ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ


Вернется ли Сухановская улица?

В № 437 газеты была напечатана моя заметка под названием «Сухановская улица». В ней рассказывалось о самой древней и именитой династии Усть-Сысольска (прежнее название Сыктывкара) Сухановых, в честь которых была названа одна из центральных улиц города на генплане, утвержденном императрицей Екатериной Второй в 1783 году. Неофициально она так называлась гораздо раньше, как и улица Покровская, получившая свое название от Покровской церкви, построенной Сухановыми в 1740 году. Позже, к 1768 году, сыновья и внуки Сухановы возвели рядом большой Троицкий собор – и храмовый комплекс стал центром города. В 1918 году воинствующие безбожники разрушили сухановские храмы и все улицы переименовали, чтобы памяти о них не осталось.

После публикации в «Вере» его Преосвященство Питирим, епископ Сыктывкарский и Воркутинский, а затем общественные организации и предприниматели обратились к главе администрации Сыктывкара С.М.Катунину с просьбой рассмотреть вопрос о возвращении городу улицы Сухановской. За возвращение имени выступил в печати секретарь политсовета Коми регионального отделения партии «Единая Россия» Анатолий Каракчиев, бывший мэр Сыктывкара. С той же просьбой, но уже к гражданам, поддержать это предложение, обратилась Родовая община потомков репрессированного духовенства Коми края, внуки и правнуки канонизированных и причисленных к лику святых мучеников за веру.

Будет ли снова в Сыктывкаре улица Сухановская, зависит от депутатов Совета города.

Фамилия Сухановых славна не только в Сыктывкаре. Вот новые сведения, присланные из С.-Петербурга сыктывкарцу, внуку святого Всеволода Потеминского Н.В.Суханову. Нашел их в Русском биографическом словаре 1912 года профессор СПбГУ Александр Матвеевич Тойкка, кстати, сам правнук последнего городского головы Усть-Сысольска А.Е.Суханова.

Из этой исторической справки следует, что когда усть-сысольские Сухановы помогали строить церкви и украшать город на свои деньги, их родственник Кирилл Васильевич Суханов (правнук первого предпринимателя Усть-Сысольска Леонтия Суханова) проповедовал христианство в забайкальской Даурии среди тунгусов. Скорее всего, его отец и дядя, жившие в Нерчинске и Иркутске, а не колдовские силы помогли Сухановым в Усть-Сысольске быстро поправить дела после разбойного нападения в 1739 году, о котором я писал в предыдущей заметке.

Если у Стефана Пермского, проповедовавшего христианство в Коми крае, была поддержка митрополита и Великого московского князя, то Кирилл Суханов пошел к тунгусам один, с котомкой за плечами, изучил их язык и жил среди них в полном смысле аскетом. Уже потом, когда он достиг в своих проповедях большого успеха, он был рукоположен во священники Иркутским епископом Михаилом. Кирилл Суханов не ограничивался одной устной проповедью. Самостоятельно обучившись живописи, резьбе, золочению, будучи искусным плотником и каменщиком, он строил церкви, писал иконы, открывал школы для обучения детей, готовил церковнослужителей и иконописцев из местных тунгусов, помогал народу своими знаниями в хозяйственных делах. Протоиерей Кирилл Суханов умер в 1810 году на семидесятом году жизни. На его надгробном памятнике при Нерчинском соборе высечены слова: «Где были лес, степь и дикие пустыни, к служению Богу воздвиг ты там святыни». Тунгусы, среди которых он жил и проповедовал христианство, еще долго после его смерти назывались «сухановскими тунгусами».

Вот сколь славен этот род. И будет справедливо вернуть городу Сухановскую улицу.

А.Мартынов



назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга