ХРОНОГРАФ Традиционалисты всех стран, В сибирском городе Ишим восстановлен бронзовый бюст Сталина. В 50-е годы местные почитатели зарыли изваяние в одном из скверов. В 99-м году его нашли и вот сейчас снова водрузили на пьедестал. Я против того, чтобы подобные памятники восстанавливались, но должен признать – в этом упрямстве есть какая-то своя правда. Избави нас Господь расставаться с прошлым по Марксу, смеясь или с равнодушной миной на лице. У нас некоторое время назад во многих церквях начались «чудеса». Подбрасывают образа, иногда привозят целые домашние иконостасы. На первый взгляд, радоваться нужно. Но вот рассказ священника одного из подмосковных храмов: «Венчалась юная пара, Аня и Саша, заранее заказавшая у художника софринской мастерской икону святых Анны и Александра, как посоветовал им кто-то из близких. С этой иконой я и закончил церемонию. А по окончании молодой муж из багажника своего автомобиля вытащил коробку из-под телевизора: «Вот тут бабушкины иконы, лампада...» – «Да вы же только что перед святыми ликами крестом себя осеняли, – возмутился я, – а теперь православную веру предаете!» – «Веру не предаем, – говорит его жена, – в Бога мы верим, а иконы просто в интерьер новой квартиры не вписываются. Не выбрасывать же их!» Безусловно, сталинисты, которые полвека берегли своего кумира, гораздо симпатичнее этих новых православных, которые избавляются ныне от старых образов в массовом порядке. * * * Борьба традиционного мировоззрения и модных систем мышления вообще довольно интенсивно окрасила новостные ленты минувших недель. В Канаде священник Джеймс Вагнер (г.Абботсфорд) был уволен за отказ... венчать «голубую» пару. Увольнения добилась община, которую окормлял о. Джеймс. Однако его бывшие прихожане-либералы торжествовали недолго. Их церковь ныне закрыта, а приход объявлен епархиальным начальством несуществующим. И, действительно, о какой общине может идти речь, если священник из нее изгоняется, по сути, лишь за то, что он христианин. Напомним, что Англиканская Церковь – это та самая деноминация, на которую очень рассчитывал православный мир в начале ХХ века. Казалось, мы очень близки – еще шаг, и одной Православной Церковью станет больше. Вспомним знаменитого мыслителя и сказочника того времени Клайва Льюиса, автора «Хроник Нарнии», «Мерзейшей мощи», философских работ. Самые ортодоксальные наши священники рекомендуют их прихожанам. А потом вдруг англиканство совершило резкий поворот... Но повернули не все. Многомиллионная кенийская община разорвала на днях отношения с англиканами США. Это решение было принято в связи со скандальным возведением в сан епископа гомосексуалиста Джина Робинсона. Можно не сомневаться, что за кенийцами последуют другие консервативно настроенные и многочисленные общины англикан в странах Третьего мира. Им надоело наблюдать, как их белые братья, соревнуясь в политкорректности, забывают о Боге. Еще одно столкновение традиции и моды можно было наблюдать в Италии. Там председатель радикального, но малоизвестного до сих пор Союза мусульман Италии Адель Смит добился, чтобы со стен начальной школы в городе Аквила было снято Распятие. Суд поддержал фанатика, зато на него обрушился гнев не только ревностных католиков, но и большинства единоверцев. «Мы отказываемся считать его членом мусульманского сообщества. Он – провокатор, который пытается втянуть нас в неправое дело», – заявил директор исламского центра Милана Али Абу Шваима. Кстати, Смит по рождению вовсе не араб, а европеец. История знакомая. Скандально известная Карельская мусульманская община состоит из этнических русских. А тамошние татары их терпеть не могут за фанатизм. Это еще раз свидетельствует о том, что людей объединяет не только вероисповедание. Фундаменталист в Италии нашел общий язык с судьей-либералом, а традиционно мыслящие мусульмане объединились с христианами. * * * В свете этого становится понятнее желание Владимира Путина включить Россию в круг стран-участников «Исламской конференции». Это вызвало широкую дискуссию в нашей стране. Масла в огонь подлила встреча Президента с Папой Римским, причем четко была обозначена тема беседы: «Роль России в объединении христианского мира». Если сопоставить обе инициативы Президента, восточную и западную, то можно говорить вот о чем. Предпринимается попытка с помощью консервативных мусульман и католицизма усилить позиции нашей страны в Евразии. Объединив все консервативные силы, можно было бы попробовать подорвать позиции как восточных фундаменталистов (с которыми мы тесно познакомились в Чечне), так и европейских либералов (как правило, враждебных России). В ЕС, например, идут ныне жаркие дебаты о месте веры в Европе. Как известно, Франция настаивает на том, чтобы само слово «христианство» не упоминалось в Конституции Европейского Сообщества. Италия, Германия, Ирландия, Польша придерживаются иной точки зрения. Взаимовыгодный союз Ватикана и потенциального члена ЕС – России – мог бы в теории стать серьезным доводом в этой борьбе. Но... Помните анекдот: «Микола, я медведя поймал». – «Так тащи его сюда». – «Да он меня не пущает». Проще говоря, хватит ли у нас сил для того, чтобы объединять и представлять традиционалистов (особенно с учетом конфликта между Русской и Католической Церквями)? Считают ли они нас союзниками, или поддерживают разговоры из деликатности? Практически не расслышано было реалистическое предложение Церкви – для начала попытаться объединить православных экономически. Политически Греция и Сербия, в отличие от Ирана или Германии, особого интереса для Кремля не представляют. Значит, можно их игнорировать? А массовую сдачу икон в храмы в самой России и вовсе не замечать. Но строить широкие планы с такими резервами – дело рискованное. В XIX веке у нас был опыт создания консервативного Священного союза, но он закончился Севастопольской страдой. Мы которое столетие с пугающей регулярностью наступаем на одни и те же грабли, можно сказать, топчемся на них. Чем мы слабее изнутри, в первую очередь, духовно, тем ослепительнее наши мечты. В.ГРИГОРЯН
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |