ПРАЗДНИК Великорецкий образ 19 декабря – память святителя Николая Чудотворца Первоначально слава имени святителя Мир Ликийских Николая зашла в пределы нашей земли, когда мы еще не знали истинного Бога и не были просвещены святым крещением. Летопись прп.Нестора, первого русского бытописателя, свидетельствует, что в 882 году в Киеве на могиле первого русского князя-христианина Аскольда (во святом крещении Николая) была построена церковь во имя его ангела – святителя Николая. С этого времени святой угодник Николай оказывает милость нашему Отечеству во все время бытия Руси. До сего времени он – друг, советник, заступник, помощник всех православных во всех важных обстоятельствах их жизни. С самых древних времен на Великой Руси святитель Николай прославился множеством чудесных знамений и исцелений. Так, в первые времена государственной и христианской жизни нашего Отечества, когда русский народ подвергся опустошениям и рабству во время татаро-монгольского нашествия, Господу было угодно послать утешителя Чудотворца Николая через его святой образ Зарайский (Корсунский), принесенный в Рязанскую область из Корсуни пресвитером Евстарфием. Такую же роль сыграл чудотворный образ святителя Николая Можайского, получившего свое имя от подмосковного города Можайска. Объединившись, окрепнув и ободрившись, Русь сбросила с себя сначала татарское иго, потом с успехом отразила попытки других захватчиков, стремившихся поработить ее. Содействие святителя Николая мирному устроению Русского царства осуществлялось через святой его образ Великорецкий, явленный на Вятке 24 мая (ст. стиля), в год Куликовской битвы – 1380-й. С этим образом связано установление третьего праздника в честь святителя Николая – день его рождения. В древних греческих текстах не указан день рождения святителя, но на Руси с древнейших времен он отмечался. В месяцесловах первоначально указывалось 23 и 24 августа, а с 1621 г. – 27 июня и 29 июля (ст. стиля). В 1552 году 23 февраля в Вятке было получено повеление царя Иоанна Грозного отпустить многочудесный и целебный Великорецкий образ для поклонения в Москву. Позже царем в благодарность Господу за помощь в одолении Казани был построен каменный храм о девяти верхах, с приделами, посвященными главным покровителям земли Русской – во имя Покрова Божией Матери и Вятского чудотворного образа святителя Николая Великорецкого. Сейчас он известен как храм Василия Блаженного на Красной площади. Под впечатлением чудной благодатной силы святыни сам митрополит Макарий, обученный художественной грамоте, писал с Великорецкого образа, мерой и подобием равные святой иконе. С этих времен, по церковному преданию, покровителями земли Московской стали считать святителя Николая и мученика Трифона. Во второй раз с осени 1614 года до весны 1615 года, согласно воле царя Михаила Федоровича Романова, чудотворная икона вновь побывала в Москве и вновь, щедро одаренная царем, возвращалась в Хлынов (Вятку). А уже в 1621 году в память пребывания чудотворного образа в Москве в 1555 году первый царь из рода Романовых Михаил Федорович повелел отмечать рожество святителя Николая 29 июля (ст. стиля) – 11 августа (по новому стилю). * * * В 2002 году «Церковный православный календарь» впервые опубликовал на 11 августа день празднования рождества свт.Николая Чудотворца (IV век) и память перенесения Великорецкой чудотворной иконы свт.Николая из Вятки в Москву (1555 год). Это значит, что чествование рождества святителя Николая и его Великорецкого образа возрождается как в былые времена, до забвения памяти этого события. Милостью Божией один из списков Великорецкого образа есть в городе Измаиле. По благословению благочинного Измаильского района протоиерея Георгия икона святителя Николая Великорецкого станет главной святыней вновь возрожденной в Измаильском порту часовни великого чудотворца. Закладка часовни состоялась в день начала ежегодного крестного хода на Вятке 3 июня 2002 года. По ходатайству верующих 4 августа 2002 года в Измаильской картинной галерее на экспозиции старинных икон был отслужен водосвятный молебен с акафистом святителю Николаю, освящены иконы экспозиции. С разрешения директора галереи икона была взята в Покровский кафедральный собор, где в канун праздника рождества свт. Николая был совершен крестный ход: с молитвенным пением объехали на автобусе все церкви и места ранее существовавших храмов, посвященных святителю Николаю. Утром следующего дня, после чтения акафиста свт.Николаю, началась праздничная Божественная литургия, по окончании которой под звон колоколов с иконами обошли крестным ходом Покровский собор. На следующий день икону вернули на прежнее место – в зал картинной галереи. Так прошел праздник рождества святителя Николая в южном украинском портовом городе Измаиле, где в былые времена особо почитали покровителя моряков – святителя Николая. Промыслом Божиим Великорецкий образ святителя Николая стал благодатным источником искренней любви верующих великому Божиему угоднику. Святителю отче наш Николае, моли Бога о нас! М.Довгаль
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |