МОНАСТЫРСКАЯ ЖИЗНЬ

ЗА ПИНЕГОЙ, В СУРЕ,
на родине прав.Иоанна Кронштадтского
возрождается Иоанно-Богословский женский монастырь

Впервые в рубрике, посвященной жизни монастырей, мы публикуем материал о женской общине, пока что официально монастырем не являющейся. Но при этом живущей полностью по монастырскому уставу, и уже не один год. Много ли таких общин наберется на Севере? А эта расположена не где-нибудь, а в селе Сура Архангельской области, на родине праведного Иоанна Кронштадтского.

В самом селе Суре живет чуть более тысячи человек. Вместе с окрестными деревнями – вдвое больше. Добираться сюда далече, и дорога только одна: от Архангельска поездом до Карпогор, далее сто километров по грунтовке на автобусе – и вот вы... напротив села. Остается еще перебраться через реку, а в межсезонье это становится самым главным препятствием.

Но, так или иначе, в этот глухой уголок Пинежской земли прибыли в 1998 году первые насельницы – частью из Молдавии, основная масса – из Алма-Аты. В том же году Суру посетил правящий епископ Тихон, благословивший сестер обустраиваться здесь.

– По приезду было какое-то уныние, – вспоминает одна из сестер общины Мариамна Алексеевна Кожокарь. – Я зашла в какой-то разрушенный храм и стала молиться – и такое облегчение почувствовала, такую радость, это состояние не могу передать словами. Когда я ехала сюда, не знала, что это за храм. Лишь на третий день по приезду узнала, что сам прав.Иоанн Кронштадтский здесь молился, а ведь он – мой любимый святой. У любого храма, даже разрушенного, до скончания века есть свой ангел-хранитель, в честь которого этот храм построен... А вообще места тут благодатные. Кругом в деревнях собаки такие злые, а у нас они стаями ходят – такие спокойные. И тишина здесь необыкновенная – первое время, как приехала, иногда думалось: а живут ли здесь люди?

...Но испытания не заставили себя ждать. В первую же зиму в конце января температура опустилась до пятидесяти градусов мороза и держалась три дня. Для южанок, не знавших морозов более 20 градусов, это было тяжелым ударом. В продуваемом всеми ветрами доме монастырского священника, построенном в начале века, все заиндевело. Община собралась в небольшом храмике, под который оборудовали одну из комнат, оказавшуюся потеплее, – и сидели, плача и молясь. Но, как говорит матушка Мариамна, где больше скорбей, там больше утешений.

Сейчас сестры привыкли, более или менее обустроили свое хозяйство. Переехали в переданное общине 2-этажное здание, где располагалась больница, – говорят, раньше это тоже был монастырский дом. А в бывшем доме монастырского священника теперь музей. Инициатива его создания принадлежит Серафиме Даниловой, матери известного архангельского звонаря.

Эту историю с возникновением музея в письме в редакцию рассказала наша постоянная читательница из Суры Н.А.Медведева: «Вначале Серафима Вячеславовна, собиравшая материал по истории села, поставила перед собой задачу: составить генеалогическое древо семьи Сергиевых до потомков сестры Иоанна Кронштадтского Дарьи Ильиничны (в замужестве Малкиной). Опрашивая старожилов, работая в архивах, она собрала очень много материала. Но работа чуть не прервалась. В апреле 1999 года Серафима Вячеславовна тяжело заболела, попала в областную больницу. Родственники принесли ей икону отца Иоанна, сказав: «Ты собираешь материал об этом святом, так молись ему, проси о помощи». Как потом вспоминала Серафима Вячеславовна, в своих молитвах она просила исцеления и дала обещание: приеду в Суру – создам музей, посвященный о.Иоанну Кронштадтскому. Это обещание она выполнила, 6 июня 2000 года музей был открыт».

* * *

Мариамна Кожокарь показывает мне фотографии из собрания музея:

– Вот снимок часовенки, которая раньше стояла над могилой родителей Иоанна Кронштадтского. Сейчас она разрушена, единственно, остался крест. В день памяти родителей Иоанна служим панихиду возле креста, да и любой священник, когда приезжает в Суру, старается послужить на могиле.

...А так выглядело село в начале прошлого века (на фото справа). Сейчас Никольский храм разрушен, гостиница тоже. Легче сказать, что сохранилось. Сохранился игуменский корпус, в нем сейчас школа. А здание церковной школы теперь пустует. Бывшая церковная лавка – сейчас тут пекарня. Каждое лето товар в лавку привозил из столицы сам Иоанн Кронштадтский, и продавались они по самым низким ценам, потому что народ жил очень бедно... Сохранилось монастырское здание, в котором сейчас больница...

– Успенский собор, построенный после смерти Иоанна Кронштадтского, вот в каком сейчас состоянии, – продолжает свою фотоэкскурсию по бывшему Сурскому монастырю матушка Мариамна. – Он был построен в 1915 году, но проект разрабатывался еще при батюшке. Рассказывают о пророчестве св.Иоанна, что храм построят, но служить в нем не будут. Что случилось? Настоятельница решила при строительстве уменьшить размеры собора по всем параметрам, а когда утварь привезли, она не вместилась. Так что вот непослушание к чему привело. Там потом был клуб, а сейчас храм пустует, разрушается.

– В планах есть его восстановление?

– Для этого нужны огромные деньги... Восстанавливать будем Никольский храм (на фото слева)., который построил сам Иоанн Кронштадтский и в котором он каждый год, во время отпуска в мае-июне, служил. У нас уже кирпич привезен...

Когда Иоанн Сергиев был отроком, он ходил в деревянные храмы, построенные еще в XVI-XVII веках. Но они сделались ветхими, и тогда прав.Иоанн стал собирать пожертвования на строительство нового храма, который сначала предполагался деревянным. Но тут широкой рекой пошли пожертвования со вcей России, набралось 55 тысяч, и потому в 1891 г. возвели величественный каменный храм. На его колокольню были подняты 10 колоколов, отлитых в Харькове на деньги одного из почитателей батюшки – Рыжова; один из колоколов весил более 4 тонн. Большевики переплавили их на пушки... И сам храм, к сожалению, не сохранился...

* * *

В 1905 году, на 50-летие священства прот.Иоанна, в благодарственном адресе из Суры земляки перечислили сделанное батюшкой в родном селе: «Суру, доселе известную под именем «поганой Суры», Вы сделали светлым краем... Благодаря же Вам, ввиду постоянного движения сюда массы людей, – появился почтовый тракт, в Суре открыто почтовое отделение, а летом – пассажирское пароходство! Не можем умолчать и о Вами же устроенном Иоанно-Богословском женском монастыре и Ските с многочисленными при них постройками – лесопильным, мукомольным и кирпичным заводами и каменной 2-этажной лавкой...»

Земляки благодарили прот.Иоанна и за двухклассную церковно-приходскую школу, и за школу грамоты в самой отдаленной деревне прихода, построенные с «вечным капиталом для их существования»... Мечтой батюшки было, чтобы родина его богатела не только материально, но прежде всего духовно. Сестры, приехавшие сюда в конце 90-х годов ХХ века, столкнулись неожиданно для себя с тем, что во время бесед о Боге дети вообще не могли понять, о чем идет речь. А главное – зачем им это. Словно и не было тысячелетней христианской истории...

– Пришлось начинать с малого. Стали проводить беседы с детьми окрестных деревень. Как-то приехали в одну школу, оказалось, что накануне в ней побывали норвежские миссионеры, они привезли гуманитарную помощь, какие-то песни под гитару пели. И вот мы с батюшкой заходим – учителя покраснели, ученики засвистели, когда нас увидели: оказалось, что священника живьем впервые видят. Удивительно, что о Боге они тоже впервые услышали от нас...

На Рождество стали готовить представление. Во время подготовки сценок и разговаривали о Христе. Так, постепенно, дети многое узнали. Для заинтересовавшихся учеников 1-4 классов потом сестры стали вести занятия Закона Божия.

– Со старшеклассниками труднее, – продолжает м.Мариамна. – Начиная с 7 класса, дети уже упущенные, не воспринимают многое, бесполезно... Хотя неправильно, что бесполезно. Как-то раз из больницы меня попросили провести беседу со старшеклассниками – ведут распутный образ жизни, у учениц старших классов много абортов. С помощью Божией я решилась провести занятие – для мальчиков и девочек раздельно. Перекрестилась, зашла в класс, и первое, о чем спросила: «Знаете ли вы какие-нибудь заповеди Божии?» – «Знаем, – отвечают. – Не убей». От этого я оттолкнулась в своем рассказе, подростки так примолкли, что, даже когда уже звонок прозвенел, они тихо сидели, слушали. Показала им видеоматериалы. И родители потом благодарили, говорили, что дети в чем-то изменились.

Однажды, перед Рождеством, был случай. Мы готовили традиционное представление с детьми, и так получилось, что оно должно было совпасть с дискотекой. Я попросила у директора клуба, чтоб дискотеку перенесли на другой день. Он воскликнул: «Что вы! Они меня просто не послушают! Вы сами попробуйте – я и микрофон вам дам для объявления об этом». Я сперва испугалась, а потом все-таки решилась. Зашла. Некоторые на пороге меня узнали – я до этого у них беседы вела, – закричали, может, думали, что монашка к ним плясать пришла. Музыку выключили, включили свет. Я под пьяный свист и шум поднялась на сцену, взяла микрофон. Сказала, что вот завтра большой праздник – Рождество Христово... Все закричали, думали, что я сейчас начну проповедь. Говорю: у меня убедительная просьба к вам – освободить назавтра помещение, чтобы мы успели поставить декорации, приготовить зал для концерта. Они все хором закричали: а нам что делать?! Что ответить? И тут Господь дал разум, говорю им: а я вас всех приглашаю в храм Божий. От души как-то сказала, в ответ – аплодисменты, а мне как-то и смешна, и непонятна их реакция. Ладно, думаю, никто, конечно, не придет. На следующий день уже готовимся к ночной службе, и тут одна из сестер говорит мне: «Там твои пришли!» – «Какие мои?» – «Ну, ты же их вчера пригласила с дискотеки в храм». Я не поверила, зашла в храм – там человек 20 мнутся, каникулярные студенты, старшеклассники... Решила с каждым побеседовать в отдельности. Рассказываю, что вот есть грехи, их надо исповедовать, спрашиваю, мол, знаете, что такое исповедь. Это делает батюшка... Меня поразило, что эти деревенские парнишки не стеснялись сердца открывать. «А тебе не будет стыдно это батюшке рассказать?» – «Конечно, нет». И всю ночь батюшка и служил, и исповедовал их, выходя из алтаря... Когда-то все эти дети были крещены бабушками дома, может быть, это и повлияло подспудно на их решение прийти в храм. Я думаю, что семя, вложенное в их души в эту рождественскую ночь, тоже прорастет.

* * *

Начало учебного года у сурской общины тоже проходит в педагогических хлопотах: началась подготовка к Иоанновским чтениям.

Мы рассказывали, что в прошлом году 31 октября община своими силами впервые провела по аналогии с образовательными чтениями в Архангельске свои, малые, Иоанновские чтения. Сестры заранее подготовили выступления на разные темы, в основном о пребывании в этих местах праведного Иоанна Кронштадтского. Объявили по радио, и, слава Богу, люди пришли. Тут был, конечно, риск – если в большом городе хоть кто-нибудь да придет на любое мероприятие, в селе не так. Но пришло более 50 человек, в том числе директор школы. Были и внучатые племянники Иоанна Кронштадтского – Малкины, Кычевы, Варзумовы. После выступлений пили чай в трапезной...

Нынче опыт прошлогодних чтений решили повторить: на 1 ноября (день рождения прав.Иоанна) запланировали вновь провести сурские Иоанновские чтения – на сей раз для детей 4-8 классов. Проходить они будут в здании воскресной школы – под нее этим летом передали бывшие ясли.

Еще одно известие из Суры – с этого учебного года ученикам сурской школы с 1 по 8 классы будут преподаваться основы православной культуры. Пока в Москве «правозащитники» и чиновники боролись против самой возможности введения этого предмета в школьную программу, в Суре готовились профессионально приступить к этому делу: минувшим летом в Архангельске на курсах по подготовке преподавателей основ православной культуры учились педагог местной школы и насельница монастыря. Вернулись с курсов не только с дипломом, но и с учебниками, которые пожертвовал сурской школе архимандрит Антониево-Сийский Трифон.

А дети из воскресной школы Суры с 3 по 8 августа побывали в паломничестве по святым местам области. 23 человека детей и 9 взрослых, в том числе директор школы, побывали в Лявле, Сийском и Веркольском монастырях, в Холмогорах. Большинство ребятишек так далеко из своего села выехало впервые. Разместили всех в городе благотворительно, помогли и с транспортом. Но без родительских денег не обошлось – а какие сейчас деньги в деревне... Поневоле вспомнишь «вечный капитал» – кошт для детей из пинежской глубинки, провидчески установленный еще Иоанном Кронштадтским. Между прочим, по завещанию прав.Иоанна, третья часть доходов Сурского подворья в Санкт-Петербурге (ныне Иоанновский монастырь на Карповке) должна была идти в Сурскую обитель...

Но, несмотря на все трудности, сурская община из 12 сестер продолжает молиться, учить детишек, проводить праздники и даже восстанавливать по мере сил порушенное – 29 мая началось восстановление Никольского храма. Первым делом очистили его от годами копившегося мусора...

И.ИВАНОВ

Адрес сурской общины: 164630, Архангельская обл., Пинежский р-н, с.Сура, ул.Новая, 2. Телефон (8-81856) 52292.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга