СОБЫТИЕ НА РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ... К МАТРОНУШКЕ Первый день Когда близкие мне люди, братья и сестры во Христе, узнавали, что я еду в Москву на Рождественские чтения, все в один голос заявляли: «Какой ты счастливый, в Храме Христа Спасителя побываешь!» И подавали записки на молебен Матронушке, даже не спрашивая, собираюсь я к ней или нет. Как бы для всех православных очевидно, что если кто-то едет в Москву, то обязательно побывает в Покровском монастыре и поклонится мощам дивной угодницы Божьей. Когда во второй и в третий раз я услышал, какой я счастливый человек, то подумал: «А может, и действительно счастливый! Ну какое еще может быть большее счастье для православного христианина, как побывать в самом главном нашем храме – Храме Христа Спасителя, присутствовать там на торжественном патриаршем богослужении, услышать проповедь самого Святейшего и выступления выдающихся богословов и иерархов Церкви?» ![]() Последний раз я был в Москве в 1997 году, когда Храм Христа Спасителя только строился. Тогда я мог лишь обойти его со всех сторон и сделать несколько снимков. А сейчас вот оно – все потрясающее внутреннее благолепие Дома Божьего перед моими глазами. Можно смотреть, восхищаться и прикладываться к иконам. Пленарные заседания проходили в зале Церковных Соборов. Этот уникальный зал по своим размерам напоминает римский Колизей и похож на большой перевернутый муравейник, где на самом верху, то есть внизу, – трибуна с выступающими, а по многочисленным боковым проходам, как по муравьиным тропам, постоянно снуют маленькие человечки. Я слушал выступления с последнего ряда, откуда все как на ладони и где потрясающая акустика. Повсеместно вмонтированные усилительные колонки позволяют не чувствовать себя ущемленным, в какой бы части зала ты ни находился. Одна проблема – нельзя сфотографировать выступающих, далеко находятся. Зато в перерывах и даже во время выступлений со всеми из них можно встретиться в кафе, расположенном в правом крыле зала Церковных Соборов, куда рано или поздно заглядывают почти все прибывшие на чтения. Из выступлений, кроме патриаршего, больше всего запомнились речи митрополита Кирилла и игумена Ипатия (Хвостенко). Митрополит говорил о невозможности встречи в современных условиях Папы Римского и нашего Патриарха, потому что «люди подобного уровня при встрече должны облобызаться, а это будет ложной картиной», которая может быть расценена рядовыми прихожанами Православной и Католической Церквей как показатель, что никаких противоречий между нашими Церквями нет. А это далеко не так. Беспокоит владыку и постепенное вхождение России в Общеевропейский Союз, который живет явно не по православным законам и пытается создать для всех стран единую общеевропейскую конституцию, противоречащую православной морали. Горячим было выступление оптинского игумена-иконописца Ипатия – об искупительной жертве Царя-мученика Николая II. Отец Ипатий убедительно показал, основываясь на Священном Писании, что добровольная жертва Царя-мученика все-таки, по пророчеству монаха Авеля, была искупительной жертвой за Россию, и это никак не входит в противоречие с тем, что всех нас уже искупил Христос. Выступление игумена вызвало бурю аплодисментов. Неожиданная встреча Здесь я встретил знакомую инокиню – Маргариту Калашникову, которая прежде подвизалась в северном Печорском монастыре и в Яренске. Она – духовное чадо схимонаха Усть-Вымского монастыря Феогноста, почившего три года назад. А сейчас инокиня – организатор выставки «Подвиг новомучеников и исповедников Российских и духовное возрождение Отечества». Эта выставка развернута в левом крыле зала Церковных Соборов. На ней представлены святыни почти со всех епархий: частицы св. мощей новомучеников и исповедников Российских, частицы покровцев, облачений, редкие документальные свидетельства. Святынь так много, что сразу же охватить их просто невозможно. Около каждой экспозиции стоит свой представитель и рассказывает о ней. Открывают выставку экспонаты Марфо-Мариинской обители. Все вначале подходят прикладываться к святым мощам Великой княгини Елизаветы Федоровны и великомученицы Варвары, которые стоят в золотых мощевиках слева от входа. Рядом огромные портреты Елизаветы Федоровны, Царицы, Царя и царевен. Два стенда было развернуто по новомученику митрополиту Серафиму Чичагову. На ней он представлен не только как прославленный святой, но и как летописец, художник, иконописец, врач-гомеопат. Также долго стоял я перед экспонатами из музея св.Павла Флоренского. Как старая знакомая инокиня Маргарита показывает мне святыни, рассказывает, с какими трудностями пришлось столкнуться, чтобы все это собрать и сюда доставить. Как оказалось, инокиня Маргарита несет послушание референта Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, а здесь, на чтениях, является куратором секции «Новомученики и исповедники Российские». «Как получилось, – спрашиваю м.Маргариту, – что ты, простая монахиня, стала организатором такой большой выставки и куратором секции?» «Благословение на постриг от батюшки Феогноста я получила 17 июля, – отвечает м.Маргарита. – А это, ты знаешь, день Царственных страстотерпцев. Сам же постриг был произведен 18 июля – в день памяти великомученицы Елизаветы Федоровны Романовой. Так получилось, что и потом судьба меня сводила с новомучениками и исповедниками Российскими. В итоге назначили меня быть куратором секции по новомученикам на прошлогодних чтениях. А потом Святейший Патриарх благословил открыть эту выставку. Как она должна быть организована и как будет наполнена, об этом никто не знал. Но все устроилось промыслом Божьим по молитве самих новомучеников. Никто не думал, что выставка примет такой размах. Когда пришли профессионалы-музейщики и спросили меня, сколько времени мы готовили экспозиции, то не поверили, что все сделано за три месяца. Обычно такие вещи готовятся за год. Благословение на ее организацию получила 1 ноября прошлого года, а в конце ноября этого директор музея Храма Христа Спасителя мне посоветовала отказаться от выставки, потому что еще ничего не было готово. До пострига я работала начальником отдела рекламы и маркетинга, кое в чем разбираюсь, но все равно нужного опыта не хватало, не знала, за что в первую очередь хвататься. Тем более здесь необычный зал, разделенный двумя рядами колонн и не приспособленный для выставок, совершенно новая тема, такие духовные пласты – все это нужно было продумать... А когда все экспонаты были привезены сюда и размещены по своим местам, возникло ощущение храма, благодати. Я вдруг поняла, где нахожусь. Я поняла, что это сейчас самое святое место в Москве, потому что сюда свезены святыни со всей России – из сорока мест. Что замечательно, впервые заседания чтений начались не в зале перед трибуной, а здесь, на открытии выставки, словом, которое было сказано владыкой Ювеналием, возглавляющим комиссию по канонизации. Служился молебен, и батюшки о.Андроник, о.Афанасий, о.Иосиф были облачены во священнические ризы священномучеников. Это было удивительно. Благодать необыкновенная». С моей точки зрения, эта выставка является тем образом, которого не хватало Рождественским чтениям, чтобы дополнить слово, которое звучит на протяжении 12 лет с его трибун. Эти святыни, воспоминания, личные вещи, мощи тех, кто своей кровью, своей мученической кончиной прославил Господа, – ведь это тоже слово, но слышимое сердцем, душою. На Рождественские чтения приезжают те, кто уже находится в церковной ограде. А на выставку, я думаю, надо привести тех людей, которые еще далеки от Церкви. И тогда через образ они смогут прийти к первообразу, ко Христу. Людям проще понять, что истина находится в Православной Церкви, когда они увидят частичку рясы с пролившейся кровью загубленного за веру священника. Они увидят эти антиминсы, на которых молились в тюрьмах, увидят самодельный иконостас о.Павла Флоренского, который он составил из дощечек, а иконы нарисовал простым карандашом. Они поймут, что православие не оторвано от жизни, оно очень конкретно и жертвенно. Выставка организована по региональному принципу, но одна витрина не приписана к какой-либо епархии или региону. Она называется «Мученичество, евхаристия, спасение» и находится в центре зала, является как бы престолом. На ней царские вещи, рушник из царской семьи, святая Чаша, антиминс Павла Флоренского, земля из Алапаевской шахты, которая благоухает. Я попросил матушку Маргариту рассказать историю этой необычной святыни. – Земля взята была из шахты в Алапаевске, где мученически погибли Великая княгиня Елизавета Федоровна, ее келейница Варвара, Великие князья. Землю взяла в 92-м году директор православного театра «Глас» Татьяна Белевич, чтобы использовать в постановке о мученице Елизавете и Царской семье. И вот когда труппа собралась на студию для записи спектакля, то вдруг почувствовали в комнате сильное благоухание. Вначале подумали, что разлили духи. Но когда подошли взять землю, которая хранилась у них в красном углу за иконой Владимирской Божией Матери, то поняли – благоухает именно земля. Приехали в студию. Благоухание усилилось, его явно ощущали все присутствующие. Это было шестым свидетельством, послужившим прославлению Елизаветы Федоровны. Уже после разговора с матушкой Маргаритой во время Рождественских чтений я несколько раз приходил на выставку – и всякий раз уходил потрясенный. Исцеление Много событий мы пережили в те дни. Однажды по окончании пленарных заседаний мы вместе с Володей Григоряном и другом нашей редакции Светланой Вяткиной из Перми – редактором православного журнала «Светоч» – решили прогуляться по ночной Москве. От Храма Христа Спасителя пошли в сторону Кремля. Куда еще иногородним идти в Москве? Вот он, Кремль-батюшка, с многочисленными башнями и куполами – сказочный на фоне темно-синего ночного неба. Пока мы любовались этим видением, подул пронизывающий холодный ветер, с крыш начало заметать поземкой. И для нас гулянье обернулось простудой. Я еще как-то держался, а Володя и Света заболели не на шутку. Чувствуя в себе хворь, я с утра пошел в Храм Христа Спасителя на богослужение и заказал водосвятный молебен за себя и друзей. Внутри храма столько престолов, что одновременно в нем служат сразу несколько батюшек. Я подошел к тому, кто совершал водосвятие. Дождался, когда батюшка прочитал мою записку, освятил воду и окропил ей всех присутствующих. С первым же прикосновением святой воды болезнь моя стала отступать, словно Сам Спаситель исцелил меня своим прикосновением. Завьюженная очередь А чтения шли своим чередом... Был я на нескольких секциях, в том числе с таким необычным названием: «Православные основы творчества и воспитания в детском и молодежном театре». Попал я туда из-за интригующей агитации очень обаятельной представительницы театра Галины Вайгер. Был и на двух научных конференциях. Одна из них называлась «Научные и богословские аспекты описания чудесных знамений, происходящих в Православной Церкви». Большинство случаев, о которых я там услышал, оказались мне уже известны, да и научный подход, признаться, мне не понравился. Надо ли к чудесам Божьим подходить с пробиркой и микроскопом? После этой конференции во мне вдруг заговорила совесть, что я до сих пор еще не сходил на поклонение к Матронушке. Не откладывая больше ни одной минуты, поехал в Покровский монастырь. Как назло, когда я подъехал к Покровскому монастырю, разгулялась настоящая пурга. Ветер крутил снежные хлопья над ночным монастырем. Сразу же от входа стоит очередь, я встал в нее. Спросил у последнего: – К мощам стоите? – Нет к иконе, а к мощам с другой стороны храма очередь. Иду в начало очереди и вижу: к большой иконе Матронушки с силой прикладывают бесноватую. Она вырывается, кричит. Наконец приложилась и вся расхристанная, уставшая, заплаканная отошла от иконы и встала рядом с ней. Сопровождающая женщина успокаивает бесноватую: «Ну вот, видишь, все хорошо, теперь тебе будет лучше, теперь он тебя не будет беспокоить». Бес, видимо, действительно вышел из больной женщины. Она улыбается, сама еще не может в это поверить. Сразу же за чудотворной иконой, установленной в нише в стене храма, внутри самого храма находятся мощи Матронушки. Очередь к ним раза в четыре длиннее, чем к иконе. И с каждой минутой все подходят и подходят новые люди. Только я встал в очередь, как ко мне подошел человек лет сорока пяти, бомжеватого вида и попросил: «Дайте Христа ради на хлеб, кушать нечего». Достаю кошелек, протягиваю червонец. «Спаси вас Господи! Дай вам Бог здоровья!» За мной встала женщина, он и к ней с той же просьбой, потом – автоматически к следующим приходящим. Обратился я к Матронушке: «Святая Матронушка, вразуми ты этого нахального «нищего». Что ж он всех, приходящих к тебе, смущает». Действительно, в очередь подошли интеллигентные, еще совсем молодые бабушка с дедушкой с маленькими внучками-близняшками и начали громко срамить не в меру обнаглевшего «собирателя дани», так что ему пришлось ретироваться. Очередь продвигается очень медленно, а непогода разгулялась. Вьюга неистовствует, заметает мою непокрытую голову. Замечаю, что в очереди в основном одни женщины, больше среднего возраста, но много и молодых девушек, лет 15-16. А мужчин – на сто человек, может, один. Какая-то пожилая сестра впереди меня, вся в черном, читает про себя акафист Матронушке и очень часто кланяется на все стороны. Как я понял, кланяется она больше для того, чтобы согреться. При чтении акафиста так часто кланяться вовсе не обязательно. Я стою и завидую этой сестре: вот молится Матронушке, додумалась взять акафист, а я нет. Как только она закончила, прошу книжечку себе и начинаю читать вслух. Вокруг меня сразу же образовалось кольцо, все люди крестятся, даже подпевают. «Господи, вот она, Россия, вот она где, наша православная Русь!» В очереди, может, до тысячи человек, и ведь никто не лезет вперед, никто не уходит, хотя стоять надо больше трех часов. Молодые девчонки рядом со мной подпрыгивают с ноги на ногу. Обе заиндевели. – Ну, вы совсем как Снегурочки, – говорю им, помогаю отряхнуться от снега. – А вы как Дедушка Мороз, у вас целые сугробы на плечи намело. Сбивают с меня сугробы, в волосах целые комки снега. К концу очереди чуствуется, что все мы соединены общим духом, общим молитвенным устремлением припасть к мощам великой угодницы Божьей. Молитва Матронушки разрушает вражеские козни, прогоняет бесов, исцеляет от неизлечимых болезней. Почему-то приходит мысль, что два десятка лет назад почти так же все, когда приезжали в Москву, стояли в очередь в мавзолей. Вот только никто там не молился, не заказывал молебнов Ленину, чтобы он умолил Господа о нашем здравии и благополучии. Этот набальзамированный идол и сейчас лежит на главной нашей площади и держит нашу страну в своих сатанинских чарах. После чтения акафиста я почувствовал, как отношение ко мне окружающих переменилось. Женщина, похожая на монашку, стала рассказывать, как она побывала на выставке «Русь Православная» в Гостином дворе и видела там, обильное мироточение двух икон: иконы Божьей Матери и Александра Невского. Так мы ободряли друг друга. По приезде домой я узнал, что Богородичная икона – «Знамение» Божьей Матери – была привезена в Москву о.Пафнутием Жуковым из Сыктывкарской епархии (об этом читайте в конце статьи – ред.). Счастливый человек Промерзшие до посинения, мы наконец-то вошли в храм. Я встал в очередь на записки, заказал молебен с чтением акафиста Матронушке за всех, кто меня об этом попросил, и за своих близких. В одной записке можно указывать пятьдесят имен. Богатая рака святой, в которой находятся мощи, украшена огромными цветными лампадами и живыми цветами. Еще ни у кого из святых я не видел, чтобы к ним несли столько цветов. Все с благоговением прикладываются, ставят Матронушке свечи. Уходить от святой не хочется. Благодать ощущается явно. Как только я приложился к мощам, сразу же почувствовал необыкновенную духовную радость. На выходе сестра подала мне увядшие цветы от мощей. Они тоже являют чудеса. ![]() Насколько велика помощь Матронушки мне пришлось убедиться на следующий же день. Лампадным маслом от святых мощей помазался разболевшийся Володя Григорян, у него поднялась температура до 38,5. И дал это маслице Галине Вайгер, у которой сильно заболел сын. У него тоже была высокая температура, возможно, грипп. Володя еще на ночь попил чаю с цветочками от Матронушки, а наутро встал без температуры. Галина, придя домой, помазала крестообразно лоб сыну, а на следующий день он уже убежал на улицу гулять, полностью излечившись. Думаю, что и меня Матронушка уберегла от московского гриппа, которым все-таки успели заразиться многие из приехавших на Рождественские чтения. Убежден, что по молитве Матронушки я на следующий день смог встретиться с настоятельницей Марфо-Мариинской обители. Давно мечтал попасть в это святое место, и вот, наконец, желание осуществилось. Когда я вернулся домой, когда в полной мере осознал, где побывал, с какими святынями и людьми встретился в Москве, то вдруг понял, что я – счастливый человек. Е.СУВОРОВ
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |