ЮБИЛЕЙ О ВАРЯГАХ И ГОСТОМЫСЛАХ Что значит для России город Старая Ладога? Заглянем в энциклопедии и учебники, по которым учат наших детей. Вот справка: «Ладога располагалась на ключевом участке великих торговых путей – Балтийско-Каспийском и Балтийско-Черноморском. Не случайно в этом городе уже в период раннего средневековья произошла историческая встреча славян, финнов, скандинавов и представителей многих народов мира. В VII-IX вв. Ладога стремительно развивалась. В поисках восточных богатств через нее в южные ворота страны устремились норманны. В этот «поход на восток» были вовлечены представители и других народов, в том числе славяне.
Как записано в «Повести временных лет», Ладога в 862 году становится столичной резиденцией, престольным городом скандинавского пришельца Рюрика, возглавившего новоорганизованное русское единодержавное государство. В дальнейшем Ладога – фамильное владение князей Рюриковичей, порт, город и крепость Новгородской, а затем и Московской Руси». Эти сведения – школьные стереотипы. Кто ж не знает, что Русь, объединенная в одно государство, началась с «призвания варягов». Только вот остается загадкой, почему восточные славяне, этот стойкий и жизнеспособный этнос, во все времена дававший множество высокодуховных, талантливых, энергичных людей, в ту пору не смог выделить из своей среды никого, кто бы возглавил молодое Отечество? Этот вопрос бурно обсуждается до сих пор, потому что он касается не только прошлого, но и будущего России. С одной стороны, «западники» говорят о цивилизующей роли Европы в нашей истории (хотя кто был более цивилизован в ту пору: варяги-разбойники или славяне-хлебопашцы?). С другой стороны, «славянофилы» напрочь отвергают «норманнскую теорию». Кто же из них прав? По большому счету, теория «призвания варягов», которая получила хождение с подачи ученых немцев Петербургской академии наук, не столь уж «антипатриотична», как это может показаться. Напротив, она говорит о силе и мудрости народа, решившегося на такой смелый шаг. Попытаемся взглянуть на это под таким углом. Восточные славяне, находясь на пути из Варяг в Греки, были довольно богаты, их край не случайно иностранцы именовали «гардарик» (страна городов). Но единственная была проблема – набеги норманнов-разбойников, которые, кстати сказать, опустошали все прибрежные европейские страны. Для некоторых это имело фатальные последствия. Например, Англия после завоевания в 1066 году норманнами потеряла не только национальную государственность, но и языковую самобытность. Нынешний английский язык – это не язык бриттов, англов и саксов, которые жили там до прихода воинственных норманнов. То же самое могло произойти и с восточными славянскими племенами. Но этого не случилось. А ведь наши предки жили не где-то на куличках, куда норманнам было недосуг добраться, а на прямом пути в богатейшую тогда страну – Византию. Да и сами славянские земли, цветущие и плодоносящие вдоль Днепра, тоже были лакомым кусочком для сынов скалистых фиордов. Но «британский вариант» на Руси не прошел. Почему? А потому что для защиты от норманнского вторжения были наняты... сами же норманны.
Обычай нанимать князя с дружиной для защиты своих рубежей у северо-восточных славян существовал столетиями. При этом новгородцы обязывали князя: «Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не держать, грамот не давать». Даже резиденция князя находилась вне кремля, на Торговой стороне, а позднее – в нескольких километрах от кремля, на Городище. По договору с городом (известно около 80 договоров XII-XV вв.) князю запрещалось приобретать землю в Новгороде, раздавать землю волостей своим приближенным, управлять этими волостями, вершить суд за пределами города, издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Также запрещалось князю заключать договоры с иноземцами без посредничества новгородцев, судить холопов, охотиться и рыбачить за пределами отведенных ему угодий. В случае нарушения договоров (и даже без нарушения) князя просто изгоняли, что, судя по летописям, не раз случалось. Это показывает, что северо-восточные славяне были преуспевающим народом, предпочитавшим заниматься созидательным трудом, а не войной. Их богатств хватало, чтобы содержать настоящую профессиональную армию. Видимо, в таком качестве в 862 году и наняли Рюрика с дружиной, поселив его в городе Старая Ладога. Но дальнейшие события показывают, что Гостомысл (судя по летописи, именно он призвал Рюрика) глядел намного дальше. С этого момента удивительно быстро, в течение нескольких лет, стала объединяться Русь. И в этом проявился великий Промысл. Только единая, с одним князем во главе Русь могла впоследствии ввести государственную религию – христианство – и стать великой державой, принявшей от Византийской империи роль хранительницы Православия. Остается вопрос: кто же объединил восточных славян? Наемник Рюрик, вдруг узурпировавший власть и ставший единоличным правителем, или Гостомысл, решивший его руками совершить давно назревшее? Некоторые полагают, что славянский князь Гостомысл – это собирательное имя некоей партии «гостомыслов» (то есть людей, «мыслящих о гостях, иностранцах»). Один ли это человек, или группа разумных мужей – для нас не так существенно. Главное – другое. А именно то, что нынешние «западники» напрасно отсчитывают свое родословие от Гостомысла. Русь с варягами и нынешняя Россия с компрадорской буржуазией, ориентированной на Запад, различаются как земля и небо. Варягов славяне фактически использовали, не понеся при этом никаких потерь. Нет никаких следов заимствования религии скандинавов, их идеалов, их образа жизни. Мелькнув на страницах летописей, они попросту растворились в потоке русской жизни. Сейчас же происходит совершенно другое: народу прививают чуждый образ мысли, чуждые ценности. «Оцивилизовывают». Страной правят денежные тузы – внутренние «варяги», для которых русские национальные интересы ничего не значат. Их, этих новых варягов, никто из нас не звал «володеть нами». И в этом главное отличие. Для нас, живущих в разоренной стране, которая с трудом поднимается на ноги, история Старой Ладоги весьма поучительна. Никогда наши предки слепо не заимствовали чужой опыт. Но и не чуждались помощи со стороны – имея при этом сильный дух, крепкие основы национальной жизни и полагание на волю Вышнюю. М.Выгин (Окончание на следующей странице) На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |