ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЦЕРКОВНЫЕ НАГРАДЫ
С подобными вопросами очень часто обращаются в газету «Вера» за разъяснениями. Надо сказать, что не только светских людей награждает владыка Питирим церковными наградами. Церковные ордена и медали предназначаются в основном для духовных лиц и поэтому малоизвестны.
Высшая награда Русской Православной Церкви – орден Святого апостола Андрея Первозванного – учреждена в честь одного из первых проповедников-апостолов и ближайших учеников Иисуса Христа. По русским летописям, Андрей Первозванный начал проповедовать христианство в Приднепровье и Приильменье. По летописи, Андрей Первозванный основал Киев и проторил путь «из варяг в греки». С давних пор этот апостол слывет покровителем России, а также Шотландии. По преданию, Андрея Первозванного распяли в Греции на косом кресте. Отсюда так называемый Андреевский крест, который издавна помещают на российский военно-морской флаг. Орден Андрея Первозванного возобновлен в конце 1988 года по образцу высшей российской награды до 1917 года – светского ордена Андрея Первозванного, учрежденного еще Петром Великим. Современная церковная награда состоит из двух частей: алмазной звезды, которую носят на груди справа, и знака ордена на ленте. Ленту надевают через левое плечо, а знак располагают под звездой. Орден выполнен из серебра с позолотой и украшен искусственными драгоценными камнями. Эту высшую церковную награду пока имеют лишь три человека в мире: Патриарх Московский, Патриарх Сербский и Патриарх Константинопольский и Вселенский. * * *
Орден Святого равноапостольного Великого князя Владимира основан в честь выдающегося деятеля Древней Руси, который укрепил Киевское государство в ходе войн с волжско-камской Булгарией, Византией и Польшей. Главное дело князя Владимира – принятие Киевской Русью христианства как государственной религии и крещение населения. Орден учрежден в 1957 году в ознаменование 40-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви. Первоначально он скромно именовался «нагрудный знак в честь святого равноапостольного великого князя Владимира» и предназначался для награждения преимущественно представителей зарубежных православных церквей и инославных исповеданий. Орден имеет три степени: I-я представляет собой золотую звезду, II-я – серебряная звезда, III-я – красный эмалевый крест. Орденом награждают духовных лиц за многолетнее служение в священном сане или за выдающиеся заслуги перед Русской Православной Церковью. Этим орденом могут награждаться и церковные деятели, не имеющие священного сана, – за усердную педагогическую работу в духовных школах, за учебные богословские труды или за другие заслуги; представители автокефальных, самостоятельных, православных церквей, представители инославных исповеданий – не православных, но христианских, например, католики, протестанты – за общецерковные заслуги. Среди лиц, удостоенных ордена I степени в 1959 году, были митрополит Гор Ливанских Илия Карам и император Эфиопии Хайле Селассие I. В 1964 г. Владимира I степени получила Московская духовная академия, в 1977 г. Ленинградская духовная академия. * * *
Орден Святого преподобного Сергия Радонежского основан в 1978 году. Великий русский церковный и политический деятель Сергий Радонежский основал Троицкий монастырь, ставший Троице-Сергиевой лаврой, провел крупные церковные реформы, которые укрепили монастыри и сделали их крупными узлами сопротивления иноземным вторжениям. Главное дело Сергия Радонежского – организация отпора Золотой Орде. Сергий убедил московского князя Дмитрия Ивановича дать решительное сражение татарам и организовал широкую подготовку Куликовской битвы. Орден Сергия Радонежского имеет три степени, выполненные в серебре. Знак первой степени позолочен. Орденом награждаются священнослужители за церковные и миротворческие заслуги, а также государственные и общественные деятели за укрепление мира и дружбы между народами. * * * Медаль Святого преподобного Сергия Радонежского двух степеней (золотая и серебряная) была учреждена в 1978 году вместе с одноименным орденом. Медалью награждаются священнослужители православия и других направлений христианства, паломники, представители общественных учреждений за церковные и миротворческие заслуги, а также государственные и общественные деятели за укрепление мира и дружбы между народами. Надо заметить, золотые и серебряные медали появились в русской наградной традиции раньше орденов. Есть сведения, что «золотыми» (имеется в виду «медалями», ведь медаль и происходит от слова «металл») были награждены впервые участники одного из русских походов XV века. Вряд ли они тогда были золотыми. В обители, основанной столетием раньше «игуменом земли Русской», разумеется, не было первоначально ни золота, ни серебра. Даже богослужебные сосуды были деревянные, даже книги – берестяные. Единственным «золотом» в обители были люди – иноки Сергиевой школы. И, взирая на золото нынешних медалей, нужно помнить об этом. Среди наших современников тихо и незаметно вершатся иногда, может быть, не меньшие подвиги, чем в древности. И никто из них не ожидает при этом ни похвалы, ни ордена. Скромная медаль, осененная именем и образом преподобного Сергия, с девизом на оборотной стороне «Смирением возвышаемый», – лучшая, пожалуй, награда для этих бескорыстных тружеников. * * *
Орден святого князя Даниила. Он имеет три степени, им награждают как духовных, так и светских лиц. Знаки I-й и II-й степеней выполнены из посеребренного мельхиора и украшены искусственными драгоценными камнями и эмалью. Труд и добродетель святого Даниила, основателя династии московских Даниловичей, состоял, прежде всего, в бережливости, верности заветам отцов, медленном, но верном укреплении Московского державного центра. Историк В.О.Ключевский так писал о его потомках: «Московские Даниловичи являются во многих отношениях образцами умеренности и аккуратности. Не блистая особыми доблестями, эти князья совмещали в себе много менее дорогих, но более доходных качеств. Прежде всего, эти князья дружно живут друг с другом. Они крепко держатся завета отцов: «жити за один». Они – очень почтительные сыновья: свято почитают память и завет своих родителей. Поэтому среди них рано складывается фамильный обычай, отцовское и дедовское предание. Отсюда твердость поступи у московских князей, ровность движения, последовательность действий; работа у них идет ровной и непрерывной нитью, как шла пряжа в руках их жен, повинуясь движению веретена. Сберечь отцовское стяжание и прибавить к нему что-нибудь новое – вот на что были обращены их правительственные помыслы. Эти свойства и помогли их политическим успехам». Сказанная характеристика как нельзя лучше отражает идеал русского исторического строительства, хозяйственного освоения земли. эти качества и таланты, как никакие другие, нужны нам сегодня... * * * Золотая медаль Святого князя Даниила, с надписью «За труды во славу Святой Церкви» на обороте, была учреждена в Русской Церкви вместе с одноименным орденом в год 1000-летия Крещения Руси, в 1988 году. Ей награждаются также за заслуги в хозяйствовании и строительстве. * * *
Орден Святой равноапостольной Великой княгини Ольги трех степеней учрежден в честь выдающейся деятельницы Древней Руси. Киевская княгиня Ольга сумела значительно расширить пределы Киевской Руси, организовала на ее территории административные центры – погосты, руководила защитой Киева от печенегов, наладила тесные связи с Византией, где в столице Константинополе приняла христианство. Орден, учрежденный в конце 1988 года, предназначен для награждения женщин – деятельниц Русской Православной Церкви. Награда – позолоченный и посеребренный крест с эмалью – дается игуменьям и настоятельницам женских монастырей. «Знак отличия святой Ольги» существовал до революции, он был утвержден царем в 1914 году. Вручали его всего один раз – в 1916 году его удостоилась Вера Николаевна Панаева, потерявшая в сражениях Первой мировой войны троих сыновей-офицеров. * * *
Не так давно, в 1995 году, Русская Церковь учредила еще один орден – Святого мученика Трифона трех степеней. Награда полагается за активную деятельность по борьбе с наркоманией, алкоголизмом и другими «вредоносными явлениями, разрушающими психическое и физическое здоровье общества». Святой мученик Трифон с юности имел от Бога благодать изгонять бесов и исцелять больных. Орденом могут быть награждены священнослужители, церковные, государственные и общественные деятели, служащие правоохранительных органов, деятели науки, культуры и искусства, писатели. Журналисты, медики, работники просвещения, детских и молодежных организаций, благотворительных фондов, предприниматели, способствующие «духовно-нравственному оздоровлению общества, утверждению христианских норм морали и возрождению православных традиций нравственного воспитания». I-я степень – серебряный крест с позолотой, II-я степень – серебряный крест, III-я степень – серебряный крест из ювелирного сплава. * * *
Орден Святителя Иннокентия был учрежден в Русской Церкви в связи с празднованием 200-летия со дня рождения угодника Божия. Святитель Иннокентий (Вениаминов, †1879) прошел путь от сельского приходского священника в Иркутской епархии до кафедры Московских святителей. Апостол Сибири и Америки, он поистине пронес благовестие Божие «даже до края земли», проповедовал якутам, чукчам, эскимосам и алеутам, составил грамматику и первый словарь алеутского языка. Уже будучи митрополитом Московским, основал Православное миссионерское общество. * * * В один день с одноименным орденом в 1999 году была учреждена и медаль Святителя Иннокентия. В центре медали, на голубом эмалевом фоне, – золотой образ великого благовестника. На обороте надпись: «За миссионерские труды». Следуя благодатным заветам равноапостольных Кирилла и Мефодия, православные миссионеры для каждого из бесписьменных народов великой России в первую очередь создавали азбуку, разрабатывали литературный язык, переводили Священное Писание и богослужебные книги. Так действовал современник преподобного Сергия – святитель Стефан Пермский – в XIV в., так же действовал и святитель Иннокентий в XIX в. Их труды и заветы продолжают современные православные миссионеры. При Священном Синоде создан особый Миссионерский отдел, в Белгороде – Духовная семинария с миссионерским уклоном. * * * В наградной системе Русской Православной Церкви особое место занимает орден Святого благоверного царевича Димитрия, Московского и Угличского чудотворца. Он учрежден по инициативе председателя Российского детского фонда писателя Альберта Лиханова в 1997 году совместно с РДФ и Московским Патриархатом. Согласно статусу ордена, им награждаются лица, внесшие значительный вклад в дело попечения и защиты страждущих детей: инвалидов, сирот и беспризорников. Список кандидатов представляется Святейшему Патриарху, который и принимает решение о награждении. Святой благоверный царевич Димитрий, злодейски убитый в Угличе 15 мая 1591 года, был младшим сыном царя Иоанна Грозного. Сосланный с матерью в результате дворцовых интриг в Углич, отрок-царевич мирно жил в этом старинном русском городе, пока и здесь его не настигла рука посланных из Москвы убийц. Предание обвиняет в преступлении Бориса Годунова. В кровавом мареве политических греховных страстей, голода и разрухи народная любовь в Смутное время вызвала к жизни целую вереницу призраков-лжедимитриев. Для прекращения соблазна в 1606 году мощи убиенного царевича были перенесены в Москву, в Кремлевский Успенский собор. С тех пор не прекращается ряд чудесных исцелений, помощи в болезнях и несчастьях, особенно детям, посылаемых Господом по молитве к святому Димитрию. Орден представляет собой крест с лучами из чистого серебра с позолотой, посреди которого в медальоне находится образ царевича Димитрия, исполненный в технике финифти, окруженный рубинами, с надписью «За дела милосердия». Среди первых награжденных были председатель правления Волгоградского отделения РДФ, создатель медицинского центра «Нежность» для детей-инвалидов Р.К.Скрынникова; православная благотворительница из Швейцарии Тамара Симон, пожертвовавшая 100 тысяч долларов на благотворительную помощь детям-инвалидам; Л.С.Горелышева – за 42 года беспрерывной работы прачкой в детском доме города Суздаля; семейный детский дом М.В. и Т.В.Сорокиных (Ростовская обл.) за воспитание 38 приемных детей. * * * Высокой наградой Русской Православной Церкви считается Патриарший крест с украшениями (они имеют разный вид), который вручают за особые заслуги в деле распространения и укрепления православия. Лицам, достигшим особых успехов в богословии, присваивают звание «Доктор богословия» и вручают одноименный знак. Всем, кто завершает учебу в Духовной академии, вручается знак об окончании этого учебного заведения. * * * Церковные ордена и медали изготовляет расположенное под Москвой художественно-производственное предприятие «Софрино», существующее 15 лет. На производстве четыре цеха. В одном делают разную церковную утварь: подсвечники, лампады, потиры, панагии. В другом пишут иконы, в третьем изготовляют свечи, четвертый предназначен для пошива церковного облачения. Есть и типография, где печатают массовые иконы. На предприятии работают три тысячи человек и надомники, которые шьют церковную одежду. Подготовлено по материалам, предоставленным
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |