РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ 

«ЖАТВЫ МНОГО...»

Евангелие от Матфея, гл. 9, 27-38

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!

Лишенные естественного зрения слепцы были и духовно невидящими людьми. Наименование Христа сыном Давидовым означало в контексте той эпохи признание Его политическим вождем Израиля – Мессией, Который покорит для иудеев весь мир. И если бы Господь откликнулся на приветствие слепцов, это могло бы стать искрой, способной взорвать Ближний Восток.

Зная это, Спаситель мог пройти мимо несчастных, но Он увлек их в дом друзей, где и спросил без посторонних, веруют ли они в то, что Он может их исцелить. Больные веровали.

И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

Тот, кто видит в этом один лишь момент торжества Бога, сам не отличается остротой зрения. Каждое исцеление приближало Христа к Голгофе, возбуждая страшную ненависть к нему со стороны фарисеев. Помощь калекам, слепцам, воскрешение мертвых мешали Господу вести проповедь, создавали вокруг Его имени нездоровый ажиотаж. Так это происходит и поныне. Стоит замироточить образу, как иные люди совершенно теряют голову, другие – холодные сердцем – полагают, что это обман, и тоже искушаются. И лишь немногие тихо радуются милости Божией. Отчего же Господь творит чудеса? Из любви и сострадания.

Так было и со слепцами. Иисус готов к жертве, но не ищет смерти. Он просит слепцов никому не говорить о чуде, но они всем рассказывают о этом – не понимая, что убивают этим Христа. Из святых отцов лишь немногие склонны были оправдывать исцеленных. Большинство, в том числе св.Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт, сокрушались и скорбели по этому поводу.

привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.

После того, как слепцы в той местности разнесли весть о чуде, скрываться уже не было смысла. Поэтому Господь исцелил немого на глазах у многих. Отчего демон сковал уста человека, которому помог Спаситель, мы не знаем. Возможно, эта немота была отчасти добровольной. Человек молчал, зная, что стоит ему заговорить, и из него польются богохульства. Христос не смог пройти мимо такой беды. И здесь же мы видим подтверждение тому, что у него были основания опасаться широкой молвы об исцелениях. Фарисеи тут же обвинили Его в том, что Он исцеляет силой диавола.

Кто они такие, фарисеи, и есть ли они в наше время? С одной стороны – это ревнители и патриоты, которые искали славы семи тысяч, не преклонивших колен перед Ваалом. В разлагающейся, все более равнодушной к Богу Палестине эти люди составляли своеобразный орден борцов за веру. С другой стороны, они полагали себя главными распорядителями иудейской религии, единственными, кто может указывать Духу, где Ему веять, в какое время, при каких обстоятельствах. Недаром спор Спасителя с вождем фарисейской партии Никодимом был посвящен вопросам закона и благодати. Горячие головы делали фарисеев героями, а холодные сердца – негодяями. Впрочем, в Никодиме любовь к Богу возобладала над гордыней. Обратились и многие другие фарисеи, включая апостола Павла. Но большинство оказалось в стане смертельных врагов Христа. Который мог бы сказать, обратившись к Отцу: «Боже, убереги Меня от друзей (фанатичных приверженцев Ветхозаветной Церкви), а с врагами Я и Сам справлюсь».

Логика тех, кто обвинил Христа в служении диаволу, была проста: «Любой наш враг – враг Божий, колдун и пр.».

Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.

В русском переводе этот стих звучит не так энергично, как в греческом. Слово «сплагхнисфейс» – «сжалился» – образовано из слова «сплагхна», что значит «внутренности». Речь идет о сострадании, которые пронзает человека, когда все его тело болит от жалости.

«Изнурены» у Матфея обозначено было словом «эскулменой», что может означать ободранную, освежеванную тушу. Вот до какой степени были измучены лица тех, кого Господь созерцал. Оглядимся окрест: не только в Индии или Китае таких лиц бесчисленное множество, но и в православной России. На них усталость, уныние, безнадежность. А ведь каждого из этих людей можно пробудить любовью, к сердцу каждого найти дорогу. Но...

жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

Епископ Нестор Камчатский рассказывал, что в Индии и поныне живет несколько миллионов православных, правда, монофизитов. Однажды несколько этих «еретиков» прибыли в Европу и были строго допрошены афонскими иноками. По мере того, как они отвечали на вопросы, лица афонцев светлели. Ереси они не обнаружили. Беда была в другом. Эти потомки крещенных апостолом Фомой людей давно потеряли связь с живой жизнью Церкви. Они будто страдали какой-то формой анемии. И вот уже после революции в России один русский монах отправился к ним. И что же? Общины индийские начали расцветать, этот инок – человек, которого переполняла радость о Боге, – научил радоваться индийцев, вдохнул в них жизнь. Но он был один. Те, кого он спас от изнурения, молили о том, чтобы русские прислали к ним еще несколько человек, они готовы были влиться в нашу Церковь, но послать оказалось некого.

Потому что «жатвы много, а делателей мало». Миллиарды людей погибают во грехах, но мы не молим Бога о делателях, но, подобно фарисеям, протянем иной раз камень вместо хлеба, мертвую букву вместо живого слова. Проходим мы и мимо своих соотечественников, ограбленных духовно богоборцами. И наше тело не болит при этом от жалости, как у Спасителя. Так будем же молить Господина жатвы – Христа, чтобы Он послал побольше делателей на жатву Свою.

Составлено по толкованиям святых отцов и трудам современных богословов.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга