ДЕНЬ ЗА ДНЕМ

Николай чудотворец помогает всем

В городе Вятские Поляны (Кировская область) в крещенском ходе на реку Вятку нынче приняло участие около семи тысяч человек. На вопрос корреспондента «Веры», возможно ли такое в небольшом городке, благочинный отец Алексий Сухих ответил, что город не маленький – 45 тысяч жителей. В иордань окунались и дети, и старики. Вместе с православными на реку ходило даже какое-то число татар-мусульман, которые благоговейно относятся к чину освящения воды.

Татары, надо сказать, составляют существенную часть населения. Они очень почитают святителя Николая Чудотворца. Свежий пример: женщина-мусульманка много лет страдала бесплодием и решила обратиться к святому Николе. Ходила в храм, молилась, читала акафист. «И вот недавно, – рассказывает о.Алексий, – Господь ей дал сына».

В каком-то смысле местным событием батюшка считает избрание на престол Первосвятителя Русской Православной Старообрядческой Церкви владыки Андриана (Четвергова). Совсем недавно он носил титул епископа Казанского и Вятского, бывал в гостях у отца Алексия, оставив о себе хорошую память. Рассказывал, в частности, о том, как ходил в Великорецкий крестный ход. Старообрядцы совершают его на рождество свт. Николая.

Среди местных новостей можно отметить, что в соседней Сосновке состоялось освящение второго престола во имя св.Патриарха Тихона. Храм разместился в сельском клубе, построенном на месте сгоревшего деревянного храма. Такая вот преемственность. В самих Вятских Полянах закончено строительство железобетонно-декоративной ограды вокруг Никольского храма. Смотрится, по словам очевидцев, очень красиво, будто резная.

Продолжаются работы по реставрации Михайло-Архангельского храма и созданию вокруг него монастыря. Только что закончено строительство нескольких келий. Монахов пока нет, но есть два послушника. Церковь у них деревянная, была перевезена четыре года назад из села Суши. Так энергия одного человека возвращает Вятским Полянам православное лицо.

Надо сказать, что батюшка – собиратель материалов по истории православия на Вятской земле. Через две недели планирует выпустить в Кирове вторую книгу «Вспомним поименно» – о духовенстве губернии, принявшем мученическую смерть. Она содержит более тридцати подробных биографий, в том числе епископов-священномучеников Никиты (Прибыткова) и Алексия (Орлова). Их расстреляли в 30-е годы. Редактировал издание известный православный журналист Владимир Семибратов.

В.Григорян

10 лет вепской волости

Каждый год на Земле исчезает несколько – от трех до семи – языков. Исчезают уникальные кладовые общечеловеческой памяти, и, кажется, невозможно сопротивляться этому. Точно так же, скептически, отнеслись в начале 90-х к созданию на юге Карелии Вепской национальной волости с местным самоуправлением. Находится она на берегу Онежского озера и состоит из трех крупных сел – Шелтозеро, Шокша и Рыборека. В волости живут около 2,5 тыс. вепсов– большинство из сохранившихся на Земле. 21 февраля вепсы отмечали 10-летие образования волости, правда, не очень торжественно – всего лишь провели собрание хозяйственного актива. В тот день на наши вопросы ответил участник собрания иеромонах Досифей (Ларионов), настоятель Благовещенского Ионо-Яшезерского монастыря.

– Три года назад, по данным статистики, в Карелии меньше всего детей рождалось в Пряжинском, Калевальском районах и Вепской волости. То есть в национальных районах. Продолжается ли эта тенденция?

– Как пишут в наших газетах, смертность в Карелии в два раза опережает рождаемость. Особенно это заметно в сельской местности, где живут карелы и вепсы.

– Какова роль Церкви в сохранении «малых» народов?

– Население убывает от пьянства, абортов, распада семей. Материальной неустроенностью это нельзя оправдать. Просто люди забыли свои нравственные корни. А где они? В Церкви. У вепсов есть свой святой – преподобный Иона. Он уроженец Шокши, в XVI веке основал неподалеку монастырь. Возрождение этой обители, уверен, поможет возрождению народа.

– На флаге Вепской волости изображен крест. Как местное самоуправление относится к религии, к Церкви?

– Помогают как могут. Но монастырь настолько разрушен, что силами волости его не восстановить. В конце декабря прошлого года решением Священного Синода нашей Яшезерской обители дан официальный статус. Надеюсь, это поможет привлечь федеральные средства. Пока же в мае начнем строительство двухэтажного блочного здания для подворья. Место выделили в центре Шелтозеро, рядышком со старой церковью. Сейчас там клуб, но скоро он выедет в новое здание, и храм передадут нам. Пока что братии всего три человека, но люди обращаются, недавно вот из Прибалтики приезжали. Отбор тщательный, поскольку жизнь в обители будет истинно монашеская, уединенная. Монастырь находится в лесу, ближайший населенный пункт Шокша – в 20 километрах.

– Часто бываете там?

– Постоянно молебны служим, паломников возим. Летом со студентами Петрозаводского университета займемся расчисткой, в том числе в Преображенском храме, где под спудом покоятся мощи святого Ионы.

По крупицам собираем сведения о монастыре. Есть у нас фотографии пещеры, в которой перед смертью, удалившись от людей, подвижничал сам Иона. Но не знаем, где в лесу пещера находится и кто ее обнаружил. Судя по одежде людей на фото, нашли ее в 80-е годы. Через вашу газету просим откликнуться тех, кто что-либо знает об обители и ее последних насельниках. И добро пожаловать на наш сайт, который недавно открылся. Там можно прочитать об истории монастыря, о преп. Ионе Яшезерском, посмотреть фото.

Записал М.Сизов
На снимках:
вепский национальный костюм жениха; развалины Яшезерского монастыря;
вход в пещеру прп. Ионы (снимок 80-х годов).

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга