ДЕРЖАВА

«МЫ НЕ ДОЛЖНЫ БЕЗДЕЙСТВОВАТЬ»

Одной из неожиданностей нынешних выборов в Госдуму стал тот факт, что Народная партия третьим человеком в своем списке заявила Н.И.Державина – референта Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II. До сей поры Церковь дистанцировалась от какой-либо партии, теперь же по благословению Патриарха в большую политику вошел человек из его ближайшего окружения. Чем это вызвано? Как относиться православному человеку к выборам и вообще к политике? С этими вопросами мы решили обратиться к самому Николаю Ивановичу, с которым не однажды встречались уже по делам редакции в резиденции Патриарха. На этот раз застать его там оказалось невозможно – кандидат в депутаты все время ездит по стране. Между поездками в Кострому и Курск он нашел «окно», чтобы ответить на вопросы.

– Николай Иванович, в последние год-два Русская Православная Церковь неожиданно для многих выступила с резкими заявлениями против проводящейся в стране политики. В частности, критиковался курс на непомерное имущественное расслоение россиян, когда подавляющее большинство бедствует, а маленькая группа людей получает сверхприбыли. Не с этим ли связано такое активное участие церковных людей в выборах?

– Нельзя жить по пословице «У одного супчик жидковат, у другого жемчуг мелковат». Да, Святейший Патриарх довольно резко об этом говорил. Требование элементарной социальной справедливости есть и в Основах социальной концепции РПЦ. Эта концепция принята три года назад на Церковном Соборе, она соединяет в себе труд богословов, экономистов, социологов и других специалистов. Она отвечает на многие насущные вопросы, объясняет, как и для чего стране жить. Чтобы все это стало реальностью, меня и посылают в Думу.

– По решению Священного Синода церковные люди не должны участвовать в предвыборных кампаниях...

– Это относится только к священникам. У меня же сана нет. В 88-м году я закончил Духовную академию, стал кандидатом богословия, преподавал историю Русской Православной Церкви в Ленинградской семинарии. Священнического сана для этой работы не требовалось. А потом, в 90-м году, митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия избрали на Патриарший престол, он переехал в Москву и предложил поехать с ним, взял опять же на мирскую должность – референта.

– С Петербургом вас многое связывает?

– Родился я в Самаре, но по маминой линии корни мои питерские, прабабушка живет в Питере, ей 92 года сейчас, пережила там блокаду. Она – родоначальница большой семьи, в общей сложности мы насчитали семьдесят человек. А папа мой, протоиерей Иоанн Державин, родом из Тверской области. В Самарской области прослужил сорок лет. У него одиннадцать детей, и все мои братья и сестры в Церкви. В отличие от братьев, я не в сане, но отношусь к своей работе как к служению Богу и Церкви.

А что касается политики, скажу откровенно, что это для меня неведомый еще путь. Но есть надежда: если это дело богоугодное, нужное Церкви, то оно состоится. А примеров достойных политиков в истории государства Российского достаточно. И князь Владимир, креститель Руси, и Александр Невский, и Даниил Московский, Димитрий Донской – можно говорить о многих и многих.

– То есть вы воспринимаете работу в Думе как служение?

– Именно так. Человек, если пошел в политику, призван служить, а не просто занимать должность и получать деньги.

– Какие партии, на ваш взгляд, готовы к сотрудничеству с Русской Православной Церковью?

– Во-первых, конечно, это Народная партия (НПРФ), по спискам которой я избираюсь. Она появилась два года назад, и первым ее реальным делом было объяснение народу Основ социальной концепции РПЦ. Низовые организации НПРФ совместно с Церковью проводили Всероссийские образовательные чтения в Костроме и Красноярске, в Государственной Думе и вузах столицы. Это было тогда очень важно, потому что люди не знали о церковном взгляде на происходящее в стране.

Затем были другие совместные действия. В Думе НПРФ инициировала законы, ограничивающие рекламу алкогольных напитков и сигарет, а также показа по телевидению сцен жестокости и насилия. По инициативе Народной партии рассматривался проект закона об ужесточении ответственности за растление малолетних и пропаганду порнографии.

Еще у нас в стране есть весьма влиятельная политическая сила – Союз православных граждан (СПГ). Но это не партия, а общественное движение, которое по статусу своему не может выдвигаться в Думу. Поэтому СПГ выступил совместно с НПРФ, его руководитель Валентин Лебедев, редактор журнала «Православная беседа», идет в нашем списке первым по Московской области.

Отдельно на выборах выступила партия «За Русь Святую». На мой взгляд, пройти пятипроцентный барьер им будет проблематично.

Думаю, в нынешних выборах поднимать церковную тему станет также и блок Глазьева «Родина». Недавно был случай в Самаре, где я общался с избирателями. Одна женщина подходит ко мне: «Вы знаете, коммунисты, оказывается, такие православные, такие верующие!» Я удивляюсь: «А чего ж они раньше храмы рушили и священников расстреливали?» Она руками машет: «Это были не коммунисты, а жидомасоны, а вот коммунисты хорошие...» Ну и дальше про то, что Христос был первым коммунистом, что программа КПСС списана с Евангельских заповедей, и так далее.

– И этому верят?

– Внешне ведь все сходится. Лозунг «Все люди братья» и вправду взят из Евангелия. Но при чем здесь коммунисты? Демократы, между прочим, тоже используют этот лозунг – в своем билле о правах человека. И почему-то общий лозунг о братстве и равенстве не примиряет эти две партии, напротив, они злейшие враги. Значит, «братство» у них какое-то другое, не христианское? Надо ж понимать: истина, взятая половинчато, односторонне, не только извращает первоначальный смысл, но приводит к обратным результатам. Можно заявлять о равенстве – и поделить страну на рабов и преуспевающих чиновников.

Православные должны сами разобраться. Одно дело служение Церкви, а другое – использование авторитета ее в корыстных целях.

– Вы человек новый во всех этих предвыборных делах, со свежим взглядом. Как считаете, есть у нас честные политики?

– Я пока мало с кем общался, в основном с коллегами по предвыборной тройке. Это нормальные люди. Скажем, Трошев – боевой окопный генерал. Не паркетный, не штабной теоретик, а был в гуще событий и принимал решения, от которых зависели жизни людей. В Чечне он всегда старался договориться с жителями о взятии населенных пунктов под контроль без боя, не хотел жертв. Служил достойно и недаром стал Героем России. Потом Геннадий Николаевич стал помощником Президента по делам казачества. Совсем недавно, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, я видел его в Храме Христа Спасителя. Там он подписывал соглашение о сотрудничестве между Союзом казаков России и нашим синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными Силами. Присутствовали атаманы от Камчатки до Калининграда, все сказали «любо». И я видел, с каким уважением относятся казаки к Трошеву. В Думу он идет служить, а не ради корысти. Знаете, меня морально поддерживает то, что у нас в стране есть настоящие государственники.

– Все же многие православные относятся критично к парламенту.

– Многие православные вообще относятся к политике, к государственной деятельности с позиций стороннего наблюдателя. К сожалению. Занимают такую отрешенную позицию: мы в храме, нам здесь уютно, у нас свой мир, мы молимся, ходим в храм, а дела светские не интересуют. Это заблуждение свидетельствует о том, что многие люди вообще разуверились в бесконечных обещаниях политиков. Между тем святитель Филарет (Дроздов) говорил, что не может быть достойным гражданином Отечества Небесного недостойный гражданин Отечества земного. Нужно все-таки сознавать, что Господь дал нам место и время для жизни, чтобы мы преобразили этот мир. Церковь послана в мир, чтобы преобразить его.

– А вы считаете, что наш парламент с урезанными возможностями что-то может изменить?

– Я считаю, что чем больше в парламенте будет людей честных, способных служить благу Отечества, тем лучше. Все-таки, объединив усилия, можно инициировать принятие законов и поправок к действующему законодательству, чтобы многое в нашей стране изменилось к лучшему. В том числе и положение Русской Православной Церкви, которая была и остается государствообразующей религией. Не притесняя другие традиционные конфессии, необходимо ей придать соответствующий статус, чтобы она в полном объеме могла осуществлять свою миссию.

– Многие православные придерживаются монархических воззрений. Поэтому вообще не доверяют парламентаризму...

– Если вы монархист, то это же не дает вам право сидеть сложа руки. Идите в Думу, говорите с ее кафедры о преимуществах этого строя, принимайте законы. Если у нас в России встанет вопрос о восстановлении монархии в той или иной форме, то этот вопрос не пройдет мимо Думы. Пока что это самый представительный у нас орган народовластия.

– Вы по-прежнему трудитесь у Святейшего Патриарха?

– На время предвыборной кампании я, конечно, взял отпуск. Но Святейший Патриарх сказал, что независимо от того, стану я депутатом или нет, он бы хотел оставить меня референтом, хотя бы на общественных началах.

– А сейчас с ним встречаетесь?

– Ну, я же ему докладываю.

– Как его здоровье?

– Да все слава Богу, все преодолено. В конце сентября он съездил в Эстонию, служил, встречался с президентом страны, со многими людьми. Октябрь тоже был загружен. Так что он активно служит, работает с людьми, с документами – в полном объеме.

– Сейчас вы много ездите по стране. К нам, на Север, не собираетесь?

– Хотел бы приехать в Коми, я ведь уже был там в 1996 году, сопровождал Святейшего Патриарха. Ваша земля удивительная, чувствуется масштабность во всем. Мы летали на вертолете по монастырям. После этой поездки я сделал документальный фильм, который прошел на одном из каналов. Потом участвовал в составлении книги о святителе Стефане Пермском. Так что Коми Республика мне не чужая. Но сейчас побывать вряд ли смогу, поскольку у вас в Сыктывкаре уже есть сильный кандидат от НПРФ, действующий депутат Госдумы Валерий Марков. Он, кстати, возглавляет Северо-Западный список. Скорее всего, на «усиление» отправлюсь в Архангельск.

– Ваша работа на телевидении помогает в предвыборных делах?

– Вы знаете, да! Хотя люди реагируют не столько на мою внешность, сколько на голос. Привыкли к пасхальным и рождественским трансляциям за тринадцать лет.

Сейчас я, кстати, делаю передачу «Православная энциклопедия», она выходит на ТВЦ каждую субботу в прямом эфире. Попутно постигаю всю эту телевизионную «кухню». У меня создалось впечатление, что на телевидении окончательно возобладало стремление воспитывать людей с психологией потребления, молодежь учат «брать от жизни все»... Это ужасно. Там все поклоняются «богу» с маленькой буквы, имя которому – рейтинг. То же самое происходит и в нашем обществе, которое строится сейчас по американскому образцу. Надеюсь, мы всем миром сумеем изменить эту ситуацию, вернуть страну к традиционным ценностям.

– Дай Бог...

– На Него упование. Но и мы сами не должны бездействовать.

Беседовал М.Сизов


назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга