НАУКА И ХРИСТИАНСТВО НА КРАЮ НЕПОЗНАННОГО МИРА Уважаемая редакция! С наступающим Рождеством Христовым! Вашу газету я читаю уже 6 лет и считаю ее одной из лучших православных газет в России. Особенно радуют очерки о путешествиях по святым местам, обзор мировых событий с православной точки зрения. Хорошо и то, что вы публикуете письма читателей, вот и мое письмо появилось в № 393 «Веры» под заголовком «Истории с автомобилем». Мне как физику интересны также статьи о естественных науках, но порой кое-что в них вызывает возражения. В очерке М.Выгина «Царица наук» («Вера», № 436) приведена выдержка из интернета, в которой некий ученый делает попытку увидеть в микромире проявление троичности Бога. Будто бы то обстоятельство, что протон состоит из трех кварков и является стабильной частицей с зарядом, равным единице, отражает догмат о Святой Троице. Однако следует напомнить, что есть и другие случаи. Существует частица гиперон, которая, как и протон, состоит из трех кварков и обладает единичным зарядом, но живет всего 10 в десятой степени секунд. Отрадно, что М.Выгин не придает важного значения рассуждениям физиков на богословские темы. Герой его очерка – священник, бывший физик – покидает научную конференцию, чтобы заняться приходскими делами. Сами по себе попытки увидеть замысел Божий в законах природы вполне понятны, но относиться к ним надо осторожно. В православных изданиях встречаются публикации, где аргументы надуманны, не убедительны или просто смехотворны, как, например, в недавно вышедшей книге «Физика веры». В результате создается лишний повод для нападок на православие его противникам. Моя основная специальность – радиофизика, но как преподаватель вуза я не раз выступал с лекциями о соотношении религии и науки перед студентами, учителями на Димитриевских образовательных чтениях. Предлагаю вам свои заметки на эту тему. Железо и алмаз Естественные науки изучают материальный мир, то есть материю и законы, управляющие материей. Существует ли мир трансцендентный, то есть находящийся за границами нашего познания? Материалисты считают, что существует только материя в различных формах, причем человеческое сознание, разум, чувства – также продукты материи. Эта позиция материалистов противоречива, на что указывал известный философ С.Л.Франк (1877-1950). Действительно, если разум – продукт материи, то как он, разум, может знать достоверно, что ничего, кроме материи, не существует, то есть утверждать истину, которая выходит за пределы материи? Не уподобляется ли материалист тому карасю, который родился и живет в пруду и утверждает, что существует только пруд и ничего, кроме пруда? Таким образом, доказать рационально, что существует только материя, невозможно, как невозможно доказать и существование трансцендентного мира. Аналогично нельзя разумом доказать существование Бога или его отсутствие. И то, и другое – предмет веры. В этом смысле атеист – это человек, верящий в то, что Бога нет. Для истинно же верующего человека Бог – это реальность, которая так или иначе проявляется в его жизни. Несмотря на преследования верующих в России и долгие годы государственной атеистической пропаганды, 55% взрослого населения, согласно социологическим опросам, верит в Бога, из них подавляющее большинство (91%) придерживается православия («Российская газета», 12.01, 2001 г.). Между тем лишь несколько процентов населения в России регулярно посещают церковь. Это те, кто не только сознает Бога как реальность, но и живет в Нем. По словам апостола Павла, вера – это дар Божий. Люди приходят к Богу не разумом, а сердцем, то есть иррационально, и если человек ощутил в сердце своем Бога, то его не убедишь в том, что Бога нет. В этом причина того, что огромное число людей приняли мучения и смерть, но не отказались от своей веры. Никогда в истории человечества преследование и физическое уничтожение верующих не достигало таких масштабов, как в ХХ веке в России. Законопослушные и смиренные христиане уничтожались яростно, не мотивированно, только за то, что исповедовали христианскую веру. Только священнослужителей было расстреляно и замучено безбожной властью свыше 100 тысяч. Но время воинствующего атеизма ушло в прошлое. Каковы же аргументы нынешнего просвещенного атеизма? С ними можно познакомиться в статьях академика В.Л.Гинзбурга (В.Гинзбург, «Религия и наука. Разум и вера» – «Наука и жизнь», № 7, 2000 г.). Автор – известный астрофизик, в прошлом один из разработчиков отечественного ядерного оружия. Будучи убежденным атеистом, он, тем не менее, признает: «Доказать отсутствие Бога невозможно, как нельзя доказать и его существование». Он признает также, что современная наука не дает ответа на вопрос о происхождении жизни и сознания. Фактически эти признания означают крах научного атеизма. Общение с зарубежными коллегами, среди которых, по наблюдениям академика, немало верующих, сделало его терпимым в вопросах веры. С пониманием относится он к людям, верящим в «высшие силы, мировой разум», однако не может понять людей, исповедующих какую-либо религию. Его аргументы против религии таковы: как может Бог, если Он существует, допускать войны, геноцид, голод, болезни, а также существование различных религиозных конфессий, порой враждебных друг другу? Безусловно, это серьезные вопросы, но они не способны поколебать убеждения верующего, ведь христианская вера позволяет увидеть смысл в тех событиях, которые неверующему кажутся бессмысленными и жестокими. (Например, болезнь может служить указанием на то, что человек ведет греховную жизнь и ему следует измениться). Любопытно, что ученый, прекрасно знающий законы природы, не знает и не хочет знать духовных законов, которым подчиняется история человечества в целом и жизнь отдельного человека. У него не вызывает протеста, например, закон сохранения энергии или закон возрастания энтропии, а ведь эти законы могут иметь для человека трагические последствия: первый приводит к голоду, второй к старению и смерти. В то же время, понятия о Божьем промысле, бессмертной душе возмущают ученого-атеиста. А ведь духовные законы так же незыблемы, как и законы природы, и принимать их надо столь же смиренно. По образному выражению П.А.Флоренского, если законы природы – железные, то духовные законы – алмазные по крепости. Законы природы мы узнаем из научных экспериментов, а духовные законы открываются нам в Священном Писании и трудах подвижников Церкви. М.В.Ломоносов писал: «Природа и вера суть две сестры родные и никогда не могут прийти в распрю между собою... Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю вымерять циркулем. Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по Псалтыри можно научиться астрономии или химии». Вовне и внутрь В настоящее время можно выделить три основных направления исследований в области фундаментальных наук: – физика элементарных частиц, изучающая законы микромира; – астрофизика и космология, изучающие эволюцию Вселенной; – биофизика и молекулярная биология, изучающие закономерности живых организмов. Таким образом, фундаментальные науки занимаются ключевыми вопросами мироздания: какова структура материи, как возник наш мир, что такое жизнь? Бурное развитие естественных наук в XX веке породило некоторые иллюзии. Одна из них заключается в том, что наука с каждым новым открытием приближается к завершенной, истинной картине мира. Действительно, шаг за шагом мы уточняем свои знания о природе, однако есть все основания считать, что мир в познавательном смысле бесконечен, а приблизиться к бесконечности нельзя, мы всегда будем от нее на бесконечном расстоянии. Это означает, что сейчас, как и в древности, человечество бесконечно далеко от сколько-нибудь завершенной картины мира. Парадоксально, но в XVIII веке научная картина мира казалась более ясной, чем теперь. Поясним это на схеме, где малый круг означает объем знаний в XVIII веке, большой круг в XX, а вне большого круга находится непознанная часть природы. Объем знаний существенно возрос, однако, как видно из рисунка, возросла и граница этих знаний с неведомым, что означает увеличение числа нерешенных вопросов. Действительно, развитие науки сопровождается расширением фронта исследований и увеличением числа научных проблем. Например, исследуя структуру материи, ученые обнаружили, что, помимо протонов, нейтронов, электронов, из которых состоят атомы, существует множество других элементарных частиц, для которых не удается установить закономерности, аналогичные периодическому закону, установленному Д.И.Менделеевым для атомов. И это несмотря на то, что в этой области вот уже полвека трудятся лучшие физики мира. Или вот пример из области астрофизики: недавно обнаружено, что в космосе присутствует так называемая скрытая материя, о свойствах которой почти ничего неизвестно, причем такой материи во Вселенной более 90%. Итак, вместо приближения к завершенной картине мира, мы видим, что число вопросов множится, истина ускользает. Видные ученые вынуждены признать странную особенность в развитии фундаментальной науки: она порождает больше вопросов, чем разрешает. Иной путь познания бытия лежит через обращение человеческого духа внутрь себя и затем к Богу. Вот что говорил об этом афонский старец Силуан (1866-1938): «Умом мы не можем познать даже того, как сделано солнце; и когда мы просим Бога сказать нам, как Он сделал солнце, то ясный ответ в душе: смири себя и будешь знать не только солнце, но и Творца его... При таком, духовном, познании происходит нечто обратное тому, что мы видим в научном способе познания: ум отходит от бесконечной множественности и раздробленности явлений мира и всей силой обращается к Богу, и, пребывая в Боге, видит и себя, и весь мир». Таким образом, есть различные пути познания мира: рациональный (этим занимается наука) и иррациональный, то есть религиозный, духовный. Как видим, эти два пути не исключают, а дополняют друг друга. Происхождение Вселенной Со времен Джордано Бруно (1548 – 1600) атеистическая философия утверждала (без всяких на то оснований), что мир бесконечен во времени и в пространстве. Это позволяло обходить вопрос о возникновении мира. Однако современная космология опровергла это утверждение, доказав, что Вселенная возникла приблизительно 20 миллиардов лет назад и имеет конечные размеры. Что было до момента возникновения Вселенной (до так называемого Большого взрыва) и что находится за пределами Вселенной – на эти вопросы наука не отвечает, поскольку они лишены научного смысла. Таким образом, вопрос о возникновении мира вообще выходит за рамки науки, поэтому разногласия здесь возникают не между наукой и религией, а между атеистами и верующими. Первые верят в то, что мир возник сам по себе или существовал всегда, а вторые – в то, что мир сотворен Богом. Попытки критиковать Библию с позиций науки начались со времен французских энциклопедистов и, как правило, были довольно наивны. Дело в том, что в Библии и вообще в христианском учении отсутствуют какие-либо научные сведения об устройстве нашего мира. Святитель Василий Великий (IV век) говорил: «Библия не объясняет подробности мироздания, чтобы приучить наш ум к самодеятельности». Если бы в Библии содержались современные научные взгляды, то она была бы непонятна людям на протяжении 40 веков. Например, в Библии отсутствуют какие-либо указания на форму Земли, но если бы там было указано, что Земля имеет форму шара, то возникало бы недоумение: как люди удерживаются на ней. Ведь только три века назад появились ученые, способные понять явление гравитации. Цель библейского рассказа в другом – показать, что мир есть творение Божие. Картина сотворения мира, которая изложена в Библии (Бытие, 1), написана языком, понятным древнему человеку, для которого отсутствовали такие понятия, как вещество, пространство и т.д. Тем удивительнее, что изложенные в книге Бытия этапы сотворения мира не противоречат современным научным взглядам на эволюцию Вселенной (об этом смотри статью В.Тростникова в журнале «Москва» в № 8 за 1994 г.). Существует, однако, разногласие между религией и современной биологией по вопросу о происхождении жизни и человека. В учебниках биологии нам с претензией на научную строгость объясняют, как из простейших химических соединений самопроизвольно образуются сложные органические соединения, затем одноклеточные организмы и так далее вплоть до возникновения человека разумного. На самом деле в биологии нет теории, способной объяснить возникновение живых организмов из неживой материи. Перейти от неживой материи к живой ученым не удается ни в теоретических построениях, ни в эксперименте: даже между простейшими живыми организмами и самыми сложными органическими соединениями неживой природы лежит пропасть, которую преодолеть не удается. Живая клетка столь сложна, что у биологов невольно возникает мысль о Создателе. Эта мысль прозвучала недавно в интервью с биологами, расшифровавшими геном человека (см. в журнале «Наука и жизнь», № 2, 2001 г., с. 15). Что касается эволюционного учения, то после появления генетики оно пережило серьезный кризис и подверглось коренному пересмотру. Впрочем, и после пересмотра это учение нельзя считать обоснованной теорией, поскольку переход от одного вида к другому не наблюдался, а среди ископаемых останков переходных стадий между видами достоверно не найдено. А ведь при отсутствии экспериментальных данных никакую теорию нельзя считать достоверной. Например, учение о происхождении человека из обезьяны, широко внедренное в сознание людей, никогда не была научно обоснованным, скорее, имела место подгонка данных под заранее задуманную схему. Не случайно в этой области было так много подделок. Недавнее открытие генетиков показало ложность этой схемы: неандерталец не мог быть предком современного человека, это независимый вид, обитавший одновременно с древним человеком и исчезнувший в борьбе за существование (см. «Наука и жизнь», № 8, 2000 г., с. 32). Еще одно открытие генетиков указывает на то, что у всех людей на Земле была общая праматерь, жившая еще до разделения людей на расы. Это подтверждает существование библейской Евы. В биологии уже давно возникло направление – креационизм (от английского «creation» – сотворение мира), которое доказывает, что научные факты лучше вписываются в библейскую картину сотворения мира, чем в теорию эволюции. Любопытно, что среди известных биологов число креационистов примерно равно числу эволюционистов (см. «Наука и жизнь», № 9, 1998 г., с. 87). Наука и Церковь Европейская наука вышла из средневековых монастырей, но в последующем ей не раз приходилось вступать в конфликт с Католической Церковью. Например, учение Н.Коперника (1473-1543) было первоначально отвергнуто католическими иерархами, а выдающийся ученый Г.Галилей (1564-1642) предстал перед судом инквизиции как сторонник этого учения. Однако при внимательном рассмотрении таких конфликтов становится ясно, что это не были принципиальные разногласия между верой и знанием. Было всего лишь столкновение двух научных теорий: новой – гелиоцентрической и старой – геоцентрической, причем новая теория вовсе не противоречила христианскому учению. Сам Коперник говорил: «Моя задача найти истину в великом Божием творении». Старая теория опиралась на авторитет Птолемея и Аристотеля и позволяла правильно рассчитывать движение небесных тел, хотя и более сложным путем, чем теория Коперника. Но большинство ученых того времени держалось за старую теорию, и к этому большинству присоединились влиятельные деятели Католической Церкви, что впоследствии трактовалось как конфликт между Церковью и наукой. В отличие от Католической, Русская Православная Церковь за свою тысячелетнюю историю никогда не вступала в конфликт с наукой. Однако она всегда выступала против тех применений науки, которые противоречат христианским заповедям. И сейчас известны ее выступления против клонирования, эвтаназии и других направлений в прикладной биологии, где проявляется кощунственное отношение к священному дару – жизни. Массовая безрелигиозная культура ориентирована на материальные ценности, на культ удовольствия и поэтому, по сути своей, является бездуховной. Не случайно в ее недрах возникло и неостановимо ширится страшное зло – наркомания, и обуздать это зло наука (например, психология) не в силах. Медицина подключается к лечению наркозависимости на последнем этапе, тщетно пытаясь излечить законченных наркоманов. И только религия с ее четким понятием о грехе способна противостоять этому злу. Существуют результативно действующие христианские центры по борьбе с наркоманией. Еще одна глобальная проблема, которую можно решить, следуя христианскому мировоззрению, – экологическая. Сейчас становится ясно, что научно-технический прогресс не в силах решить экологическую проблему, которую он сам породил. Единственно возможное решение – сознательное самоограничение потребностей, а для этого надо опираться на христианские заповеди: любовь к ближнему, смирение, нестяжательство. Также следует отметить непримиримую позицию, которую Церковь всегда занимала в отношении различных суеверий (в этом отношении позиции христианства и науки близки). Сейчас распространенность суеверий во всем мире больше, чем в ХIХ веке и непрерывно растет: немало людей прибегает к колдунам, гадалкам, лечится у знахарей. Это касается не только России, но еще в большей степени материально благополучных стран. Чем объяснить этот парадокс? Почему, несмотря на научно технический прогресс, образованные люди охотно вовлекаются в мир призраков? По-видимому, это следствие общего упадка духовности. Душа не терпит пустоты, и если исчезает вера в Бога, то душа заполняется суевериями. Таким образом, Церковь не вмешивается в процесс научного познания, но она способна подсказать человеку, как правильно распорядиться полученным знанием. «Держись за ризу» Сейчас становится ясно, что противоречия между наукой и религией во многом надуманны, поскольку их цели и области приложения различны. Свидетельство этому – большое число верующих ученых. В заключение приведу несколько примеров. Постигая законы природы и поражаясь удивительному устройству мироздания, великий Ньютон (1643-1727) стал глубоко верующим человеком. Он говорил: «Такое изящнейшее соединение Солнца, планет, комет не могло произойти иначе, как по намерению и по власти могущественного и премудрого существа». Кроме своих знаменитых работ по физике и математике, он написал фундаментальный богословский труд. Б.Паскаль (1623-1662) был не только выдающимся физиком, но и философом-богословом. Ему принадлежит высказывание: «Есть три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; это люди разумные, но еще несчастные». Выдающийся физик А.Ампер (1775-1836) наставлял: «Одной рукой исследуй природу, а другой, как за одежду отца, держись за ризу Господа Бога». Л.Пастер (1822-1895) – основатель микробиологии, говорил: «Чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца. Я молюсь во время работ своих в лаборатории». Г.И.Мендель (1822-1884), основоположник генетики, открывший законы наследственности, был католическим монахом. А.Беккерель (1852-1908), первооткрыватель радиоактивности, лауреат Нобелевской премии: «Именно мои работы привели меня к Богу, к вере». Д.Д.Томсон (1856-1940), первооткрыватель электрона, лауреат Нобелевской премии: «Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая есть основание религии. Вы увидите, что наука не враг, а помощница религии». М.Планк (1859-1947), основатель квантовой теории, лауреат Нобелевской премии: «Куда бы мы ни обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией, мы скорее констатируем их абсолютную гармонию, особенно в области естествознания». А.Комптон (1892-1962), лауреат Нобелевской премии в области ядерной физики: «Вера начинается со знанием того, что Высший разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, разума – неопровержим». Ж.Леметр (1894 – 1966), бельгийский астроном, автор теории расширяющейся вселенной, был католическим священником. И.И.Сикорский (1889-1972), выдающийся русский изобретатель, после революции эмигрировал в США, где основал промышленное вертолетостроение. Свои христианские взгляды он изложил в «Книге о молитве Господней». Б.В.Раушенбах (1911-2001), академик, соратник С.П.Королева в освоении космоса, Герой социалистического труда. Еще в 60-е годы он выступал в московских вузах с лекциями о православных иконах, позже открыто заявлял о своей приверженности православной вере. Среди ученых встречаются верующие или равнодушные к вопросам веры (таких большинство), или атеисты – все это непосредственно не сказывается на их научной работе. Но есть одна особенность верующего ученого, о которой сказал М.Борн (1882-1970), выдающийся физик, лауреат Нобелевской премии: «Наука предъявляет много моральных и этических требований. Если ученый верит в Бога, это облегчает его проблему. Ученый должен иметь большое терпение и смирение, а эти качества может дать ему религия». В.Яцкевич,
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |