ХРОНОГРАФ 

БОГОМ ИЗБРАННЫЙ ПАТРИАРХ

К празднованию 75-летия Его Святейшества Патриарха Алексия II

«Большое видится на расстоянии» – справедливость этой поговорки в отношении к Патриаршему служению Святейшего Алексия II мы особо осознаем в эти юбилейные дни. В поздравительных речах и статьях принято подводить некие итоги жизни и деятельности человека. Часто это делается неискренне и по шаблону, но к нашему Святейшему это не относится. Еще раз повторимся: только сейчас, оглядываясь назад, на все непростые 12 лет его Патриаршества, понимаешь: Господь смилостивился над народом русским. Он дал нам в смутное время именно такого Патриарха, который с удивительным тактом, деликатностью, мудростью, дипломатичностью правит церковным кораблем, который, как и государство наше, сотрясают всевозможные нестроения или даже бунты «экипажа».

А ведь десять с лишним лет назад никто не ожидал, что Патриархом Всероссийским станет митрополит (тогда еще) Ленинградский и Ладожский Алексий (Редигер). У власти были коммунисты, действовал Комитет по делам религии, его служащие провели привычную им работу и ожидали, что Архиерейский Собор прислушается к мнению власти и выберет того кандидата, которого они рекомендовали... Это был достойнейший, старейший иерарх нашей Церкви покойный митрополит Питирим (Нечаев). А народ Божий – простые верующие люди – думал, что выберут митрополита Филарета (Денисенко), нынче лишенного сана, – потому что он был назначен местоблюстителем после кончины Святейшего Патриарха Пимена (Извекова). А Бог судил иначе...

Памятно то время, когда пришла к нам весть о том, что Патриархом избран владыка Алексей, и памятны те слова, которые были сказаны старцем-архимандритом Иоанном (Крестьянкиным): «Бог дал нам Патриарха. Его служение будет исповедническим». Их передавали в те дни из уст в уста с особым воодушевлением. Казалось, что речь идет об очередных гонениях, о грубом притеснении Церкви, но теперь справедливость этих слов открывается в совершенно ином значении.

Исповеднический подвиг Святейшего Патриарха Алексия состоял и состоит все эти годы в том, что он ведет вверенный ему Церковный корабль «Царским путем», избегая крайностей, он соблюдает в своих делах, словах и решениях золотую средину. Но, как известно, центристская позиция всегда вызывает неприязнь у людей крайне настроенных. И тут «правые» и «левые» сходятся в негодовании и недовольстве, упрекая Святейшего, одни – за либеральность, другие – за консерватизм.

Но, надо сказать, что не только «ревнители» с двух сторон вносят в Патриаршее служение Алексия II исповедническое начало, но и все мы – простые русские люди. Нельзя сказать, что мы с должным вниманием относимся ко всем «программным» высказываниям нашего Архипастыря. Не раз приходилось слышать и от верующих, и от неверующих слова недоумения и недовольства по поводу того, что «Патриарх молчаливо взирал на то, как грабят страну и уничтожают русский народ». А между тем достаточно внимательно прочесть интервью и речи, которые произносил Алексий II в 1990 годы, чтобы убедиться, что он постоянно обращался к социальным проблемам, он постоянно говорил о беззакониях, которые творились при «ельцинском режиме». Но говорил об этом не в агитационном и хамском тоне, а по-пастырски соболезнуя, сетуя о страданиях народа.

Не желая понимать тактичность и дипломатичность позиции Святейшего, некоторые верующие уже в самом начале его служения стали образовывать различные раскольнические движения. В то время «подметных писем» и активной кампании газеты «Русь православная» многих из нас от неразумных и предательских по отношению к Церкви поступков остановило письмо старца Софрония (Сахарова) – ответ на высказанное письменно старцем Псково-Печерского монастыря архимандритом Адрианом беспокойство. Вспомним отрывки из него, которые и до сих пор остаются актуальными: «Разруха, причиненная 70-летним самым безумным гонением против Христа, действительно разорила Церковь. И так как за эти 70 лет народ был отрезан от настоящего учения Церкви за истекшие века, то сейчас наблюдается путаница в сознании людей. ...Но, разрушив всю культуру аскетическую и богословскую, большевики, уничтожая людей и сжигая библиотеки, по промыслу Божию не тронули структуру Церкви. И эта структура возглавляется современным Патриархом России Алексием II. Единство Церкви, цельность ее возможны теперь только в соединении в этой структуре». В том же письме сказано о том, что «это Богом избранный Патриарх», и всегда нужно об этом помнить и, какие бы смущения и недоумения ни появлялись у нас, почитать его.

В связи с этим хочется коротко затронуть вопрос, который стал в назойливой и бестактной форме повторяться в последнее время: дескать, нельзя забывать о том, что «Патриарх – это не Папа Римский. Его слово не является законом». Да, действительно, положение православного Патриарха отличается от положения Понтифика. Папа имеет власть приказывать, отдавать распоряжения, его слово – закон. Положение православного Патриарха во многом определяется его личным авторитетом и среди епископата, и среди простых верующих. А лучше сказать: определяется той любовью, которую простой народ всегда (за исключением явных отклонений в ересь или безнравственное поведение) испытывает к своему Отцу, пекущемуся о всем народе Божием.

Приведем недавний пример: когда возникли сомнения и сеялись провокационные слухи по поводу обретенных в 1998 году мощей прп.Александра Свирского, для многих колеблющихся решающим был тот факт, что Святейший сам приехал поклониться и приложиться к великой святыне. Позднее его распоряжением был установлен и новый праздник 30 июля – день второго обретения мощей прп.Александра. Так же значимо было слово Святейшего и в отношении «екатеринбургских останков». Хотя тот, кто упрямо повторяет «патриарх – не папа римский», будет продолжать думать по-своему, чтобы он ни услышал из уст Святейшего. И эти люди тоже сколачивают исповеднический крест для Патриарха. Святейшему не позволительно «рубить с плеча», отвечать на все нападки на него лично и на Церковь, не «отмерив семь раз», – так, чтобы, угодив одним, не задеть чувства других.

Матушка Елевферия, многолетняя келейница Святейшего, в названном интервью очень просто объясняет, как это ему удается: он прежде всего монах. Он от раннего детства получил правильное духовное воспитание и дар молитвы.

Недавно мы узнали («Вера» писала об этом и опубликовала редкую архивную фотографию), что в детстве наставником маленького Алеши Редигера был прекрасный писатель, ныне прославленный исповедник Христов – В.Никифоров-Волгин. Известны духовная связь будущего Патриарха с валаамскими старцами и переписка с летописцем обители иеромонахом Иувианом. А сколько еще духовных тайн от нас сокрыто...

А верующему человеку всегда должны быть памятны слова апостола Павла о «сокровенном сердца человеке», о том, что «каждый стоит перед Богом», – и духовные глубины души знает только Дух Святой.

Итак, подойдя к празднованию 75-летнего юбилея Святейшего Патриарха Алексия II, возблагодарим Господа Бога, что Он дал нашей Церкви такого Предстоятеля, который умело отвечает на вызовы времени и при этом не теряет связи с Вечностью.

Л.ИЛЬЮНИНА

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга