НАУКА И ХРИСТИАНСТВО 

ИНЬ-ЯН, ПИФАГОР И... СВЯТАЯ ТРОИЦА

Возможно ли познать Бога, Божий замысел о мире через Его творение? Создавая вселенную, оставил ли Господь в мироздании какие-то знаки, символы, предназначенные нам для прочтения и постижения Его величия? Ответ на эти вопросы по-разному звучит в публиковавшихся у нас статьях «Царица наук», «На краю непознанного мира» и «Вид из «брейгелевского» окна». К возникшей дискуссии присоединился еще один автор, статью которого печатаем в сокращении. Сразу заметим, что не со всеми его утверждениями мы согласны, о чем сказано в комментарии. Надеемся, читателю будет интересно и полезно самому критически прочитать эту статью, которая отражает дуалистическое мировоззрение.

Триада Гегеля

В статье «На краю непознанного мира» профессор кафедры теоретической и прикладной физики Вологодского пединститута В.Яцкевич дал свою оценку «попыткам увидеть в микромире проявление троичности Бога». Он, в частности, написал, что «относиться к ним надо осторожно». Замечание справедливое. Между тем феномен троичности настолько явен, что замалчивать его было бы неправильно.

Еще до наступления эры христианства люди знали о троичности как о фундаментальном принципе мироустройства. Это знание, оставшееся с древнейших времен, было зашифровано в фольклоре, древнекитайском символе Тай Цзи, календаре южноамериканского народа майя и др.

Принцип триады (противоположность + противоположность = единство) как фундаментальный принцип мироустройства проходит основной линией во многих философских школах. Учение о двух началах, лежащих в основе всего сущего, идет от Анаксимандра Милетского, Парменида и Гераклита. По Гераклиту, «вечное становление» возможно как единство противоположностей. Согласно воззрениям Пифагора, то, что приводит противоположности к единству, и создает все в космосе. По Платону, истина достижима посредством сведения противоречащих сторон в единое и целое. У Платона «третье есть единство обоих». Плотин продолжил учение Платона о триаде.

Идея единства противоположностей развивалась в XV-XVI веках Николаем Кузанским и Джордано Бруно. При этом противоположности ими рассматривались не антагонистичными, а взаимодополнительными. Дальнейшее развитие этот принцип мироустройства получил у Гегеля, всякий процесс развития он связывал с триадой: ТЕЗИС – АНТИТЕЗИС – СИНТЕЗ. Сформулированный им закон ДИАЛЕКТИКИ – одна из вершин философии:

Тай Цзи

Символ Великого Предела Тай Цзи (на рисунке ниже) объединяет две противоположные, взаимодополняющие категории Инь и Ян в единое целое. Считается, что этот символ отражает фундаментальный принцип мироустройства. Он отображает гармоническое единение противоположностей по типу темного и светлого, мужского и женского, (+) и (–). Это два начала, выступающие всегда в парном сочетании. Этот символ воспринимается как эстетически совершенный образ:

Сравнивая графические изображения символа Тай Цзи и триады Гегеля, находим в них много общего. Симметрия темного и светлого в этом символе отображает противоположности по типу тезис – антитезис:

Многие ученые считают, что число «три» играет удивительную и таинственную роль в истории человеческой культуры. Практически у всех народов мира этому числу придается особое значение. Многие мыслители, например, Платон, Чжу Си, Гегель, указывали на то, что за троичностью скрывается бинарность (двоичность), что троичность и бинарность неразрывно связаны. В этом нетрудно убедиться, рассматривая графические начертания символа Тай Цзи и гегелевскую триаду. Третье, выступая в качестве синтеза, вбирает в себя противоположности и представляет собой единство противоположностей.

Триада отображает одну фундаментальную ячейку развития, поэтому к ней в полной мере подходит формулировка – «троица во единице». В фундаментальной триаде нельзя считать до трех. В этом состоит сложность понимания триад, в этом вся кажущаяся их парадоксальность и вся таинственность логики троичности.

Триады в физике

В 1864 году Максвелл открыл электромагнитное поле, которое образуется опять же от двух составляющих – электрической и магнитной. Действует тот же принцип диалектики.

В физике элементарных частиц сейчас известно уникальное явление, когда две абсолютно симметричные частицы – электрон и позитрон, вопреки ожидаемого самоуничтожения, во время анигиляции образуют новую частицу. Речь идет об образовании позитрония – первоатома вещественного мира. Когда позитрон контактирует с электроном, обе частицы аннигилируют, преобразуя свою массу в два гамма-луча направленных на 180 градусов (противоположно) друг от друга. На месте взрыва (анигиляции) образуется позитроний:

Этот атом является абсолютно симметричным физическим объектом. На примере его возникновения в физике изучаются важнейшие виды симметрии – зарядовая симметрия (С-инвариантность) и зеркальная симметрия (Р-инвариантность). Здесь действует тот же принцип: тезис-антитезис-синтез.

Здесь также стоит обратить внимание на парадоксальную особенность триад. В них нельзя считать до трех. Арифметика к ним неприменима. Очевидно, природа устроена не по «арифметическим» законам, ее законы намного сложнее. В нашем примере, когда есть электрон и позитрон, то еще нет позитрония; когда есть позитроний, то уже нет электрона и позитрона. Физикам хорошо известно, что позитроний есть новое вещественное образование. К нему не подходит принцип «состоять из...» Несмотря на то, что он образован электроном и позитроном, он не содержит внутри себя этих частиц.

Триады в биологии и генетике

В биологической эволюции точно по такой же триадной схеме происходит слияние мужской и женской половых клеток – гамет, в результате чего образуется зигота, способная развиваться в новый организм. Зигота образована объединением полярных гамет, и здесь мы снова видим проявление того же принципа: тезис-антитезис-синтез.

Мы опять видим парадоксальную особенность триад. В них нельзя считать до трех. Тройственность в триаде выступает не как три, а как целое. Здесь напрашивается аналогия с христианской Святой Троицей – «ТРОИЦЕЙ ВО ЕДИНИЦЕ», которая также не подвластна правилам арифметики. В нашем примере, когда есть гаметы, то еще нет зиготы, когда есть зигота, то уже нет гамет.

Точно по такой же схеме происходит репликация – процесс самовоспроизведения, самокопирования ДНК (на рисунке слева).

Надо отметить, что две молекулы, образующие новую молекулу, в этом случае не противоположны по своим характеристикам, а «комплементарны». То есть имеют такое взаимное соответствие в химическом строении, что подходят друг к другу, как ключ и замок. Выступ на одной поверхности молекулы соответствует полости на другой.

Именно эта комплементарность, представленная фундаментальной триадой «тезис-антитезис-синтез», является единственным универсальным механизмом матричного хранения и передачи генетической информации.

Природный принцип

Можно приводить и другие примеры. В итоге мы придем к тому, что принцип, построенный на логике троичности, охватывает все уровни организации материи от фундаментального физического поля и элементарных частиц до космических объектов Вселенной. Это не что иное, как универсальный природный принцип организации материи:

Золотое сечение

Теперь перейдем к математике. В ней хорошо известна последовательность, состоящая из чисел Фибоначчи, в которой каждый член последовательности образован суммой двух предыдущих членов последовательности (1,1,2,3,5,8…). Инвариантом (т.е. величиной, остающейся неизменяемой при тех или иных преобразованиях) этой последовательности является золотая пропорция, или знаменитое число Фидия (Ф=1,6180033…). С этим числом связана гармония, которая проявляется в природных явлениях и шедеврах искусства. Первая тройка чисел Фибоначчи (триада: 1,1,2), в которой третье число представлено суммой двух предыдущих чисел (1+1=2), демонстрирует не что иное, как фундаментальную гармонию, содержащуюся в фундаментальной триаде.

Таким образом, просматривается непосредственная связь логики троичности с золотой пропорцией. Поскольку логика троичности является универсальным природным принципом, то совсем не удивительным является тот факт, что золотая пропорция так часто встречается в природе.

Христианская Святая Троица

Особенности рассмотренных выше триад наиболее полно и содержательно представлены в христианской Святой Троице. И, как мы знаем, на протяжении уже двух тысяч лет не утихают научные и богословские споры вокруг этого. Человек не в состоянии представить себе единого Бога в трех ипостасях, поскольку это противоречит «здравому смыслу» и «арифметике». Но, как было показано выше, наиболее фундаментальные процессы из области физики и биологии тоже «противоречат арифметике».

Аналогии, выявленные в философии и науке, уже позволяют логически непротиворечиво воспринимать то, что утверждается в христианском догмате, но для обычного понимания представляет чрезвычайно высокий барьер – это единосущность, неслиянность и нераздельность Святой Троицы. Не будем забывать, что не все фундаментальные законы природы открыты наукой, а открытые законы не в полной мере обобщены и поняты. Требует своего осознания в науке новая логика – логика троичности, которая, на наш взгляд, должна дополнить формальную логику. Пока же для научного метода логика природы, как и логика Святой Троицы, – парадоксальны. Но это только сейчас. С раскрытием тайн природы Святая Троица получит свое логически безупречное обоснование. Наука при этом сама обогатится новой методологией, основанной на понимании троичности.

Н.КОСИНОВ

ВСЕМУ СВОЕ МЕСТО

Комментарий к статье «Инь-ян, Пифагор и... Святая Троица»

       Как верно отметил автор, уже 2000 лет «не утихают богословские споры» о Пресвятой Троице. И 2000 лет появляются все новые и новые ереси. Люди всячески пытаются приспособить к своему пониманию откровение о Триединстве Бога. Результатом таких попыток, как правило, становится «упрощение» Троицы до «двоицы». В некоторых случаях (арианство, манихейство и др.) подмена происходила явно, в других – едва заметно.

       «Аналогии, выявленные в философии и науке, уже позволяют логически непротиворечиво воспринимать то, что утверждается в христианском догмате Троицы», – пишет автор. Кажется, все замечательно: наука и философия теперь на службе религии. Поприветствуем... Но на чем основывается эта новая «логика троичности», с помощью которой предлагается переосмыслить христианский догмат? На принципе «единения противоположностей», который очень напоминает известную ересь. Еще в III веке манихеи учили о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. При этом они считали себя христианами. Позже, в средневековье, эта ересь расцвела пышным цветом, дав начало множеству странных учений и философских воззрений. Все это мы уже проходили.

       Между тем различие между так называемыми «триадами» и Троицей видно на простом примере. В церковном догмате говорится о трех Ипостасях Бога, Которые нераздельны (1) и неслиянны (1, 1, 1). А «единение противоположностей» предполагает два объекта, которые, объединяясь, создают третий (-1+1=1). Но даже не это главное. Кардинальнейшее различие заключается в том, что церковный догмат говорит о Боге, о Творце, а философские и научные «триады» – лишь о материальных явлениях в Его творении. В один ряд это никак не становится.

       Да и вообще было бы странно требовать от философии повторения того же, что дано в религиозном откровении. Если бы древнегреческому философу Пифагору кто-то сказал, что в Сущем единица равно троице, а троица равна единице, он бы счел его за сумасшедшего. Человеческий разум слишком ограничен, чтобы принять всю истину. Даже половинку истины ему сложно «переварить» - того же Пифагора с его «единством противоположностей» современники могли вполне считать безумным. Ведь каждый знал из житейского опыта, что соединение противоположностей (–1+1) должно равняться нулю. Если бросить кусок льда в костер, то погаснет костер, растает лед – все исчезнет, но ничего нового не станет. А Пифагор смеет утверждать обратное!

       Можно быть «безумным» в христианском смысле, о чем сказано в Евангелии: «иудеем убо соблазн, еллином же безумие» (1 Кор. 1, 23). Но Пифагор сам был эллином. Он, как и другие древнегреческие философы, положившие начало «науке о диалектике», следовали определенной логике. Узрев в природе единство и борьбу противоположностей, они обобщили это в мировоззренческий принцип. Позже от Гегеля к Марксу принцип развился в «диалектический материализм». Затем его применили на практике – и мы знаем, каким настоящим безумием это обернулось... Безрассудство проявилось уже в самой этой цепочке, где смешались естествознание (наблюдение природы), философия (общественное сознание) и идеология (практическая политика). Еще большим безумием было бы примешивать сюда и религию.

       Что общего между «триадой» Тай Цзи и догматом Пресвятой Троицы? В духовном плане Тай Цзи – чудовище, это единство тьмы и света, дьявола и ангела. Для Бога в «Символе Великого Предела» попросту нет места. Но мы и не должны искать в нем Бога, поскольку этот символ не принадлежит сфере религии. Он взят из другой области – естествознания. Если Тай Цзи вернуть в один ряд с упомянутым биологическим механизмом передачи генетической информации, то мы увидим, как «чудовище» вдруг обернется величайшим по мудрости и красоте символом.

       Всему свое место. И будущее науки, на мой взгляд, не в «диалектическом синтезе» знания и веры, а, напротив, в самоограничении, в осознании своего, четко определенного пути Богопознания.

М.ВЫГИН

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга