ХРОНОГРАФ

ЗЛО НЕЛЬЗЯ ОТМЕНИТЬ

Человек слаб. Природа его такова, что для добрых дел ему нужен пример, а чтобы вершить зло – нужна санкция. Ею может при желании стать что угодно, в зависимости от совестливости человека: от «пьян был» до «все так делают».

Когда ребенок шалит, ему вовсе не нужно, чтобы родители вслух одобрили это, достаточно и того, что, видя все, они промолчат. Молчание в данном случае – знак согласия.

Именно такая ситуация сложилась в нашей стране с праздником так называемого Хэллоувина, который ежегодно отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября: взрослые видят, что дети «шалят», но смотрят на это сквозь пальцы – ведь это же такая невинная, забавная утеха!

О том, насколько эта утеха «невинна», наша газета рассказывала уже не раз. Ровно пять лет назад в эту ночь в Подольске был взорван памятник Николаю II работы скульптора В.Клыкова. Это было наиболее заметным событием той ночи в России, гораздо менее были заметны «мелкие» происшествия в виде мерзких ритуальных жертвоприношений кошек, с осквернением походя и православных святынь. В тот же год на паперть храма преп. Сергия Радонежского под Сыктывкаром была подброшена икона Божией Матери со вколоченными в Ее глаза гвоздями, огромным гвоздем также была пробита голова Богомладенца – все это «произведение» изуверов было обмазано кровью.

Подобных «шалостей» с тех пор не стало меньше. Остервенение, с каким в эту ночь гадят на порогах храмов, рушат надгробия на кладбищах, режут кошек, выдает очевидное – молодежь ярится не только потому, что сознает безнаказанность, – она чувствует санкцию общества на все это. Пусть один раз в год, пусть без человеческих жертвоприношений, как полагалось в эту ночь у язычников-кельтов, но – можно!

А начиналось все в «продвинутых» школах с углубленным изучением иностранных языков. Изучали традиции народов – носителей изучаемого языка. А затем перешли к бездумному, как это часто было в начале 90-х, перениманию. Молодые сторонники «прогрессивной» педагогики подробно инструктировали своих учеников, что такое «джек-тыква», как правильно провести спиритический сеанс и изготовить костюм ведьмы.

Если Европа довольно долго сопротивлялась нашествию этой американской напасти, ставшей у себя на родине уже целой индустрией, то в России неслыханное распространение зараза Хэллоувина получила в считанные годы. И теперь уже те самые педагоги, с умилением еще лет пять назад проводившие школьные вечеринки по поводу «Дня всех святых», теперь не знают, как противостоять накликанным в перестроечном угаре темным силам.

Нынче накануне праздника нечистой силы в учебные заведения Москвы поступило распоряжение столичного департамента образования – «не допускать проведения Хэллоувина в какой бы то ни было форме». Православные поспешили объявить это своей победой, с чем, увы, можно согласиться только отчасти. В документе сказано: «Наличие в мероприятиях Хэллоувина элементов религиозного содержания (культ смерти или глумление над смертью, олицетворение смерти и духов Зла и т.д.) противоречит светскому характеру образования в государственных образовательных учреждениях, разрушительно для психического и духовно-нравственного здоровья учащихся...»

Как видим, налицо одно из проявлений борьбы за «светский характер образования» – в этом же ряду стоят недопущение священников в школы, запрет на преподавание основ православной культуры. В этом же циркуляре чиновники от образования рекомендуют педагогам «создавать новые формы совместных (дети-педагоги-родители) школьных праздников в соответствии с базовыми ценностями русской культуры».

Это мы уже проходили. В этом смысле советская власть была куда последовательней, не просто рекомендуя «создавать новые формы», но и предлагая вместо отмененных православных праздников в школе – коммунистические, как-то День пионера и т.п. Впрочем, судьба этих нововведений известна – они отмерли немедленно вслед за кончиной самой коммунистической идеологии. Потому-то непонятно, как эти самые чиновники могут исключить религиозный православный компонент из «базовых ценностей русской культуры» – пусть даже только в организации праздников, которые в России основывались на православном календаре.

Неясно, сколько еще будут оцеживать комара религиозности чиновники от образования, когда, наконец, придет понимание, что нечистую силу нельзя запретить приказом – именно потому хотя бы, что это реальная сила, – ее можно только побороть, вытеснить силой «чистой».

Очевидно, что причина этого в том, что у государственной власти в России до сих пор нет не только внятной политики в религиозной сфере, но и вообще внятного понимания будущности государства, направления его развития.

Ясно, что последовательных противников православия в той же Государственной Думе – единицы. Однако вот 17 октября в предвыборной суете депутаты приняли дополнения в Налоговый кодекс. Если этот закон пройдет сенатское сито и получит одобрение Президента, удар по Церкви будет такой сокрушительной силы, какого не было, пожалуй, за все годы новой Российской государственности. «Принятый по инициативе Правительства России закон вводит налоги на находящиеся у религиозных организаций здания и имущество детских учреждений, приютов и яслей, прочей недвижимости, – констатируется в Заявлении Центрального духовного управления мусульман России. – Новый закон сделает практически невозможной благотворительную, социальную и просветительскую деятельность...»

А 28 октября по этой же проблеме к Президенту обратились 30 архиереев Русской Православной Церкви: «В связи с таким подходом к налогообложению и сама религиозная деятельность наших монастырей, духовных школ, епархий и приходов будет поставлена под удар... Многие монастыри не смогут обеспечить себя, если имущество их подсобного хозяйства, которое не является имуществом религиозного назначения, будет облагаться налогом...

Во всем мире религиозные организации пользуются прямой поддержкой государства в благотворительной и просветительской деятельности, а их имущество не облагается налогами. У нас же государство возвращает ранее изъятую церковную собственность в полуразрушенном состоянии и, кроме того, еще хочет обложить ее налогом. Ведь даже в советское время, в период ожесточенных гонений на религию, с имущества религиозных организаций не взимался налог...»

«Суть проблемы в данном случае, по-видимому, заключается в том, что некоторые государственные деятели не желают понять, что Церковь и иные религиозные организации являются некоммерческими и бесприбыльными», – говорится в обращении.

Позволю себе предположить, что суть проблемы все-таки в ином.

Некоторые государственные деятели в силу недостатка культуры и патриотизма, боязни за свою власть и из-за надуманных опасений по поводу клерикализации государства готовы сделать все, чтобы помешать Церкви подняться и занять подобающее место в жизни общества. Они все еще полагают, что «свято место» может оставаться пустым. Они ошибаются. Туда обязательно подбросят убитую черную кошку.

И.ИВАНОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга