УГОДНИКИ БОЖИИ

Прославление Стефана Филейского

Дождь

«О, возлюбленные! примите вразумление от Господа и умудритеся, взыщите разума божественного паче злата, и во веки будете блаженствовать».

Стефан Куртеев (С.К.)

Два выходных дня, субботу и воскресенье, 13-14 июля 2002 года, Вятка прославляла иеромонаха Стефана Куртеева как преподобного, в лике местночтимых святых.

Последняя панихида служилась в Успенском соборе Трифонова монастыря. В соборе тихо, спокойно. На последующее за панихидой всенощное бдение народу прибавилось, но сутолоки не было.

Всенощная шла архиерейским чином. В сослужении с архиепископом Вятским и Слободским Хрисанфом были архиепископ Костромской и Галичский Александр, архиепископ Верейский Евгений, епископ Архангельский и Холмогорский Тихон.

Было очень жарко и душно. Надо сказать, что Вятка уже месяца полтора изнывала от жары. Иссушенная земля просила пить. Растения вяли, желтели, сохли. Измученные жарой дачники только и делали, что лили по огородам воду. Искусительная мысль возникла, по-видимому, не только в моей голове: вот если пойдет дождь, поверю, что новый святой...

В конце службы иерей объявляет распорядок следующего дня: «Завтра будет канонизация, крестный ход. Приходите сами, приводите знакомых, родственников. В сад завтра идти не надо (почему? – думаю), Господь позаботился о нас и все полил...»

Отдавшись тихой, спокойной службе, я совершенно не обратил внимания на то, что происходило снаружи. Гляжу в окно – крыши блестят, косые полосы дождя. Вот это да! Лучшего подарка Вятке желать было сложно. Господь явил чудо в честь прославления нового святого! По улицам неслись просто реки воды. Небо, несколько часов назад блеклое, желто-сизое, сухое и знойное, без намека и на единое облачко, было сплошь, от горизонта до горизонта, затянуто тучами, щедро поливавшими землю водой.

На следующий день, в крестном ходе, прислушался к разговору. Один парень другому:

– Вчера две бабушки в церкви говорят между собою: «Вот батюшка сказал, что Стефану можно уже молиться. Давай попросим дождя!»

– Видишь, у бабушек какая вера крепкая. Дождь пошел...

«О, человек! или не слышишь ты и более ощутительные гласы дел Божиих, дел столь великих, что нет языка и нет наречия, где не слышался бы голос их? Вот ветер, эта бурная стихия, которая носит в себе облака, и разливает из них воды по край света!.. качает великие леса... вырывает огромные деревья... грозные дела производит Господь в глубине морской...

... – что значит человек и вся сила его пред Божиим могуществом... воскликни Богу вся земля, воздай хвалу Ему и славу: ибо дивен Он в делах Своих, страшен по великой Своей силе!»

С.К.

«Воля Божия, чтобы ты жил на родине...»

Симеон Петрович Куртеев родился 17 июля 1830 года в деревне Куртеевы у села Филейки, северо-западнее города Вятки, в семье крестьян. Мать была благочестивого нрава. Отец же страдал пороком пьянства. Братьев в семье было трое, Симеон был младшим. Так и напрашивается аналогия из сказки про трех сыновей-братьев: «Старший умный был детина...» Старший брат получил университетское образование, был начальником одного из департаментов в Петербурге. Помогал Симеону получить образование на Вятке и в Петербурге. Средний брат работал на земле. А младший... Да, у младшего был период, когда сельчане о нем говорили: «Посмотри-ка, Сенька-то с ума сошел верно...»

Восьми лет Стефан стал обучаться частным образом, а с десяти – в гимназии, которую не окончил. Затем учился в Казани, Санкт-Петербурге. В Петербурге 20-летний юноша прочел книгу иеросхимонаха Сергия «Письма Святогорца» (кстати, вятского уроженца). И... резко изменил свою жизнь.

Бросил учебу, вернулся за благословением матери и поехал в Соловецкий монастырь. Затем, через некоторое время, попал в монастырь Нила Сорского, где получил совет старца иеромонаха Нила – возвратиться на родину: «Ты там получишь спасение».

Невдалеке от своей деревни, в лесу, Симеон выкопал пещеру, поставил в ней сруб с одним окном, в которое и лазил (в келье можно было стоять, сидеть или лежать, но не ходить). И стал отшельничать. Время проводил в молитве, чтении Писания и посте. Носил вериги, был худ настолько, что за пояс, на живот, клал подушку, чтобы не искушать окружающих. Понимание находил только у матери. Крестьяне же, не принимавшие так резко отличавшегося от их бытия стиля жизни молодого человека – жизнь в пещере, одежда старая и рваная, постоянный пост, добровольная нищета, – насмехались над Симеоном и даже шляпы не снимали при встрече. Так было не менее десяти лет.

После смерти матери Симеон вновь отправляется по святым местам. Саровская и Глинская пустыни, Афонская гора, Таврия. В Таврии Симеон был на грани создания семьи с одной девушкой, но ночами вымолил у Бога избавление от мирских пристрастий.

Несколько раз Симеон возвращался в родную Филейку и вновь уходил по святым местам. В 1870 году посетил Святую землю, вторично Афон, где получил вновь благословение старца: «Такова воля Божия, чтобы ты жил на своей родине...»

К сорока годам своей жизни Симеон начал обучать грамоте детей. А в 1874 году был избран учителем в Филейскую земскую школу. Классы его были переполнены, сидели даже на полу.

В то же время Симеон Петрович публикует свои первые книжки.

Мертвые

«Послушайся же меня, друг мой и брат мой! Как великой милости, я прошу у тебя, – позаботься о спасении. Покайся, друг, покайся! Помолись и обо мне, мой возлюбленный, когда будешь молиться о спасении своем».

С.К.

Воскресная литургия. После пения заповедей блаженства – чин канонизации. Архиепископ Хрисанф поднимает икону преподобного Стефана и крестообразно благословляет всех присутствующих, всех отсутствующих, всю Вятскую землю на четыре стороны...

– О, священная глава, преподобне отче Стефане! Ныне предстояй пред престолом Святыя Троицы не забуди нас, чад твоих, вознеси молитвы свои о нас да испроси нам у Бога грехов прощения, души просвещения, страстей оставления, сердца очищения, духовных очес просветления и в житии сем вся нужная, довольная церквам благостояние, градовом укрепления, народом умирения, воздухов благорастворения, немощным исцеления, младенцам воспитания, юным наставления, старым поддержания и всем вся благопотребная...

После окончания торжественной литургии мы, несколько человек, направились на филейское кладбище. Высокий зеленый холм на окраине города увенчала недавно выстроенная часовня.

С аллеи малоприметная тропинка, отмеченная красными флажками на деревьях, привела нас сначала к могиле матушки – игумении Февронии. Свечи и цветы мы взяли, но больше ничего.

– Спички есть?

– Нет.

Проходит бабушка.

– У вас есть спички?

– Нет.

Что делать? Вот незадача. Смотрю: на лавочке соседней могилы лежит коробок спичек, открытый. И одна спичка, как специально, рядом с коробком. Уже высохли на солнце после дождя.

– А вот и спички!

Слабенький ветерок задувает огонек свечи. Надо бы в пластиковую бутылку свечу поставить. Где взять бутылку? Туда – сюда. Смотрим: на земле ничего нет. Вдруг вижу на дереве, прямо «перед носом», на ветку надета бутылка из-под воды.

– А вот и бутылка!

Теперь нож надо – разрезать бутылку. Стали смотреть: может, и нож где лежит. Это событие нас очень развеселило. Не успеем про что-нибудь подумать – тут как тут.

– Вот ведь, в таких святых местах осторожно нужно говорить...

Чуть дальше от могилы Февроньюшки – могилка преподобного Стефана. Небольшой земляной холмик, затисканный среди деревьев и могил. Простой железный крест. Никакой помпезности, никакого намека на исключительность. Видимо, получается по завещанию старца. Ведь он поначалу хотел быть похороненным в самом глухом углу кладбища Трифонова монастыря, «чтобы скорее могли забыть... перестали над могилою служить панихиды», «...а памятник хороший, хотя бы кто и пожелал соорудить, не ставить...» Отец Стефан был погребен близ алтаря Успенской церкви, самим им построенной. Здесь перенесенное захоронение. Тишина.

– Никто не пришел. Обычно белочка прибегает сюда, – говорит Марина, – или птички прилетают. На съестное.

Мы же ничего съестного не взяли. Ворона невдалеке молча наблюдала за нами с дерева...

А ведь Стефан Филейский мертвыми называл живущих на земле.

«– Так не значит ли, что смертию Господь назвал ту самую жизнь, которая осталась у Адама после его грехопадения и должна предаться всем его потомкам?

– Вероятно, так. Ибо и Господь по пришествии Своем на землю именовал мертвыми всех людей, которые не внимали, или и не слыхали глаголов жизни вечной. Так Он сказал одному последователю своему: остави мертвыя погребсти своя мертвецы (Лук. 9, 60).

– Но видно ли где, чтобы мертвые мертвых хоронили! Итак, это значит, что все мы, живущие по плоти, пред Господом суть мертвецы».

С.К.

Духовный писатель Вятки

Итак, угодной Богу жизнь преподобного Стефана была в его отшельничестве, постничестве, изучении Писания, постоянной молитве. Известен случай, когда всю ночь на 4 апреля 1866 года, Стефан провел в молитве: «Господи, спаси царя!» Позднее стало известно, что 4 апреля было покушение на Александра Второго, как мы знаем, неудачное.

Как-то, 21 мая, находясь в Крыму, во время молитвы, Симеон Петрович в день выхода крестного хода на Вятке с иконой Николая Великорецкого на реку Великую имел видение. Он был как бы вознесен на небо и видел Николая Чудотворца.

Но вся его пустынническая, молитвосозерцательная жизнь была подготовкой, стадией вызревания «таланта», посеянного на благодатной почве. Симеон Петрович начал писать духовные книги. Писать и издавать. Издавать и распространять тысячными тиражами среди населения и монастырей.

Духовный писатель Вятки! Просветитель. Немного в православном мире людей, святых людей, получивших от Бога дар писания и просветительства. Духовные произведения Стефана Куртеева соединены и пронизаны одним мотивом – просьбой, плачем, мольбой. Не к Богу. Нет. Мольбой к людям. Стефан молит людей молиться Богу, каяться, выползти из темной, мертвой ямы – плотской жизни, – пока не излилась чаша ярости Божией, пока дано время и показан путь выхода.

«Кто любит премудрость Господню, тот любит жизнь; а кто ее презирает... тот любит смерть».

«Страх естественный у всякого человека есть; страх же Господний не у всякого: ему надобно учиться».

«Ничего не боится тот, кого Всевышний ограждает Своим страхом».

«О, братия! возымите страх Божий, если желаете очиститься от грехов и земных желаний и приблизиться к Богу».

«Как будто какая зараза, многозаботливая суета житейская разлилась по всему миру, – и нет от ней пощады ни дряхлому старику, ни малому ребенку; все, все себе ищут только временных благ, хотя и всем сказано: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложится вам (Мф. 6, 33)».

«...Он возвещает ясно, перечисляет всех погибающих подробно, совершенно верно говорит, что предстоит неизбежное горе всем – смеющимся, насыщенным, богатым и сильным на земле, всем миролюбцам или любителям благ века сего».

«Что в том трудного, чтобы не разведывать чужой жизни, не рассуждать о делах брата своего и не доводить его до осуждения? Однако ж, едва ли кто из нас найдется, чтобы мог сказать, что он исполнил сие повеление Господне...»

С.К.

Куда идете?

«Ах, брате мой! если бы одному только из всего рода человеческого суждено гореть вечным огнем, то и тогда должен бы думать каждый из нас: не я ли тот, кто должен быть в огне и не сгореть вовеки...»

С.К.

К 15.30 подворье церкви Новомучеников и исповедников Российских заполняется народом. Некоторые пришли семьями, с детскими колясками. Есть и инвалиды на колясках.

Вдоль завода «Авитек», по площади, по улицам, идет к кладбищу филейскому крестный ход в честь прославления преподобного Стефана Куртеева.

Из двора, откуда-то из-за гаражей, вдруг выбежал к шествию подвыпивший мужичок, оставивши своих застольников: «А куда идете, бабушки?»

– На кладбище!..

– А кого помянуть?

– Стефана... Он молиться за нас будет.

– Степана?

– Стефана!.. Стефана!..

Мужичок в недоумении остался чесать затылок...

Новая часовня на холме кладбища стройна и притягательна, устремлена ввысь. Облепляем пространство вокруг часовни, мостимся по аллеям вокруг могил.

По голубому, свежему, будто тоже вымытому, как земля, небу бегут белые облачка. На рябинку около входа в часовню прилетели птички и деловито и в тон подпевают клиросу:

– Ублажаем, ублажаем тя, преподобне отче Стефане...

Водосвятный молебен. Владыка Хрисанф:

– Кто бы мог подумать, что время безбожников, которые запрещали ходить на могилу к преподобному Стефану, истирали память о святых подвижниках, кончится. И вот мы возносим молитвы к новому святому Вятской земли, Стефану (Куртееву) Филейскому: преподобне отче Стефане, моли Бога о нас!..

«Вот и малая птичка, хотя и не имеет способности говорить, однако ж пением своим прославляет своего Создателя; один только человек, и при том одаренный от Бога и словом, и разумом, может по воле своей и славить, и не славить своего Создателя, даже и не внимать, – как славит его всякая тварь».

С.К.

«Вы не боитесь смерти?»

23 февраля 1877 года, после бесед с владыкой Аполлосом, Симеон решается принять монашество. И был пострижен в монахи в Крестовоздвиженском монастыре города Слободского, с именем Стефан. Через день рукоположен в иеродьякона, а на третий день – в иеромонаха. Жил он в своей пустыньке на Филейке, занимался сочинениями.

В 1883 году по благословению владыки Аполлоса Вятского о.Стефан строит деревянную церковь на новом филейском кладбище и основывает скит из шести человек. В выстроенный храм о.Стефан переносит из своей кельи Афонский чудотворный образ великомученика Пантелеимона с частицами мощей, перед которыми постоянно служит молебны, на которые собиралось множество болящих.

После смерти владыки Аполлоса, давшего лишь устное благословение на устройство скита, епархиальная консистория прислала комиссию в храм. Храм опечатали, а о.Стефан был переведен в Трифонов монастырь, где он, несмотря на духовные скорби, продолжал писать книги.

Тем временем племянник о.Стефана взял на себя хлопоты об учреждении мужского монастыря, которые завершились удачно. Государь-император Александр III Миротворец утвердил создание мужского монастыря во имя Александра Невского близ села Филейского. После чего и преподобный о.Стефан возвратился во вновь учрежденный монастырь. А верил он в это более 25 лет: «Я не колеблюсь; как бы ни было, а будет у меня скит, или монастырь, ибо Господь сказал: «Все что ни будете просить в молитве, веруйте, что получите; и будет вам».

К этому времени о.Стефан уже болел. Но следил за ходом работ, за строительством келий и нового храма. Также рядом были воздвигнуты 13 домов, мельница, несколько прудов.

Великим постом 1890 года о.Стефан сильно заболел.

10 июля приезжему жителю Кронштадта Василию Бакину о.Стефан передал книгу своих сочинений для Иоанна Кронштадтского и попросил его молитв, но не о здравии, а об упокоении. За десять дней до кончины о.Стефан принял схиму с тем же именем. За день до смерти к о.Стефану приехал проститься иерей о.Ипполит из Уржума. О.Ипполит спросил: «...вы не боитесь смерти?»

– О, да! батюшка, даже не могу дождаться прихода ее, не знаю, куда она и девалась. Так хочется умереть!

В праздник Успения Божией Матери, 15 августа 1890 года, едва зазвонили к обедне, о.Стефан произнес: «Слава Тебе, Господи, Слава Тебе!» – и мирно отошел ко Господу, на 61-м году от рождения.

«Как люблю я закон Твой, Господи! весь день поучение мое есть. Дивны откровения Твои: они веселие сердца моего! Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне!»

С.К.

«Потрудиться надо!..»

Кладбище. Молебен. Дорога. Шоссе. Вот и церковь. В храм затиснулись все. Не передохнуть. После спокойных служб двух дней, после спокойного крестного хода завершение прославления было неожиданно бурным. Все вроде бы и стоят спокойно, а волны по толпе катаются из стороны в сторону. Одной волной меня так поддало к стене, что едва стекло на иконе не выдавил.

– С ребенком пропустите!..

– Можно было и посидеть на дворе, пока толкаются.

– Можно что, посидеть? Постоять, потолкаться надо, потрудиться...

Вот и я у алтаря. Какая неожиданность! Истинная награда за «постоять, потолкаться».

Образ Стефана Филейского.

Икона Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары с частицами мощей.

И... просто чудо...

– Великомученик Пантелеимон – келейная икона преподобного Стефана!..

Душ святой воды благословил меня и каждого выходящего из храма на добрый путь.

В понедельник я записал в своем дневнике: «Вроде ничего не произошло, не изменилось. Та же картина – березы, ели, сосны, аллея с клумбами цветов. То же небо. Тот же вид из окна.

Вятка обрела нового святого!»

Всевышний Бог грядет приять суд на землю;
Он будет праведно вселенную судить;
Народы правотой рассудит Он Своею,
И всем им по делам воздасть не укоснит.
  
                                                                   С.К.

Н.Александров
г.Вятка

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга