяли люди эту мысль на фоне теплых квартир и шикарной мебели. Повторяли, повторяли, повторяли… Словно пытались убедить самих себя (и оправдать), что, в общем-то, сердце живо, но вот надо бы штаны получше, сережки покраше, да и «твердо стоять на ногах»… С «Клинским»? С помадой, которой «ты достойна»? Отвечающие будто спрятали глубоко в памяти, что каждый из нас – плод нищеты. Наверное, более половины населения России, те, кому сегодня больше 50 лет, родились вовсе не в роддомах: рождались в банях и на сеновалах, в лодках и в избах, в «зонах» и в телегах… А если бы о нищете думали наши бабки сто лет назад или двести? Интересно, что тогда подразумевалось под «нищетой»?

Но тогда было в народе что-то, способное принять Любовь, поставить ее выше всех прочих смыслов и жить по Любви («а все остальное приложится»).

Почему мы вымираем? По хотению. По похоти. «Я хочу другую жизнь» – это и есть богоборчество. Мужик не может заработать много денег (много – это сколько?); жена возомнила, что могла бы жить с другим лучше... Мужик не заработал, а сосед обскакал. Мужик сломался собственным хотением из-за неверия, что все по Промыслу Божьему придет, а на уныние – и рюмочка-утешительница, и полное отрицание внешних смыслов…

Или еще. Можно девчонке учиться, можно работать, но по хотению хочется другую жизнь: больше денег, слаще кушать, верить в удачу (или как сейчас называют это еврейской кашей – «халява»).

Ненадежность. Неверность. Множество «правд» и удовольствий… Здесь негде поселиться Любви. Ведь Любовь приходит за Верой, и Вера учит Любви, потому что даже когда уходит Любовь, Вера остается. Но никогда с уходом Веры не останется Любовь… Мы вымираем, потому что уже сто лет (четвертое поколение!) с легкостью предаем. Сначала царя, потом память предков, Церковь, Христа, кровь, пролитую отцами и собственные присяги тоже предаем. Предаем и кривляемся по ТВ. С умными лицами говорим гадости и глупости, сердечно и душевно понимаем беды других народов и равнодушно добиваем свой собственный народ. Мы вышли из-под сени Закона Божьего, ищем не Креста и не Того, Кто на нем распят, а лишь тени от Креста – тенечка. Ведь тени (даже от крестов) всегда длиннее самих распятий. Особенно на закате. На закате времен.

Г.Спичак

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга