ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ

МОНАСТЫРСКИЙ МЕД

Как Макарий Великий к нам на Север пришел и утвердился

О Свято-Макарьевском монастыре жители Сыктывкара знают разве что по меду, который продается в магазинах. Кто хотя бы раз попробовал монастырского медка, тот уже не покупает никакого другого. «Целебный мед, цветочный, от болезней помогает», – говорят постоянные покупатели.

Монастырь образован совсем недавно на самом юге Республики Коми, в селе Архиповка. Еще когда в 1998 году там появился Свято-Макарьевский скит, я хотел съездить в Архиповку. Как известно, Макарий Великий жил в III-IV вв. в Африке, в знойном Египте. Почему вдруг в честь этого святого решили назвать монастырь на Севере? И вот в этот Рождественский пост вместе с настоятелем обители о.Иоанном (Бугаевым) мы едем в Свято-Макарьевский монастырь.


О.Иоанн (справа) и о.Епифаний
с распятиями, изготовляемыми в монастыре

Из Сыктывкара отправились еще затемно. Рассвет застал в пути. На улице пятнадцатиградусный декабрьский морозец. Светает: яркое зарево от восходящего солнца разметало красные языки пламени по небу. И вдруг впереди на небе появилась яркая радуга. «Глядите, радуга!» – говорю своим спутникам. «Да, действительно, радуга... – удивляется о.Иоанн, – это посреди зимы-то». – «А небо такое красное к морозу бывает», – замечаю я. «У нас в Архиповке постоянно градусов на десять-пятнадцать мороз сильнее, чем в Сыктывкаре, – говорит о.Иоанн, – потому что место открытое».

Первоначально в Архиповке был образован женский скит, и возглавляла его монахиня Макария (Паршукова). Скиту были выделены земли, передано заброшенное здание школы. Но сестрам трудно было наладить здесь монашескую жизнь. А вот когда в прошлом году владыка решил преобразовать женский скит в мужской монастырь и назначил настоятелем о.Иоанна (Бугаева), работа закипела. Собралась братия. Стали расчищать место под монастырь. Оно находится в центре села. Только одного хлама и мусора вывезли больше сорока грузовых машин. Отремонтировали здание братского корпуса. Поменяли сгнившие нижние венцы жилого дома, переложили печи. Огородили монастырь изгородью. Этим летом уже на подсобном хозяйстве сажали свою картошку, разводили разную живность. Осенью начали строить двухэтажный монастырский дом. Когда мы приехали в монастырь, братия как раз работала на его строительстве. Поднимали тяжелые десятиметровые бревна на крышу.

Живут монахи и послушники пока что в одном большом доме, в котором четыре комнаты. Отапливается дом двумя деревенскими печами. Всего их десять человек: три монаха, три послушника и четверо трудников. Здесь у них и молитвенная комната, и слесарная мастерская, и спальня. Большая часть братии, как и сам о. Иоанн, прежде подвизалась в Ульяновском Стефановском монастыре.

Отец Епифаний – эконом обители – показал мне проект монастыря, выполненный сыктывкарским архитектором Павлом Резниковым. Красивая крепостная стена из бревен с высокой колокольней, расположенной над главным входом. Сам храм Макария Великого будет находиться в центре монастыря. Он одновременно и величественный, и простой. Будет строиться из круглых бревен.

За трапезой о.Иоанн делится со мной своими планами: «На следующий год думаем начать строительство подсобного хозяйства. Без него монастырь не выживет. И храм, и «подсобку» начнем строить одновременно. У нас 18 гектаров земли, на будущий год постараемся хотя бы половину обработать... А гостиница для паломников у нас будет напротив. Рядом с ней хотим богадельню для престарелых построить, тоже двухэтажную. Весной можно будет новых людей набрать. Люди нужны. Сейчас многие приходят, просятся. А брать-то пока некуда, жить негде».

Трапезничаем. Суп грибной кажется мне очень вкусным.

– Грибы сами собираете?

– Да, грибов в этом году очень много было: белые, красноголовики. Законсервировали сто банок, еще три ящика насушили.

К чаю на столе стоит мед. Попробовал: мед настоящий, натуральный.

– Что, мед тоже сами заготовляете? – спрашиваю у настоятеля.

– Да, мед у нас свой, в магазины Сыктывкара и Эжвы наш мед постоянно берут. Мы на него и свой сертификат брали, и медицинскую справку в СЭС. У нас 60 ульев. Правда, пасека не здесь, а в Шабалинском районе Кировской области. Там дядя Саша трудится.

– И много в этом году меда накачали?

– Сертификат брали на 550 килограммов, собрали, конечно, больше. На будущий год хотим сертификат на тысячу килограммов взять. Вообще, наш мед пользуется спросом. На рынке наш человек мед продает. Рядом бабушки стоят, медом торгуют. Так за монастырским больше подходят, чем к бабушкам. Появились свои покупатели, которые только наш мед и берут.

Отец Иоанн – хозяйственник. В Ульяновском монастыре он занимался подсобным хозяйством. Правда, трудился он там недолго. Потом его направили на приход в село Нившера Корткеросского района, после этого год служил на подворье Кылтовского монастыря в г.Сыктывкаре, пока не перевели в Архиповку. А родом о.Иоанн с Кубани, из станицы Брюховецкой. В этой же станице жила мама владыки Сыктывкарского Питирима с дочерью Татьяной. Владыка его, можно сказать, «переманил» на Север, в свою епархию. На Кубани он был старостой на приходе.

Ближайший помощник настоятеля – о.Епифаний. Трудится в монастыре вместе со своим сыном о.Евгением. Отец Епифаний в Ульновский монастырь поступил почти с самого его возобновления. Сам батюшка рассказал мне свою историю: «Мама у меня коммунистка была, а перед смертью пришла к Богу, стала ходить в церковь, сына моего крестила. Меня тоже заставляла креститься, деньги давала, а мне все не до этого было. Когда умирала, просила меня заказать за нее отпев в каком-нибудь монастыре на вечное упокоение. Тогда как раз Ульяновский монастырь открылся. Я думаю: «Поеду туда, закажу за маму на вечное упокоение, неделю-две поработаю во славу Божию, а потом вернусь». Да там насовсем и остался. Когда жена умерла, сына забрал к себе. Он с 14 лет в монастыре. Там и школу заканчивал, и Духовное училище. Я, правда, на девять месяцев уходил в Архангельск. Там на Веркольском подворье был. Храм Александра Невского на станции Глубокой строил, а потом снова в Ульяновский монастырь вернулся. Сейчас вместе с сыном трудимся в Архиповке. Он тоже в постриге, служит дьяконом».

Отец Епифаний родом с Украины. Жил с семьей в Виннице. В своей мирской жизни работал летчиком в гражданской авиации. Потом механиком. Человек он мастеровой. В 75-м году переехал в Ухту, там работал товароведом но торговой базе, потом попал в тюрьму. «Был и такой грех в моей биографии», – сознается о.Епифаний. Говорят, у монахов биографии нет, она начинается после того, как человек принимает постриг: с новым именем – новая жизнь. Но о.Епифаний от своей прошлой жизни не отказывается. Считает, что Господь специально позволил ему пережить такие лишения, чтобы теперь он мог помогать таким же оступившимся людям.

В Свято-Макарьевский монастырь пишут со всей России. «Много писем приходит из тюрем, – говорит о.Епифаний, – и на каждое письмо нужно дать ответ. Они же потом это письмо по пять-шесть раз перечитывают. Дают почитать другим. И вот освободится такой из тюрьмы со справкой, на работу он не устроится, жить негде... Сколько таких после тюрем бичует по помойкам. Насобирают чего-нибудь, залезут в трубу или в подвал, «трои» напьются, уснут, потом замерзают по пьянке».


Строительство церковного дома

«Мы с братией хотим построить в монастыре дом для престарелых, – делится планами о.Епифаний. – Сейчас многие дети бросают своих родителей. Жалко на этих брошенных стариков смотреть. Конечно, с ними тяжело и проблем много, но вот только когда мы теряем своих родителей, тогда начинаем понимать, что они для нас значили.

Стараниями о.Епифания за год в монастыре собрана хорошая мастерская, приобретены столярные инструменты. Братия изготовляет кресты и распятия. Большинство икон для иконостаса будущего храма уже написал сыктывкарский художник раб Божий Геннадий. Когда он начал писать первую икону Серафима Саровского, то совсем бросил пить. Сейчас не пьет, не курит, постоянно молится, и иконы у него получаются не хуже софринских.

Есть и у монастыря добровольные помощники. Много помогает монастырю председатель совхоза Владимир Леошеня. Назначен он председателем не так давно, получил в руки разваленное хозяйство. Начал с того, что восстановил разрушенную ферму, завез туда новую породу коров из Кирово-Чепецка. Начал распахивать и засевать заброшенные земли. «Хороший хозяйственник, – говорит о.Иоанн. – Когда к нему обращаемся, он никогда нам не отказывает. Только у него никого помощников нет. Один-то он тоже ничего не сделает».

Есть в Житии Макария Великого один эпизод, который потряс меня до глубины души. За свои пустыннические подвиги преподобный получил от Господа такую силу, что мог воскрешать даже мертвых. С умершими он разговаривал точно так же, как с живыми.

Однажды преподобный Макарий шел по пустыне и нашел высохший человеческий череп. Повернув его своим жезлом, преподобный спросил череп: «Кто ты такой?» – «Я, – отвечал тот, – был начальником языческих жрецов, обитавших не сем месте. Когда ты, авва Макарий, исполненный Духа Божия, умилосердившись над находящимися в муках в аду, молишься за нас, мы тогда получаем некоторое облегчение». – «Какое же облегчение вы получаете? – спросил Макарий. «Как далеко отстоит небо от земли, – отвечал со стоном череп, – так велик огонь, среди которого мы находимся, палимые отовсюду с ног до головы. При этом мы не можем видеть лица друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы видим немного друг друга и это служит нам некоторым утешением». – «Есть ли какие-либо другие мучения, лютейшие ваших?» – спросил Макарий. «Внизу, намного глубже под нами, находятся многие другие... Мы, не знавшие Бога, немного еще ощущаем милосердие Божие. Те же, которые познали имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали, испытывают внизу нас гораздо более тяжкие и лютейшие мучения».

Меня всегда удивляло: почему на иконах Страшного Суда в числе первых в геенну огненную идут архиереи, священнослужители и монашествующие? Когда же я прочитал Житие Макария Великого, то понял это. В Житии блаженной Матроны говорится, что в последние времена сатане будет дана такая сила, что все священство будет находиться в прелести и все пойдет в ад. Вот почему эти блаженные, жившие в наше время, не благословляли поступать своих духовных чад во священники. Слишком велик крест священнического служения, и не каждому под силу его снести. Однако и вне Церкви, вне церковных таинств нет спасения. Видимо, поэтому выдающийся из аскетов и учителей Церкви преподобный Макарий Великий пришел к нам, на Север, чтобы своим примером и молитвенным заступничеством приводить людей к Богу и спасать от вечной погибели.

Уезжая из монастыря, я попросил братию обязательно пригласить меня на освящение храма Макария Великого, который они планируют построить уже в 2005 году. Отец Епифаний хотел бы видеть этот храм таким же прекрасным, как в Кижах, с двадцати двумя луковицами, покрытых лемехом и построенном без единого гвоздя.

– Хорошо бы этой зимой лес заготовить, тогда успеем за год храм поставить, – говорит он.

– Дай Бог, чтобы все у вас получилось! – пожелал я братии на прощание.

Знаю, что им очень нужна сейчас помощь Божия.

Е.СУВОРОВ
Фото автора.

Адрес обители: Республика Коми, Прилузский р-н, Свято-Макарьевский монастырь. Настоятелю о.Иоанну (Бугаеву).

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга