ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ

СПАСЛИ, ТЕПЕРЬ БЫ СОХРАНИТЬ

Были и надежды прихода в глубинке

Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Вера». Я жду каждый раз ее все равно что весточку от самого близкого человека и читаю с большим интересом от первой страницы до последней. Во многих публикациях нахожу ответ на злободневные вопросы духовной жизни, многим приходам по-доброму завидую, что возрождается православие, люди объединяются вокруг своих духовных наставников. Особенно радуюсь за те общины, где смогли разбудить молодежь и школьников, за которыми будущее нашей страны, возрождение православной культуры и веры христианской.

И я хочу рассказать о приходе в с.Улеш, где в 1822 году была построена Петропавловская трехпрестольная церковь.

Перед Первой мировой войной в 16 селениях Петропавловского прихода проживало православных: 1551 человек мужского и 1584 женского пола. Как сообщается в книге «Вятская епархия» (Вятка, 1912 г.), главными занятиями прихожан являлись земледелие, огородничество и скотоводство, подсобными – ремесла: портняжное, чеботарное, шерстобитное, шорное, овчинное, плотницкое и кирпичное. Неудивительно, что церковь в Улеше сразу же была исполнена в камне. В 1867 году в селе появилась земская школа, позднее в д.Шеплянка – земское училище.

Рассказывают, что в тихую погоду звон колокола слышен был в Шапте и Цекееве, в Кувшинском и Мар-Лисе. В первые годы люди шли на богослужение сюда со всей округи на колокольный звон, пробираясь сквозь лесные чащи.

Репрессии 1930-х годов не обошли и эту святыню, она стала использоваться как склад для хранения зерна. Последний здешний батюшка о.Алексей долгое время служил на дому, совершал требы. Еще в декабре 1943 года мой отец, приехавший в отпуск с фронта, вместе с мамой ходил брать благословение к батюшке, у которого венчались в январе 1941 года.

Церкви закрыли, а народ веру не терял. В д.Ветлугаево, например, завели очередь на прием богомольцев, периодически собирались то в одном, то в другом доме. Когда стали преследовать – молились ночью, а у ворот выставляли охрану. В случае опасности богомольцы гасили свечи и брались за рукоделие. Так было во всей нашей округе. Нам, детям, было хорошо ходить крестным ходом вокруг деревни. Если долго не было дождя или горе какое у людей, брали свои иконы и с молитвой обходили вокруг деревни, окропляя крещенской водой поля, дома и огороды.

И такая молитва ограждала население. У нас в д. Б.Поломка, к примеру, не было пожаров, случаев самоубийства и даже разводов. Однажды в разлив реки Кокшага опрокинулась лодка со школьниками. На крик о помощи сбежались люди и никому не дали утонуть. Кто потом спиртом оттирал замерзших, кто чай кипятил, а кто на коленях с молитвой стоял. Всех спасли, выходили, вымолили.

Так же всем приходом встали и на защиту храма святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в 60-е годы прошлого столетия и спасли его от разрушения. Чтобы показать, что церковь не подлежит восстановлению, изуверы головешкой прочертили на ней полосу сверху донизу и, сфотографировав ее, документы отправили в Москву. Пришло разрешение сломать святыню. Прицепили трос к кресту колокольни и ночью включили в работу лебедку, но дежуривший сторож забил тревогу. Выскочивший спросонья А.Н.Петропавловских выстрелил вверх из охотничьего ружья. В это же время лопнул трос, подрубленный смельчаком в отсутствии изуверов. С тех пор никто к храму подойти не посмел.

Когда в 1989 году по ходатайству прихожан церковь вернули верующим, они взялись обихаживать ее. На собранные деньги купили железо на крышу, снесли сюда хранившиеся по чуланам иконы и церковную утварь и стали молиться, как умели. А.П.Кузнецова поехала в епархию к владыке Хрисанфу с прошением направить в этот приход священнослужителя. После 18-й командировки старушка привезла наконец радостную весть. Но батюшка Михаил, не прослужив и полгода, уехал, говорят, к себе на Украину.

Господь не оставил приход сиротой, послал сюда восемь лет назад местного жителя – иерея Николая Бакшаева, только что создавшего семью и рукоположенного во священники по рекомендации ныне покойного игумена Григория (Зверева) (о нем рассказывала «Вера», № 375, 2000 г., «Званый и избранный»). Не прямой и для о.Николая оказалась дорога к храму. «Слава Богу, что Господь направил меня на путь истинный, открыл мне глаза и привел меня к Себе, – говорит батюшка. – В служении Ему я нахожу облегчение, просветление моей грешной душе. Он послал мне добрых людей, которые помогли выбраться из мирской суеты. Ведь учась в школе, мы больше верили учителям, а не родителям и бабушкам. Крещеные были, а росли маловерами, в храмы ходить боялись, зато грехи творить не боялись. После армии я жил в Саратове, работал мотористом-рулевым, плавал по Волге, Дону и Каме. Здесь познакомился с сектантами «Свидетели Иеговы», но понял, что их секта не нашей веры. Появилось желание поглубже изучить христианское вероучение. Несколько раз прочитал Святое Евангелие, изголодавшаяся душа потянулась к другим священным книгам».

После смерти отца Николай вернулся в Кикнур, где началось обустройство молебного дома. Я его попросила поработать денек-другой, мы рады были каждым рабочим рукам. Парню дело пришлось по душе. С каким желанием он трудился, причем за мизерную плату, это надо было видеть. А когда освятили молельный дом, стал помогать батюшкам, приезжавшим служить к нам, начал чаще задерживаться на клиросе, учился читать шестопсалмие, а потом Апостол.

– Но настоящим духовным отцом стал для меня игумен Григорий, – вспоминает о.Николай. – Вселил в меня уверенность и дал рекомендацию в Вятскую епархию. Он же благословил наш союз с матушкой Анной и посоветовал нам служить в Улеше.

Сейчас у о.Николая самые близкие помощники – школьники Дмитрий Черепанов, Роман Вараксин и Антон Чесноков. Они летом церковь снаружи красить помогали, в свободное от занятий время батюшке в алтаре прислуживают.

И стоит эта церковь, как невеста в белом одеянии, среди «Хатыни». Ведь вокруг нее разрушенные, покинутые людьми дома и поля, зарастающие новой порослью леса, где вместо хлеба растут грибы. Колхоз давно развалился, молодежи приходится уезжать или жить на пенсию родителей. А приходишь сюда на богослужение и забываешься настолько, что словно нет у нас никакой печали, одна радость на сердце. И домой уходить не хочется. Вот так и живут этот старинный храм и маленький бедный приход – благодаря стараниям батюшки и его немногочисленных помощников, забытые всеми, кроме Бога.

Чтобы выжить в этой ситуации, батюшка занимается скотоводством. Но это не мешает ему совершать службы. Бывает, что при пустом храме они вдвоем с Валерием Валентиновичем все равно служат все праздничные дни. За все время они и в отпуске ни разу не были, кроме как только во время заочной учебы с матушкой в епархиальном духовном училище.

Несколько раз Агафья Прокопьевна, та, что в епархию ездила, стояла у последней черты, а придет к ней батюшка, примет ее покаяние, приобщит Христовых Таин... и, смотришь, 85-летняя старушка опять в храме хлопочет. Хоть с двумя палочками добирается до него за 3 км из М.Шудума, а по силе и дело находит.

В канун Рождества Пресвятой Богородицы прошлого года Господь послал сюда большое испытание: утонула младшая из трех дочерей батюшки – Машенька. Переживали всем приходом. Люди боялись, что о.Николай не выдержит и покинет храм. Но промыслом Божьим добрые люди направили их за советом в соседнюю Марийскую республику, к мудрому старцу протоиерею Иоанну – у него они нашли не только утешение в скорби, но и получили добрый совет не оставлять приход.

– Вашу девочку Господь взял к Себе. Теперь она за вас самая близкая молитвенница перед Всевышним, – вразумил их о.Иоанн. – А детей вы будете других спасать, для вас все должны быть родными.

И, действительно, все пошло в лучшую сторону. Библиотекарь Г.Сакникова пригласила певчую церковного хора поговорить с детьми о духовности. Беседа Евгении Васильевны заинтересовала ребят, и директор школы Л.В.Зарницына предложила ей, бывшей учительнице, вести уроки на эту тему. Назвали их «Великое русское слово». Матушка на одном из занятий предложила учащимся познакомиться со сценарием праздника «Рождество Христово». Катя Козьминых, Света Рыжикова, Роман Вараксин, Дима Черепанов, Антон Чесноков (Дед Мороз), Аня Кузнецова (Снегурочка), Таня Зорницына (Звездочка), Лиза Бакшаева (Елочка) с большим желанием стали готовиться к спектаклю, и 8 января праздник прошел удачно. Все действо проходило в сопровождении духовных песнопений матушки Анны и Евгении Васильевны. Им помогали и дети. А в конце вечера для ребят накрыли столы для чаепития. И дети, и родители получили большое удовольствие. Люди, уходя, говорили: «Словно в церкви побывали».

Когда готовился такой праздник к Пасхе, желающих было столько, что всем не хватало ролей, приходилось организаторам придумывать новых действующих лиц. Каждую репетицию ребята начинают с молитвы. «Отче наш» уже выучили, сейчас осваивают другие.

У иерея Николая тоже открылось, как говорят, второе дыхание: он снова продолжил восстанавливать роспись в храме (у него такой талант проявился несколько лет назад). Ведь приглашать живописца не на что. Если поднять цены на требы, у бедствующего населения нет денег и зарабатывать негде. Вот батюшка и берется за все сам, насколько сил хватает. И все понимают, что, если он покинет приход, церковь будет сиротствовать так же, как сейчас Падеринская, прекраснейшая святыня, без о.Григория, которой он отдал все свои силы, в которой спасались люди всей округи в трудные атеистические годы.

Выстоят ли эти храмы сегодня? Один Господь знает. Но хочется верить, что выстоят. Ведь надежда умирает последней. Спаси нас всех, Господь, страждущих.

Г.ПЕТРОПАВЛОВСКИХ
п.Кикнур, Кировская обл.

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга